Интервью стюардесс. Если полоса черная, значит она взлетная! Что самое тяжелое в работе стюардессы

Вы сюда работать пришли, а не путешествовать

В первое время был энтузиазм, хотелось везде поездить, все посмотреть. Сейчас хочется просто выспаться в отеле. Те же маршруты, те же города, я все уже видела. Если рейс короткий, после посадки в самолете делается уборка и сразу летим обратно. Если полет длится больше пяти часов - это называется «командировка». Тогда перерыв между перелетами может длиться от 12 часов до четырех дней, включая отдых. Чаще всего успеваем только поспать в гостинице, сходить в магазин и поесть. Никто не запрещает вместо сна поехать смотреть страну, но на следующий день ты будешь никакая. Как нам говорят: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать».

Посмотреть мир можно в отпуске. Главный бонус работы в авиакомпании - мы платим примерно 30% от обычных тарифов. Нам дают билеты «на подсадку»: если нет мест - не улетаем. Но можно заранее посмотреть загрузку на самолет и прикинуть шансы. Один раз мест не было, и я летела на «станции» (откидное место для бортпроводников). Мы, летный состав, имеем право. А вот у наземных работников авиакомпании, которым также дают скидочные билеты, такого права нет. Привилегия сомнительная: практически восемь-девять часов сидеть на табуретке.

Некоторые стюардессы, когда летят пассажирами, умудряются помогать «своим» на кухне. Это опасно: если там заметят человека без формы - могут оштрафовать. А некоторые, наоборот, отдыхают на всю катушку. Как-то наши бортпроводники летели в отпуск, напились и буянили. Их, правда, не уволили, но бессрочно лишили права на билеты со скидкой.

Жаловаться нельзя - сразу вычислят

Отношение к нам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Осталась всего одна крупная авиакомпания - на одну вакансию теперь десятки претендентов. Если пассажир пишет жалобу, в 90% виновата ты. Есть целый отдел, который, разбирает жалобы, обзванивает пассажиров - спрашивают, уточняют... Все для клиента. Если решат, что ты виновата, урежут зарплату на полгода либо будешь летать по России - каждый день в Самару, например.

А куда денешься? Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять. Вот и делаешь, что тебе скажут. Так, сейчас в связи с тем, что «в мире накаленная обстановка», мы сами убираем самолеты - в Питере, Екатеринбурге. Почему «накаленная обстановка» влияет именно на эти города - неизвестно. Если высказываешь недовольство, в открытую говорят: «Пиши заявление, будешь по России летать полгода».

Бастовать нельзя, жаловаться нельзя - сразу вычислят. Один раз я в социальной сети оставила иронический комментарий к посту об улучшении условий работы сотрудников авиакомпании, меня сразу вызвали в отделение: «Ты, девочка, ничего не перепутала?» Недавно еще запретили выкладывать в интернет фотки в форме.

Лучше лететь больным

При трудоустройстве мы проходим серьезную медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем начхать на наше здоровье. Например, считается, что перелет через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит, могут поставить четыре Нью-Йорка подряд.

Если полет долгий, один из пилотов идет спать в «бизнес» - для них выделяются специальные места. Мы работаем без отдыха, хотя в десятичасовых рейсах у нас есть два места в конце «эконома». Учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого, поэтому никто этим правом не пользуется.

Бывает, что мы спим всего несколько часов за двое суток. Например, недавно на Сахалине была плохая погода, пришлось разворачиваться, чтобы приземлиться в Хабаровске. После вынужденной посадки нас вместе с пассажирами развезли по гостиницам, объявив, что через несколько часов погода улучшится и мы попробуем взлететь снова. Наконец самолет благополучно приземлился в Сахалине. Там нас должна была сменить другая команда на обратный рейс. Вдруг командир говорит: «Сейчас люди выйдут, зайдут новые, и вы полетите обратно в Москву» - и мы работали еще девять часов. Это как раз был мой второй рейс после отпуска - такое ощущение, что и не отдыхала.

Если во время медосмотра перед рейсом у бортпроводника скачет давление, с рейса снимают. Летишь обратно пассажиром, потом едешь в больницу обследоваться - тебе за это ничего не будет, но и не заплатят. Если же просто болит голова или легкая простуда, лучше лететь больным.

Пилотов никто не любит

Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Штат 10 000 человек, 20 рейсов в одном направлении в день - невелика вероятность, что попадешь в один самолет с тем, с кем летали раньше.

Пилотов никто не любит. Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты - редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила.

Пилоты в основном переговариваются с диспетчерами, выставляют высоту. Обычно их двое - командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули. Если кто-то из них выходит из кабины, один из нас садится на его место. Это правило ввели год назад, после того как в Германии пилот закрылся и разбил самолет с пассажирами.

