Что делать, если ребенка «травят» в школе. Как защитить ребенка от нападок сверстников: советы родителям Что делать если учителя травят ученики

Буллинг не закончится, пока в него не вмешаются взрослые

Пост москвички Натальи ЦЫМБАЛЕНКО, опубликовавшей в «Фейсбуке» историю о том, как ей удалось поставить на место обидчиков сына, вызвал лавину откликов. «Мне очень грустно от того, что эта тема оказалась такой востребованной », - написала женщина. Она объяснила, почему ее сын стал объектом травли, и выразила надежду, что ее опыт поможет тем, чьи дети попали в похожую ситуацию. Вот рассказ Натальи.

Мой сын после младшей школы поступил в гимназию. Быстро сформировался костяк класса, так называемых крутых, которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Имя сына - Петя, его стали обзывать «Педя». Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок - «некрутой».

Сын и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Та в разговорах с родителями рассуждала на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. Но нанимаю сыну тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою. Драться Петр теперь умеет и не боится. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет. И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости», попал в ситуацию денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

Мишу дважды «развели на деньги», обещая купить вейп и не покупая. Ведь если хочешь быть крутым - ты должен курить вейп! Маме Миши эти подростки просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит еще более прекрасное: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?» А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

  1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. В итоге нас стало трое - три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции и села писать заявление.

Фактов, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два: переписка участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами.

Предъявила фотожабы на Петю и скрины с аккаунта, где эти фотографии были размещены.

  1. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других учеников.
  2. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но сказала, что позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили, какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.
  3. Я позвонила директору школы на номер телефона, указанный на сайте. Сказала, что принесу заявление. Назначили время.
  4. Заявление на 20 с лишним страницах я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы и отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.
  5. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов.
  6. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».
  7. Восемь человек встречались со мной и мужем в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась.
  8. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних и нами. Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет.
  9. Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. Никто не ожидал, что мы пойдем бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.
  10. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий. Звонил представитель депобра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

Вывод: буллинг не закончится, пока в ситуацию не вмешаются взрослые. Пока травящие не поймут и не ответят по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Определение деятельности школы и учителя как процесса оказания услуг создает специфику взаимоотношений семьи и школы. Учитель, по мнению таких родителей, должен постоянно говорить: «Чего изволите?», приседая в почтительном реверансе, извиняться и сносить всяческие родительские выходки.

Летом этого года газеты с какой-то садистской изощренностью сообщили о том, что правоохранительные органы задержали социального педагога Центра образования №1601 Дмитрия Лубнина, что на него заведено уголовное дело. Называю Димину фамилию, потому что СМИ не просто открыли ее всем, но совершили беспрецедентный шаг - поместили фото учителя сначала на своих страницах, а потом и в Интернете. Еще не было завершено следствие, еще не было определено, виновен или нет, а журналисты уже вынесли свой приговор. Хорошо, что летом детей не было в городе, иначе Лубнину было бы еще тяжелее от таких наветов. Ведь человек, в обязанности которого входят защита прав и поддержка ребенка, обвинялся в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетнего.

Не скрою, напечатанное вызвало недоумение у всех, кто знал Диму. В 29 лет он уже кандидат политических наук, победитель конкурса профессионального мастерства «Педагогический старт» в номинации «По ступеням мастерства», финалист Северного окружного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2009», в 2011 году стал победителем окружного конкурса «Социальный педагог года»! Несколько лет Дмитрий был членом Западного окружного совета молодых педагогов, сегодня он член Молодежной палаты при Мосгордуме, председатель Московского молодежного научного общества, общественный инспектор Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Талантливый, серьезный, он чрезвычайно активен в профессиональной и общественной деятельности.