У меня не было отношений с пилотами. Хотя многие подолгу встречаются, даже женятся. Нередко пилоты летают с женами-стюардессами или с любовницами - можно попросить, чтобы вас вместе планировали в рейс.

Поменять класс обслуживания за взятку

По правилам запрещено находиться на борту в нетрезвом состоянии. Если мы видим, что кто-то налегает на спиртное, отбираем бутылку и возвращаем только после рейса. Но часто алкоголь подливают из распечатанных пакетов Duty Free втихаря. Бывает, замечаешь, что стакан мокрый (бумажные стаканчики промокают от крепкого алкоголя) или что от человека пахнет, но что-то предпринять имеешь право, только если видишь бутылку с соответствующей этикеткой. Нельзя сказать: «Я знаю, что у вас в коле виски» - не докажешь, да еще и жалобу могут написать. Максимум можно сделать замечание.

Раньше на борту могли поменять класс обслуживания за взятку, разрешить покурить на кухне. Сейчас за этим строго следят, и каких-то способов заработать нет. Хотя как-то раз мы летели в Ниццу и одна семейная пара припрятала свою бутылку вина. Люди солидные, было очевидно, что напиваться не собираются. Он пришел на кухню, протягивает тысячу: «Можно нам льда, пожалуйста, стаканчик?» Был еще случай, когда мужчины нам духи подарили просто так. Но такое очень редко бывает.

Если парочка уединяется в туалете, нет правил, по которым мы должны ее выгонять. Так что можно воспользоваться... Правда, мне ни разу не пришлось, хотя пять лет уже в небе. Один раз летела в бизнес-классе в отпуск со своим парнем и была такая мысль, но постоянно были люди на кухне (она рядом) - как-то неудобно. Лучше, чтобы не было никого на кухне или все спали. Хотя туалет очень просто открывается, без ключа. Но это если крайний случай.

Серьезные проблемы доставляют только пьяные. После Нового года был рейс в Пхукет, летела семья: жена, муж и маленький ребенок. Родители напились, поссорились и стали драться. Мы отобрали у них бутылку, сделали замечание - и все. На самом деле полагается вызвать в аэропорту полицию и сопровождать их в участок. Но кому охота ехать не пойми куда после долгого рейса, тратить на это свое время? Если сильно буянят и есть риск для пассажиров, решение принимает командир. Может, например, совершить экстренную посадку - все билеты аннулируют, виновник оплачивает потраченное на посадку топливо, его забирают в полицию.

Должна присесть, чтобы быть ниже пассажира

Как правило, нас заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в бизнес-отделении. Если таких нет (кроме старшей стюардессы), выбирают по стажу или добровольцев - далеко не всем нравится работать в «бизнесе».

Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что вы будете?» Поэтому, если ты хочешь гнуть спину, иди в «бизнес». Это не обязательно, но рекомендовано.

Некоторые пассажиры требуют к себе особенного отношения. У авиакомпании есть золотая, серебряная, платиновая карточки. Они выдаются тем, кто часто летает, и означают разного рода привилегии: VIP-зал ожидания, более комфортное кресло, программы скидок и бонусов… Но на самолете эти карточки ничего не значат. Максимум, что мы можем сделать для такого пассажира, - пересадить его в более комфортное кресло, если остались свободные.

Самые веселые - китайцы

На самом деле самые ужасные пассажиры - русские: постоянно что-то просят и спрашивают. Иностранцы более спокойные. Китайцы самые классные: все время веселые, ни по-русски, ни по-английски не разговаривают, только улыбаются. Сейчас, в кризис, в основном одни иностранцы летают.

Больше всего раздражает, когда пассажиры спрашивают всякую ерунду. Предлагая напитки, всегда перечисляем ассортимент: сок яблочный / томатный/ апельсиновый, вода, «Кола», «Спрайт», но всегда найдется кто-то, кто спросит: «А ананасовый есть?» Или, допустим, долгий рейс, в начале полета мы раздаем меню на обед и ужин. Когда развожу еду, спрашиваю у пассажира: «Что будете?» «А что есть?» Да все то же самое, что написано в меню, ничего не подвозили!

Или вот еще. В багажном отсеке находится специальное отделение для животных. Некоторые зовут нас и просят: «Посмотрите, как он там?» Так и хочется сказать: «Сейчас, только из самолета выйду, залезу в багажный отсек и посмотрю».

В бизнес-классе есть гардероб, в «экономе» - нет. То есть есть, но только для наших вещей. Но из персонала всегда находятся «добрые люди», которые говорят: «Ладно, давайте я ваше

Вы сюда работать пришли, а не путешествовать

В первое время был энтузиазм, хотелось везде поездить, все посмотреть. Сейчас хочется просто выспаться в отеле. Те же маршруты, те же города, я все уже видела. Если рейс короткий, после посадки в самолете делается уборка и сразу летим обратно. Если полет длится больше пяти часов — это называется «командировка». Тогда перерыв между перелетами может длиться от 12 часов до четырех дней, включая отдых. Чаще всего успеваем только поспать в гостинице, сходить в магазин и поесть. Никто не запрещает вместо сна поехать смотреть страну, но на следующий день ты будешь никакая. Как нам говорят: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать».

Посмотреть мир можно в отпуске. Главный бонус работы в авиакомпании — мы платим примерно 30% от обычных тарифов. Нам дают билеты «на подсадку»: если нет мест — не улетаем. Но можно заранее посмотреть загрузку на самолет и прикинуть шансы. Один раз мест не было, и я летела на «станции» (откидное место для бортпроводников). Мы, летный состав, имеем право. А вот у наземных работников авиакомпании, которым также дают скидочные билеты, такого права нет. Привилегия сомнительная: практически восемь-девять часов сидеть на табуретке.


Некоторые стюардессы, когда летят пассажирами, умудряются помогать «своим» на кухне. Это опасно: если там заметят человека без формы — могут оштрафовать. А некоторые, наоборот, отдыхают на всю катушку. Как-то наши бортпроводники летели в отпуск, напились и буянили. Их, правда, не уволили, но бессрочно лишили права на билеты со скидкой.

Жаловаться нельзя — сразу вычислят

Отношение к нам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Осталась всего одна крупная авиакомпания — на одну вакансию теперь десятки претендентов. Если пассажир пишет жалобу, в 90% виновата ты. Есть целый отдел, который, разбирает жалобы, обзванивает пассажиров — спрашивают, уточняют... Все для клиента. Если решат, что ты виновата, урежут зарплату на полгода либо будешь летать по России — каждый день в Самару, например.

А куда денешься? Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять. Вот и делаешь, что тебе скажут. Так, сейчас в связи с тем, что «в мире накаленная обстановка», мы сами убираем самолеты — в Питере, Екатеринбурге. Почему «накаленная обстановка» влияет именно на эти города — неизвестно. Если высказываешь недовольство, в открытую говорят: «Пиши заявление, будешь по России летать полгода».

Бастовать нельзя, жаловаться нельзя — сразу вычислят. Один раз я в социальной сети оставила иронический комментарий к посту об улучшении условий работы сотрудников авиакомпании, меня сразу вызвали в отделение: «Ты, девочка, ничего не перепутала?» Недавно еще запретили выкладывать в интернет фотки в форме.

Лучше лететь больным

При трудоустройстве мы проходим серьезную медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем начхать на наше здоровье. Например, считается, что перелет через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит, могут поставить четыре Нью-Йорка подряд.

Если полет долгий, один из пилотов идет спать в «бизнес» — для них выделяются специальные места. Мы работаем без отдыха, хотя в десятичасовых рейсах у нас есть два места в конце «эконома». Учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого, поэтому никто этим правом не пользуется.

Бывает, что мы спим всего несколько часов за двое суток. Например, недавно на Сахалине была плохая погода, пришлось разворачиваться, чтобы приземлиться в Хабаровске. После вынужденной посадки нас вместе с пассажирами развезли по гостиницам, объявив, что через несколько часов погода улучшится и мы попробуем взлететь снова. Наконец самолет благополучно приземлился в Сахалине. Там нас должна была сменить другая команда на обратный рейс. Вдруг командир говорит: «Сейчас люди выйдут, зайдут новые, и вы полетите обратно в Москву» — и мы работали еще девять часов. Это как раз был мой второй рейс после отпуска — такое ощущение, что и не отдыхала.

Если во время медосмотра перед рейсом у бортпроводника скачет давление, с рейса снимают. Летишь обратно пассажиром, потом едешь в больницу обследоваться — тебе за это ничего не будет, но и не заплатят. Если же просто болит голова или легкая простуда, лучше лететь больным.

Пилотов никто не любит

Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Штат 10 000 человек, 20 рейсов в одном направлении в день — невелика вероятность, что попадешь в один самолет с тем, с кем летали раньше.

Пилотов никто не любит. Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты — редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила.

Пилоты в основном переговариваются с диспетчерами, выставляют высоту. Обычно их двое — командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули. Если кто-то из них выходит из кабины, один из нас садится на его место. Это правило ввели год назад, после того как в Германии пилот закрылся и разбил самолет с пассажирами.

У меня не было отношений с пилотами. Хотя многие подолгу встречаются, даже женятся. Нередко пилоты летают с женами-стюардессами или с любовницами — можно попросить, чтобы вас вместе планировали в рейс.