Известие, что Лубнину предъявили обвинение, перечеркивающее все, чего он добился к 29 годам, все восприняли по-разному. Готовность защищать честное имя коллеги тут же выразили учителя Центра образования №1601, где он работает, члены Западного, Северного и Московского городского советов молодых педагогов. Засомневались в его невиновности вышестоящие инстанции, получившие жалобу родителей, а также правоохранительные органы, которым положено сомневаться и которые немедленно приступили к расследованию этого дела. Что же стало поводом для обвинения?

Эта история, как рассказывает директор ЦО №1601 Елена Козырева, началась еще в 2008 году, когда ученик четвертого класса вдруг пожаловался классному руководителю на то, что его дома избивают. Медицинское обследование подтвердило факт жестокого обращения с ребенком, школа передала документы в правоохранительные органы, поставив ребенка и семью на внутришкольный учет. Хотя факт жестокого обращения с ребенком был установлен, отчим мальчика посчитал себя оскорбленным всем случившимся. Как говорят учителя, после этого мужчина неоднократно обещал, что отомстит школе. Месть была изощренной и продуманной: человек решил вести поиск уязвимых мест в работе педагогов, вовлекать в конфликты родителей и соучеников пасынка. Правда, считает Елена Анатольевна, задача у него была нелегкой, так как Центр образования №1601 - одна из лучших школ столицы, тут отлажена система здоровьесбережения, безопасности учащихся, собран сильный педагогический коллектив, организовано психологическое и социально-педагогическое сопровождение ребят.

А теперь представим, в какое положение попал ребенок, который, с одной стороны, уже не мог сказать правду учителям о том, как с ним обращаются в семье, а с другой стороны, постоянно слышал дома весьма нелестные отзывы о своих учителях. Педагоги не могли не заметить, как резко ухудшились его отношения с другими учениками и учителями, как стало меняться поведение мальчика - он стал агрессивным, прогуливал уроки, устраивал истерики, ночевал у одноклас­сников, боясь идти домой (о чем их родители потом сообщали в школу), периодически пропадал на несколько дней, после чего замыкался, не шел на контакт, почему-то категорически отказываясь от плановых медицинских осмотров в школе (может быть, потому что его продолжали бить в семье?).

Школа пыталась найти контакт с семьей, но практически все ее усилия отклика не имели. Педагоги вспоминают, что мама общения с работниками школы избегала, отчим в школу приходил, но всегда скандалил, угрожал, видимо, считая, что только так можно защищать (от кого?!) права пасынка. Иногда в школу приходила женщина, представлявшаяся гувернанткой. После очередного продолжительного отсутствия ребенка и конфликта по этому поводу с его отчимом администрация школы направила сообщение в правоохранительные органы. Это на какое-то время охладило накал страстей, но, по сути дела, мало помогло в налаживании отношений семьи и школы.

Ребенок избрал в этой ситуации не лучший вариант поведения - он оскорблял классного руководителя, причем день ото дня все изощреннее, мог исписать доску нецензурными словами в адрес педагога, на уроке бросить бутылку в учителя, вылить воду из вазы с цветами на компьютер, стоящий на столе у преподавателя. В конфликт вовлекались соученики мальчика. Когда из школы ушли два учителя, которые вели уроки в этом классе, в него оказались вовлечены уже родители - они написали обращение директору школы с просьбой исключить мальчика из школы и обеспечить их детям возможность учиться в нормальной обстановке. В ответ его мама обвинила клас­сно­го руководителя в том, что она организовала травлю ее сына, написала по этому поводу жалобу директору. Обстоятельства конфликта с этого момента вышли за пределы одного класса, стали известны уже всей школе, для его разрешения был привлечен общешкольный родительский совет, но все это мало помогало нормализовать отношения.

Что должна была делать школа в этой ситуации? То, что и положено делать настоящим педагогам. Педагоги старались направить энергию ребенка в позитивное русло, в результате, несмотря ни на что, он нормально учился, был журналистом в школьной телестудии, занимался в музее боевой славы. Но при этом снова пропадал, после чего следовал очередной срыв.