Поменять класс обслуживания за взятку

По правилам запрещено находиться на борту в нетрезвом состоянии. Если мы видим, что кто-то налегает на спиртное, отбираем бутылку и возвращаем только после рейса. Но часто алкоголь подливают из распечатанных пакетов Duty Free втихаря. Бывает, замечаешь, что стакан мокрый (бумажные стаканчики промокают от крепкого алкоголя) или что от человека пахнет, но что-то предпринять имеешь право, только если видишь бутылку с соответствующей этикеткой. Нельзя сказать: «Я знаю, что у вас в коле виски» — не докажешь, да еще и жалобу могут написать. Максимум можно сделать замечание.

Раньше на борту могли поменять класс обслуживания за взятку, разрешить покурить на кухне. Сейчас за этим строго следят, и каких-то способов заработать нет. Хотя как-то раз мы летели в Ниццу и одна семейная пара припрятала свою бутылку вина. Люди солидные, было очевидно, что напиваться не собираются. Он пришел на кухню, протягивает тысячу: «Можно нам льда, пожалуйста, стаканчик?» Был еще случай, когда мужчины нам духи подарили просто так. Но такое очень редко бывает.

Если парочка уединяется в туалете, нет правил, по которым мы должны ее выгонять. Так что можно воспользоваться... Правда, мне ни разу не пришлось, хотя пять лет уже в небе. Один раз летела в бизнес-классе в отпуск со своим парнем и была такая мысль, но постоянно были люди на кухне (она рядом) — как-то неудобно. Лучше, чтобы не было никого на кухне или все спали. Хотя туалет очень просто открывается, без ключа. Но это если крайний случай.

Серьезные проблемы доставляют только пьяные. После Нового года был рейс в Пхукет, летела семья: жена, муж и маленький ребенок. Родители напились, поссорились и стали драться. Мы отобрали у них бутылку, сделали замечание — и все. На самом деле полагается вызвать в аэропорту полицию и сопровождать их в участок. Но кому охота ехать не пойми куда после долгого рейса, тратить на это свое время? Если сильно буянят и есть риск для пассажиров, решение принимает командир. Может, например, совершить экстренную посадку — все билеты аннулируют, виновник оплачивает потраченное на посадку топливо, его забирают в полицию.

Должна присесть, чтобы быть ниже пассажира

Как правило, нас заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в бизнес-отделении. Если таких нет (кроме старшей стюардессы), выбирают по стажу или добровольцев — далеко не всем нравится работать в «бизнесе».

Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что вы будете?» Поэтому, если ты хочешь гнуть спину, иди в «бизнес». Это не обязательно, но рекомендовано.

Некоторые пассажиры требуют к себе особенного отношения. У авиакомпании есть золотая, серебряная, платиновая карточки. Они выдаются тем, кто часто летает, и означают разного рода привилегии: VIP-зал ожидания, более комфортное кресло, программы скидок и бонусов… Но на самолете эти карточки ничего не значат. Максимум, что мы можем сделать для такого пассажира, — пересадить его в более комфортное кресло, если остались свободные.

Самые веселые — китайцы

На самом деле самые ужасные пассажиры — русские: постоянно что-то просят и спрашивают. Иностранцы более спокойные. Китайцы самые классные: все время веселые, ни по-русски, ни по-английски не разговаривают, только улыбаются. Сейчас, в кризис, в основном одни иностранцы летают.

Больше всего раздражает, когда пассажиры спрашивают всякую ерунду. Предлагая напитки, всегда перечисляем ассортимент: сок яблочный / томатный/ апельсиновый, вода, «Кола», «Спрайт», но всегда найдется кто-то, кто спросит: «А ананасовый есть?» Или, допустим, долгий рейс, в начале полета мы раздаем меню на обед и ужин. Когда развожу еду, спрашиваю у пассажира: «Что будете?» «А что есть?» Да все то же самое, что написано в меню, ничего не подвозили!

Или вот еще. В багажном отсеке находится специальное отделение для животных. Некоторые зовут нас и просят: «Посмотрите, как он там?» Так и хочется сказать: «Сейчас, только из самолета выйду, залезу в багажный отсек и посмотрю».

В бизнес-классе есть гардероб, в «экономе» — нет. То есть есть, но только для наших вещей. Но из персонала всегда находятся «добрые люди», которые говорят: «Ладно, давайте я ваше пальто повешу». И начинается: «Мне в прошлый раз повесили, а вы, такая-сякая, не хотите!» Так что я сразу веду себя как «злая», никому ничего не разрешаю. На всякий случай.

За что не любят пилотов? Почему русские - худшие пассажиры? Как пронести на борт алкоголь и разрешат ли покурить в туалете за взятку? Об этом и многом другом читайте далее.


«Вы сюда работать пришли, а не путешествовать»
В первое время был энтузиазм, хотелось везде поездить, все посмотреть. Сейчас хочется просто выспаться в отеле. Те же маршруты, те же города, я все уже видела. Если рейс короткий, после посадки в самолете делается уборка и сразу летим обратно. Если полет длится больше пяти часов - это называется «командировка». Тогда перерыв между перелетами может длиться от 12 часов до четырех дней, включая отдых. Чаще всего успеваем только поспать в гостинице, сходить в магазин и поесть. Никто не запрещает вместо сна поехать смотреть страну, но на следующий день ты будешь никакая. Как нам говорят: «Вы сюда работать пришли, а не путешествовать».
Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять
Посмотреть мир можно в отпуске. Главный бонус работы в авиакомпании - мы платим примерно 30% от обычных тарифов. Нам дают билеты «на подсадку»: если нет мест - не улетаем. Но можно заранее посмотреть загрузку на самолет и прикинуть шансы. Один раз мест не было, и я летела на «станции» (откидное место для бортпроводников). Мы, летный состав, имеем право. А вот у наземных работников авиакомпании, которым также дают скидочные билеты, такого права нет. Привилегия сомнительная: практически восемь-девять часов сидеть на табуретке.
Некоторые стюардессы, когда летят пассажирами, умудряются помогать «своим» на кухне. Это опасно: если там заметят человека без формы - могут оштрафовать. А некоторые, наоборот, отдыхают на всю катушку. Как-то наши бортпроводники летели в отпуск, напились и буянили. Их, правда, не уволили, но бессрочно лишили права на билеты со скидкой.


Жаловаться нельзя - сразу вычислят
Отношение к нам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Осталась всего одна крупная авиакомпания - на одну вакансию теперь десятки претендентов. Если пассажир пишет жалобу, в 90% виновата ты. Есть целый отдел, который, разбирает жалобы, обзванивает пассажиров - спрашивают, уточняют... Все для клиента. Если решат, что ты виновата, урежут зарплату на полгода либо будешь летать по России - каждый день в Самару, например.
А куда денешься? Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять. Вот и делаешь, что тебе скажут. Так, сейчас в связи с тем, что «в мире накаленная обстановка», мы сами убираем самолеты - в Питере, Екатеринбурге. Почему «накаленная обстановка» влияет именно на эти города - неизвестно.
Бастовать нельзя, жаловаться нельзя - сразу вычислят. Однажды коллега оставил недовольный комментарий в социальной сети, его тут же вызвали к начальству - объясняться.


Лучше лететь больным
При трудоустройстве мы проходим серьезную медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем начхать на наше здоровье. Например, считается, что перелет через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит, могут поставить четыре Нью-Йорка подряд.
Если полет долгий, один из пилотов идет спать в «бизнес» - для них выделяются специальные места.
Мы работаем без отдыха, хотя в десятичасовых рейсах у нас есть два места в конце «эконома». Учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого, поэтому никто этим правом не пользуется.
Обычно их двое - командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули

Бывает, что мы спим всего несколько часов за двое суток. Например, если плохая погода, приходится делать посадку в другом городе. В таком случае нас вместе с пассажирами развозят по гостиницам, пока погода улучшится, и можно будет продолжить полет. Но если из-за вынужденной посадки сбивается график работы, и сменная бригада не может нас заменить - работаем и на обратном пути, практически без отдыха.
Если во время медосмотра перед рейсом у бортпроводника скачет давление, с рейса снимают. Летишь обратно пассажиром, потом едешь в больницу обследоваться - тебе за это ничего не будет, но и не заплатят. Если же просто болит голова или легкая простуда, лучше лететь больным.


Пилотов никто не любит
Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Штат 10 000 человек, 20 рейсов в одном направлении в день - невелика вероятность, что попадешь в один самолет с тем, с кем летали раньше.
Пилотов никто не любит. Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: «Покормите меня». Понимающие пилоты - редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила.
Пилоты в основном переговариваются с диспетчерами, выставляют высоту. Обычно их двое - командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули. Если кто-то из них выходит из кабины, один из нас садится на его место.
У меня не было отношений с пилотами. Хотя многие подолгу встречаются, даже женятся. Нередко пилоты летают с женами-стюардессами или с любовницами - можно попросить, чтобы вас вместе планировали в рейс.