Основная тяжесть работы с мальчиком легла на плечи педагога-психолога и социального педагога. Напомню: в 2011 году Дмитрий Лубнин был признан в округе лучшим социальным педагогом, и ему нужно было оправдать доверие, тем более что к нему обращались за помощью многие педагоги, работавшие с этим трудным мальчиком. Работу социального педагога осложняло то, что мальчик был склонен к фантазиям, особенно часто врал тогда, когда был виноват и старался избежать наказания.

В какой-то момент стало ясно, что в дело должны вмешаться милиция и прокуратура, так как семья не помогала, а мешала школе, в результате чего постоянно страдал мальчик. Вот тут и произошло неожиданное: мама обвинила социального педагога, работавшего с ее сыном, в сексуальных домогательствах.

Обвинение было серьезным, УВД Северного округа провело проверку заявления мамы и отказало в возбуждении уголовного дела. Невиновность педагога косвенно подтверждало то, что мама длительное время продолжала отправлять ребенка в школу, в которой якобы совершают насилие над ним, не обращалась при этом ни к администрации, ни к директору. Даже беглое знакомство с жалобой позволяло увидеть нестыковки. Мама писала, что социальный педагог домогался ее сына в своем кабинете, но своего отдельного кабинета у социального педагога нет. В тех местах, где это, по ее предположениям, могло происходить, установлены постоянно работающие видеокамеры (система безопасности в школе признана одной из лучших в городе). На этажах школы на переменах дежурят учителя, охрана школы постоянно ведет видеонаблюдение. Во всех кабинетах школы работают веб-камеры, администрация школы может постоянно контролировать учебно-воспитательный процесс. Самое главное, что при общении социального педагога с мальчиком всегда присутствовали сотрудники, а в школе практически нет мест, где с ребенком можно бесконтрольно уединиться на сколько-нибудь продолжительное время.

Попытки поговорить с мамой ни к чему не приводили, во время проверки ее заявления она то разворачивала обвинительную кампанию против школы в Интернете, то обращалась к директору с требованием организовать надомное обучение ее сына. После того как УВД отказалось завести уголовное дело, мама обратилась в Администрацию Президента РФ, и уголовное дело против социального педагога все-таки было возбуждено, у него взяли подписку о невыезде, дело взяла под контроль Общественная палата Российской Федерации. Дмитрий Лубнин, отстаивая свои честь и достоинство, согласился на все предложенные следствием экспертизы. Тем временем родители забрали мальчика из школы и переехали в другой город. Создается впечатление, что сделали то, что хотели, - отомстили школе и педагогам, ославили на всю страну и исчезли из поля зрения. Мальчика они, конечно, увезли с собой, что... сильно беспокоит педагогов школы. Настоящих педагогов!

«Мы хотели бы, чтобы правоохранительные органы заинтересовались отчимом ребенка. Очевидно, что мальчик панически боится этого человека. Мы просим истребовать материалы из ПДН ОВД по Савеловскому району, куда школа неоднократно обращалась, опросить коллег учителя, родителей других учеников, с которыми работает наш социальный педагог, - говорит директор школы Елена Козырева. - У нас нет сомнений в невиновности Дмитрия Лубнина, в его порядочности. Его коллеги-педагоги, родительский совет, который вместе с нами пытался разрешить сложную ситуацию, поддерживают молодого педагога. Это наша гражданская позиция!»

Позицию Елены Анатольевны действительно разделяют педагоги, которые приняли обращение в защиту своего коллеги: «К сожалению, обстоятельства нашего времени таковы, что наряду с позитивными изменениями в системе образования, с признанием особой роли педагога в деле воспитания подрастающего поколения учитель все чаще становится самой незащищенной фигурой российского общества - мишенью для унижения, очернения со стороны непорядочных людей, в распоряжении которых находятся для этого любые средства и возможности. Человек, от которого зависит будущее России, сегодня как никогда сам нуждается в правовой защите! Участие мужчин в педагогическом процессе становится опасным, если учителя так легко оболгать. К нам постоянно обращаются различные средства массовой информации. Мы вынуждены учиться специальной деятельности, хотя никогда не стремились к этому, и очень нуждаемся в поддержке учительского сообщества. После публикации материалов об обвинении педагога на всю страну отчиму мальчика открыта дорога для клеветы на педагогический коллектив, директора и других сотрудников».