Поменять класс обслуживания за взятку
По правилам запрещено находиться на борту в нетрезвом состоянии. Если мы видим, что кто-то налегает на спиртное, отбираем бутылку и возвращаем только после рейса. Но часто алкоголь подливают из распечатанных пакетов Duty Free втихаря. Бывает, замечаешь, что стакан мокрый (бумажные стаканчики промокают от крепкого алкоголя) или что от человека пахнет, но что-то предпринять имеешь право, только если видишь бутылку с соответствующей этикеткой. Нельзя сказать: «Я знаю, что у вас в коле виски» - не докажешь, да еще и жалобу могут написать. Максимум можно сделать замечание.
Раньше на борту могли поменять класс обслуживания за взятку, разрешить покурить на кухне. Сейчас за этим строго следят, и каких-то способов заработать нет. Хотя как-то раз мы летели в Париж и одна семейная пара припрятала свою бутылку вина. Люди солидные, было очевидно, что напиваться не собираются. Он пришел на кухню, протягивает тысячу: «Можно нам льда, пожалуйста, стаканчик?».
Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира
Если парочка уединяется в туалете, нет правил, по которым мы должны ее выгонять. Так что можно воспользоваться... Правда, мне ни разу не пришлось, хотя десять лет уже в небе и часто летаем с мужем в отпуск. Бортпроводники постоянно суетятся на кухне (она рядом) - как-то неудобно. Лучше, чтобы не было никого на кухне или все спали. Хотя туалет очень просто открывается, без ключа. Но это если крайний случай.
Серьезные проблемы доставляют только пьяные. Как-то после праздников летела семейная пара. Муж с женой напились, поссорились и стали драться. Мы отобрали у них бутылку, сделали замечание - и все. На самом деле полагается вызвать в аэропорту полицию и сопровождать их в участок. Но кому охота ехать не пойми куда после долгого рейса, тратить на это свое время? Если сильно буянят и есть риск для пассажиров, решение принимает командир. Может, например, совершить экстренную посадку - все билеты аннулируют, виновник оплачивает потраченное на посадку топливо, его забирают в полицию.


Должна присесть, чтобы быть ниже пассажира
Как правило, нас заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в бизнес-отделении. Если таких нет (кроме старшей стюардессы), выбирают по стажу или добровольцев - далеко не всем нравится работать в «бизнесе».
Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: «Что вы будете?» Поэтому, если ты хочешь гнуть спину, иди в «бизнес». Это не обязательно, но рекомендовано.
Некоторые пассажиры требуют к себе особенного отношения. У авиакомпании есть золотая, серебряная, платиновая карточки. Они выдаются тем, кто часто летает, и означают разного рода привилегии: VIP-зал ожидания, более комфортное кресло, программы скидок и бонусов… Но на самолете эти карточки ничего не значат. Максимум, что мы можем сделать для такого пассажира, - пересадить его в более комфортное кресло, если остались свободные.


Самые веселые - китайцы
На самом деле самые ужасные пассажиры - русские: постоянно что-то просят и спрашивают. Иностранцы более спокойные. Китайцы самые классные: все время веселые, ни по-русски, ни по-английски не разговаривают, только улыбаются. Сейчас, в кризис, в основном одни иностранцы летают.
Больше всего раздражает, когда пассажиры спрашивают всякую ерунду. Предлагая напитки, всегда перечисляем ассортимент: сок яблочный / томатный/ апельсиновый, вода, «Кола», «Спрайт», но всегда найдется кто-то, кто спросит: «А ананасовый есть?» Или, допустим, долгий рейс, в начале полета мы раздаем меню на обед и ужин. Когда развожу еду, спрашиваю у пассажира: «Что будете?» «А что есть?» Да все то же самое, что написано в меню, ничего не подвозили!
Или вот еще. В багажном отсеке находится специальное отделение для животных. Некоторые зовут нас и просят: «Посмотрите, как он там?» Так и хочется сказать: «Сейчас, только из самолета выйду, залезу в багажный отсек и посмотрю».
В бизнес-классе есть гардероб, в «экономе» - нет. То есть есть, но только для наших вещей. Но из персонала всегда находятся «добрые люди», которые говорят: «Ладно, давайте я ваше пальто повешу». И начинается: «Мне в прошлый раз повесили, а вы, такая-сякая, не хотите!» Так что я сразу веду себя как «злая», никому ничего не разрешаю. На всякий случай.

До 1928 года функции бортпроводника выполнял второй пилот

Как бесплатно выучиться на бортпроводника? Каково это лететь в одном самолёте с детским хором или заключёнными с конвоем? Можно ли в самолёте сварить кофе в турке? Бортпроводница рассказала «Журналу ЖЖ» о требованиях к росту стюардесс, влиянии «лётной профессии» на семейную жизнь и отличиях от официантов.



- Что самое сложное в работе бортпроводника?

Самое сложное для меня - это встать в 4 утра на работу. Всегда говорю себе «главное встать, потом проснёмся». Особенно сложно зимой. Одинакового расписания на все дни нет, потому режим страдает.