Сегодня Дмитрий Лубнин продолжает работать в своей школе, где ему по-прежнему доверяют, где его уважают за высокий профессионализм. Остается гадать: когда с учителя снимут все обвинения, обратятся ли он и коллектив школы в суд для того, чтобы им возместили моральный ущерб? Если в наши рыночные времена за все нужно платить, то пусть заплатят и те, кто без всяких оснований возвел клевету.

Ни для кого не секрет, что в переходном возрасте дети становятся очень жестокими. В каждом классе обязательно есть одна или несколько «жертв». Что делать, если эта нелегкая роль досталась именно Вашему ребенку?
Я знаю о школьной травле не понаслышке.

Всю свою жизнь я была отличницей, умницей и тихоней. Училась на одни пятерки, не пила, не курила, не ругалась матом, не рассказывала пошлых анекдотов. Занималась в различных кружках, писала стихи – родители и учителя души во мне не чаяли. Но одноклассники…

Впрочем, их тоже можно понять. Меня все время ставили им в пример – разумеется, это раздражало. К тому же, у меня были СОВЕРШЕННО противоположные интересны, и я выглядела белой вороной. А кто любит белых ворон?

Кроме того, я была безответной и физически слабой. В общем, идеальный объект.

Не помню точно, с чего все началось – но растянулась травля на долгие три года. Это были, пожалуй, худшие три года в моей жизни, которые не слабо осложнили мой переходный период и даже – что скрывать – довели до мыслей о самоубийстве.

НО: я справилась и смогла реабилитироваться. Во многом это заслуга моей мамы. И, частично, моей собственной интуиции. Итак, обо всем по порядку.

Чем опасно такое психологическое давление?

Обычно такая неприятность случается со школьниками именно в переходном возрасте, т.е. когда идет становление личности и характера молодого человека.
Таким образом, есть очень большая вероятность, что плохие отношения с ровесниками оставят свой отпечаток в виде комплексов, недоверия к людям, отсутствия силы воли, уверенности и способности принимать решения.

Или же, напротив, могут стать причиной озлобления. Как одна, так и другая крайность негативно сказывается на дальнейшей социальной адаптации личности.

Как противостоять школьной травле?

1. Разобраться в причинно-следственных связях.

Один из первых и самых важных факторов удачного преодоления психологического давления – четкое понимание причинно-следственных связей.
Когда подросток попадает в такую трудную ситуацию, первый вопрос, который он задает себе – «Почему я?».

Чаще всего «жертва» не виновата. Единственная вина такого подростка в том, что он чем-то явно отличается от других. Но бывают и исключения.
Таким образом, сначала нужно ответить на вопрос: «Сделал ли я что-то плохое тем, кто возглавляет травлю?» Если ответ – нет, значит, причина не в жертве. Это очень важное положение.

Ребенок должен понять, что он не виноват в сложившейся ситуации.

Не виноваты его очки, его шрам, его худоба/полнота, веснушки, прыщи и так далее. Это понимание защитит от комплексов. Важно дать себе установку: да, я имею право быть таким, какой я есть. Я не должен меняться только ради того, чтобы понравиться своим одноклассникам.

Мне в этом плане ОЧЕНЬ помог тот факт, что мои лучшие подруги были вне школы. К тому же, они были старше. И они принимали меня такой, какой я была. Это помогло понять, что дело не во мне.

Причина травли – в самих мучителях. Полноценный, уверенный в себе человек НИКОГДА не будет издеваться над тем, кто слабее его. Это – способ самоутверждения и борьбы с собственными комплексами.

Это очень важный фактор, который Вы должны объяснить своему ребенку: «они издеваются над тобой, потому что они слабые. Они не нашли другого способа самореализации и, задирая тебя, таким образом борются с собственными страхами. Они стали «нападать» на тебя только потому, что сами боялись оказаться на твоем месте. За это они достойны жалости».

Да, это тоже решающая ступень преодоления – заменить чувство ненависти к обидчикам – чувством жалости. Кроме того, в некоторых случаях высказанное сочувствие может стать неплохим оружием.

Особенно это касается девочек, т.к. у мальчиков вопросы нередко решаются дракой. Если сказать мучителю: «Знаешь, а мне тебя жалко. Ты пытаешься меня задеть, потому что боишься. Потому что тебе самому – плохо», - в некоторых случаях это может стать завершением конфликта, потому что, «наступив» ему на самое больное, вы отбиваете охоту задирать вас.

По крайней мере, в моем случае это работало.

2. Игнорировать.

Да, это может показаться странным, но самый эффективный способ противостояния травле – это игнор. Обидчикам нужна реакция. Нужны слезы. Нужно, чтобы ребенок бегал за ними и пытался отобрать свою вещь.

Если не реагировать на обидные слова и толчки – обидчикам очень скоро надоест. Так что выдержка, выдержка и еще раз выдержка.

Первое время игнор дается нелегко. Трудно молчать, когда внутри все кипит от праведного негодования, но, поверьте, это того стоит. Не отзываться на обидные клички. Не огрызаться на грубости. Не пытаться отобрать свои вещи. Тогда обидчики быстро потеряют интерес.

У меня часто отбирали пенал, портфель или шапку, ожидая соответствующей реакции. Я в ответ со скучающим видом говорила: «Когда наиграешься, вернешь на место, ладно?». Сперва это вызывало злорадный смех, но в конце концов, все случалось по-моему: наигравшись, вещь бросали около моей парты или на одной из соседних.

Также именно благодаря тотальному игнору ко мне не прилепилась ни одна из обидных кличек.

3. Никогда не показывать, что тебе больно.

Еще один очень важный и очень сложный шаг. Те, кто затеял травлю, не должны видеть слез жертвы. Никогда.

Конечно, первое, чего хочется в такой момент – это плакать. И плакать можно и даже нужно – это отличный способ снять стресс. Но никто не должен этого видеть.

Поэтому – терпеть. Если совсем невмоготу, отпрашиваться на уроке, выходить в туалет и плакать там. Я, например, уходила плакать в школьный гадероб. По дороге домой или дома. Но никогда – на глазах у своих мучителей.

Если они не будут видеть, как тяжело подросток переносит травлю, они скоро потеряют интерес, так как такой процесс не будет вызывать морального удовлетворения, ради которого травля и затевалась.

Да, держать себя в руках – очень сложно, но это того стоит.

4. Не жаловаться учителям.

То, что учителя не вмешиваются – не значит, что они ничего не видят. Педагоги понимают, что их заступничество может только сильнее навредить подростку.

Поэтому, как бы ни было трудно, жаловаться учителям – нельзя. Во-первых, это проявление слабости, которое в данной ситуации недопустимо. Во-вторых, ябед в подростковой среде не любят еще больше, чем белых ворон.

Искать защиты у учителей можно, но другим способом – оставаться с ними на перемене. Задавать вопросы относительно домашних заданий или любых интересующих вещей. Разумеется, в присутствии учителя никто не станет задирать ребенка.

5. Родители не должны вмешиваться.

Самое худшее, что может сделать родитель в такой ситуации – это вмешаться, искать управу на обидчиков через их родителей. Такое подростку точно не простят и травля, которая могла бы закончиться очень быстро, растянется на долгие-долгие годы.

Да, очень трудно смотреть на происходящее со стороны и не вмешиваться, но Вы должны это сделать. Ради своего ребенка.