- Слышны ли аплодисменты в кабине? И правда ли, что при посадке аплодируют только россияне?

Нет, в кабине их не слышно, но мы иногда рассказываем пилотам, что пассажиры передавали благодарность или очень хлопали на посадке. Некоторые считают, что это бред, но бывают такие посадки, что и похлопать не грех =)

На тему хлопают ли только россияне, точно сказать не могу, со станции не всегда видно, однако иногда присоединяются и иностранцы.


- Сколько времени занимает обучение на бортпроводника и дорого ли это? Всем ли это доступно?

Для того, чтобы стать бортпроводником нужно пройти медицинскую комиссию ВЛЭК в обязательном порядке. Так же сейчас при собеседовании проверяют знание иностранных языков. Основной - английский, но весомым плюсом будет знание ещё одного или нескольких иностранных языков. Всё-таки даже по России иностранцев летает очень много.

Обучение на бортпроводника занимает примерно 3 месяца. На курсах изучают всё, что касается перевозки пассажиров и багажа, правила безопасности, медицину, психологию и многое другое. Документальная база достаточно большая, и знать её нужно досконально. Так же мы проходим спасательную подготовку на воде и на суше, учимся тушить пожар в различных частях салона, но это уже на практике. Затем следует 30 часов практики в самолёте, и дальше ты из разряда стажёров переходишь в проводники.

Что касается курсов, то обучиться можно бесплатно за счёт авиакомпании, подписав контракт с ней на несколько лет.


Кадр из сериала «Пэн Американ», создатель Нэнси Халт Гэнис, 2011 год


- Есть ли какие-то суеверия среди экипажа?

По моим ощущениям, суеверия немного отошли в прошлое. Хотя некоторые из них связаны со здравым смыслом. Говорят, что фотографироваться перед вылетом - плохая примета. Ничего страшного конечно в этом нет, но отвлекаться от подготовки на фотосессию, возможно не стоит.

Так же есть хорошая фраза «сон и питание - основа летания». И действительно предполетный отдых соблюдать необходимо. Нормы даже регламентированы законом.

Ну и слово «крайний» вместо «последний» используется постоянно.


- Есть ли у вас талисман? Расскажите о нём, пожалуйста.

Я достаточно спокойно отношусь к украшениям и не особо верю в талисманы. Точнее я стараюсь их себе не придумывать. Часто бывает так, что люди забывая дома какую-то вещь, которая приносит им удачу начинают переживать и нервничать. Я считаю это отвлекающим фактором и стараюсь просто не создавать дополнительных ненужных переживаний. Однако у меня есть значок в виде самолёта, который мне подарила моя первая инструктор после окончания стажерской практики. Он практически всегда со мной, но это скорее память о человеке, чем талисман.


- Почему вы решили освещать в блоге свою профессиональную деятельность?

Мне хотелось писать. И как оказалось, это ещё и кому-то интересно. Я бы не сказала, что я освещаю именно профессиональную деятельность. Здесь в основном мои собственные впечатления от полётов и людей. А их, к счастью, много.


- Сколько примерно городов (и стран) вы уже посетили? Как постоянные перелёты влияют на быт и семейную жизнь?

Города не считала, но могу сказать, что место для магнитиков на холодильнике почти закончилось. Пора покупать 2ой =)

Такая работа на быт, конечно влияет: нельзя покупать скоропортящиеся продукты, практически бесполезно готовить, если кто-нибудь из домашних не поможет это съесть. Становишься «легким на подъём». Если раньше любую поездку нужно было продумывать досконально и двое суток собирать чемодан, то сейчас на сборы нужно 30 минут.

Что касается семьи, то она у нас практически вся семья авиационная, поэтому к моей работе относятся с пониманием.


Кадр из сериала «Пэн Американ», создатель Нэнси Халт Гэнис, 2011 год


- Если бы не авиация, то чем бы вы занимались? Как вы вообще пришли к тому, что хотите стать бортпроводником?

Наверно было желание сменить офис на что-то более интересное мне, хотелось путешествовать и получать за это зарплату. Искала себя во многом, но нашла в авиации. Возможно, это оптимальная деятельность для меня: работа с людьми, путешествия и прекрасные виды за окном.

Если бы не авиация, то не знаю... У меня и увлечения связаны именно с полётами - это планерный спорт. Но если представить, что совсем никак, то стала бы ветеринаром.


- Что чувствуете, когда летите в роли пассажира? Может быть, хочется делать какие-то замечания при неправильных действиях других бортпроводников?

Когда я лечу пассажиром, я просто отдыхаю, иногда стараюсь поспать. Но строго придерживаюсь мнения, что давать советы и мешать коллегам работать нельзя.


- Каких самых странных пассажиров вы встречали во время работы?