При этом нужно объяснить подростку, что вы - на его стороне. И, если что, он может на Вас рассчитывать. Что Вы не вмешиваетесь, не потому, что Вам все равно, а потому, что знаете: если заступитесь за него – станет еще хуже.

Дайте ребенку понять, что Вы знаете о происходящем и всегда готовы его выслушать. Этого будет вполне достаточно.

Я частенько плакала у мамы на коленях. она гладила меня по волосам и говорила: «Ну хочешь, я позвоню маме Даши/Кати/Саши?». Я, конечно, не позволяла. Но самого факта, что мама спрашивает, мне хватало, чтобы держаться.

6. Злость на самого себя.

Да, как бы странно это ни звучало, злость тоже помогает. Я говорю не о ненависти к себе, а о спортивной злости, благодаря которой люди даже встают с инвалидного кресла.

Звучит этот посыл примерно так: «Почему я позволяю этим людям портить мне жизнь? Почему меня вообще должно волновать, что они обо мне думают?»

К кому-то эта злость приходит сама, в ком-то ее стоит подстегнуть.

Именно эта злость помогла мне в свое время встать на ноги. Это было уже после слабины в виде мыслей о самоубийстве. В какой-то момент я проснулась и поняла, что чуть не дошла до того, что готова была погубить свою жизнь...

И все из-за чего? Из-за того, что закомплексованные одноклассники играют в волейбол моим любимым пеналом?! Произошел щелчок в голове, я разозлилась и поняла, что больше никому не позволю портить себе жизнь.

Когда они перестали чувствовать мою реакцию даже на психологическом уровне, меня оставили в покое.

7. Эскапизм.

Еще одной очень полезной штукой при борьбе с последствиями школьной травли является возможность убежать от реальности хотя бы ненадолго и разгрузиться – ментально и морально.

Для этой цели подойдет абсолютно любое увлечение: коллекционирование, чтение, спорт, танцы – что угодно, что позволит занять досуг.

Часто «затравленные» подростки находят себе кумиров среди музыкантов и актеров. Не стоит этому мешать. Подросток опирается на своего кумира, как на костыль, и, погружаясь в его биографию, ненадолго забывает о собственных проблемах.

Кроме того, истории успешных людей часто содержат ключи к преодолению трудностей. В кумире подросток обретает опору и друга, и это делает его сильнее.

Так было в моей ситуации. И я очень благодарна маме за то, что она поддержала мое увлечение: позволила развесить фотографии, слушать музыку, разрешала покупать книги.

Именно с тех пор, как я обзавелась увлечением, мне стало по-настоящему наплевать на одноклассников и то, что они обо мне думают. И за это меня стали уважать.

Таким образом, в начале восьмого класса травля ПОЛНОСТЬЮ сошла на нет. Мы стали нормально общаться с теми, кто прежде меня прессовал (на уровне чистых формальностей, конечно).

А с некоторыми из зачинщиков даже подружились в выпускных классах, когда они наконец-то разобрались с собственными комплексами.

Меня недолюбливали до конца, но стали уважать. Вплоть до того, что классе в 10-м впервые пригласили на коллективную пьянку. Я, конечно же, отказалась, но это было показателем моей полной безоговорочной победы.

Таким образом, последний совет. Который я могу дать: не нужно искать одобрения, нужно искать уважение.

Искренне надеюсь, что кому-нибудь поможет мой жизненный опыт.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Ситуация сложная, конечно. Зависит от степени безумности родителей и администрации. Мы видим сейчас только одно мнение о ситуации, давайте попробуем ответить на Ваши вопросы.

Куда обратиться? Трудовая инспекция, профсоюз (можно вступить), СМИ.
Как себя вести? Спокойно, сдержанно, безэмоционально. Ни в коем случае не оправдываться. Если родители явно высказывают претензии, ходатайствуете перед директором о совещании: Вы, руководитель МО, завуч, директор, родитель собираются и под протокол ведут беседу. Вы заявляете (первым), что такой-то ученик не справляется с заданиями, не владеет темой и т.д. Вы открываете рабочую программу по своему предмету, там есть требования к знаниям ученика на конец года, есть темы по четвертям. Говорите, что эти темы учеником не изучены, он рискует получить "неуд", при этом Вы первый назначаете даты сдачи зачетов (не после урока, а во время урока - такие контрольные даты), когда Вы спросите ученика и по каким темам. Вы можете пригласить на этот урок завуча или коллегу из МО для объективности выставления оценки. Под протокол это все записывается, пишете все на диктофон, называете дату собрания, всех присутствующих лиц. Соответственно, все угрозы тоже будут записаны на диктофон, если администрация и родители осмелятся. В свою защиту Вы собираете и храните все листочки, контрольные, можно ксерокопии (фото) тетради ученика, где видно, что он не выполняет ДЗ и не работает на уроке. То есть Вы как хороший учитель, обеспокоенный судьбой ученика, ставите в известность под протокол все заинтересованные лица о том, что ученик не справляется. Если он не будет что-то учить - Ваша совесть чиста, если Вы ученику знания дали и относились к нему ровно, как к остальным. Все угрозы становятся записанными и их можно использовать против них. Живете спокойно.
Как программа-минимум просто пишете докладную о том, что ученик не успевает, берете подпись с ученика (где он собственноручно пишет), что не успевает, оценки такие-то, на бесплатные доп. занятия такого-то числа не пришел, собираете все листочки и контрольные, при отсутствии д/з, неявки на урок и т.д. берете с учеников (всех, кто провинился, а не с одного) объяснительные записки. Можно на официальном сайте школы продублировать дни Ваших консультаций, куда все могут прийти и задать вопрос. С родителями без свидетелей не разговаривать (лучше сразу несколько свидетелей), по телефону не разговаривать, не оправдываться.
Я не знаю, насколько сильна у Вас степень конфликта, но я лично при неуспевании учеников, когда было ясно, что за четверть грозит "2", брала объяснительные и обращалась к директору. И ничего, учили, делали ДЗ.
Но обратите внимание, что к ребенку нужно обращаться вежливо, как-то особо не выделяя его.

Уволить Вас - не уволят, а вот проверки могут проводить. Обоснованные. Нужно быть всегда готовым к урокам, документацию вести аккуратно и своевременно.

Можно намекнуть между делом, что у Вас есть друзья/родные в определенных структурах / органах / СМИ, и с Вами бодаться себе дороже потом обойдется. Можно намекать не прямо директору, а через тех сотрудников, кто с ним близок, наверняка в коллективе как-то из уст в уста информация доходит до директора.

P.S. И на счет грамот и дипломов. Если это не от оф. лиц, Министерств, Департаментов образования, а от каких-то сайтов, коих сейчас сотни, то на них рассчитывать не стоит. Качество работы учителя может определяться уровнем обученности, категорией, распространением своего опыта очно, проведением курсов, лекций, выступлений на коференциях (очных), письмами от каких-то известных лиц, участием учеников в олимпиадах, отзывами других учеников и родителей, проверками метод. службы школы. Сайтам доверия мало сейчас.

Содержание статьи:

Буллинг в школе - это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации заведения и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

Методы прекращения буллинга в школе

Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Как бороться с ним эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.

Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее - пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.

Правильные методы включают:

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника . Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:
  1. Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность . Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе


При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.

В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:

  • Внешние проявления . Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
  • Изменения характера . Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
  • Одиночество . Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно.
В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей. Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:
  1. Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
  2. Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
  3. Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя - найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, ГОРОНО - такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.

Оставшись сам на сам в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.



Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.

Главная профилактическая мера буллинга в школе - это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.

Наиболее удачное время для профилактики насилия - младшая школа. Задача - научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.

Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.

Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.


Как бороться с буллингом в школе - смотрите на видео:


Самая большая ошибка - замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.