Один раз с нами летел детский хор, который под всеобщие аплодисменты исполнял практически любые песни. Очень красиво пели. И рейс остался в самых приятных воспоминаниях.

Несколько раз я возила заключенных с конвоем на регулярном рейсе. Опыт, прям скажем, интересный. На 3-ий раз было уже привыкла.

Ещё запомнился один пассажир в клетке. Это был огромный грустный Дог, который начинал жалобно скулить, когда от него отходил бортпроводник. Клетка была в заднем багажнике с доступом из салона. К концу полета почти все пассажиры интересовались как там собачка.

Из неприятного: буйный пассажир, которого пришлось снимать с милицией.


- Самая смешная история из рейса, которая приходит вам в голову?

Когда в нас собирался экипаж «кофеманов» я иногда брала с собой турку и варила кофе в шэде (духовке). Так получилось что крайний рейс был почти пустой. Турку положили в пакет и в телегу. На экипаж выдавали яблоки, которые лежали рядом. Спрашиваю пассажира на последнем ряду, что он будет пить. Пассажир отвечает «яблоко», имея ввиду яблочный сок. Решила пошутить и достала из телеги яблоко. Пассажир улыбнулся и сказал: «А конфетки у вас случайно нету?». Достаю, взлётную конфетку и отдаю ему. Поскольку их периодически просят, кладу несколько штук в телегу, чтобы далеко не бегать. Почти смеясь: «А может вы еще мне и кофейку заварного организуете?». Я со смехом достаю из телеги турку и вспоминая старый прикол говорю: «Вы потратили 3 желания». Кофе пассажиру пришлось сварить =)

Кадр из сериала «Пэн Американ», создатель Нэнси Халт Гэнис, 2011 год


- Есть ли какие-то традиционные шутки среди членов экипажа?

По ситуации. Но на авиационную тематику их много. В основном это какие-то байки старые и смешные.

У проводников шутки очень специфические и нелетающим будет очень сложно понять, более того я их сама не сразу начала понимать. Например в самолете место ограничено в связи с этим много шуток на тему того как складывать коробки от сока.


- Расскажите, пожалуйста, о профессиональном сленге. Есть ли какие-то выражения, которыми можно по незнанию вас обидеть?

Многие проводники не любят, когда их называют стюард/стюардесса, и говорят, что профессия называется «бортпроводник».

Многие обижаются, когда сравнивают работу проводника с официантом в самолёте. Круг обязанностей сильно отличается конечно. Помимо работы в салоне, есть ещё очень много невидимых для пассажиров вещей. Но лично меня это не задевает, я ничего плохого в работе официантом не вижу, а доказывать всем, что есть разница времени не хватит. Надо же чай налить всем =)


- Существуют ли какие-нибудь «лайфхаки», которые делают полёт ещё более комфортным для пассажиров?

Если не опаздывать на регистрацию или регистрироваться на сайте авиакомпании, то вам вряд ли достанутся места в конце салона. А значит вероятность того, что вам достанется рыба, мясо или курица возрастает.

Если вы летите в жаркую страну или из неё, берите с собой в салон самолета кофту. В коротких шортах тоже будет прохладно. Температура в самолете точно не будет поддерживаться на уровне 30 градусов тепла, а пледов на всех не хватает.

Если взять место у прохода, то в туалетную комнату будет проще попасть. И не придется беспокоить спящих соседей.

Если сдавать в багаж все лишнее, а в салон брать небольшую сумку, то места для ног будет больше.


- Почему в стюардессы берут только высоких девушек?

На самом деле - это миф. Стандартные требования авиакомпании относительно минимального роста девушек от 160–165 см. В бизнес авиацию предпочитают брать миниатюрных представительниц прекрасного пола.

Www.aeroflot.ru

За что не любят пилотов? Почему русские - худшие пассажиры? Как пронести на борт алкоголь и разрешат ли покурить в туалете за взятку? Об этом и многом другом - в откровенном интервью стюардессы одной из российских авиакомпаний туристическому порталу “Моя Планета” .

“Вы сюда работать пришли, а не путешествовать”

В первое время был энтузиазм, хотелось везде поездить, все посмотреть. Сейчас хочется просто выспаться в отеле. Те же маршруты, те же города, я все уже видела. Если рейс короткий, после посадки в самолете делается уборка и сразу летим обратно. Если полет длится больше пяти часов - это называется “командировка”. Тогда перерыв между перелетами может длиться от 12 часов до четырех дней, включая отдых. Чаще всего успеваем только поспать в гостинице, сходить в магазин и поесть. Никто не запрещает вместо сна поехать смотреть страну, но на следующий день ты будешь никакая. Как нам говорят: “Вы сюда работать пришли, а не путешествовать”.

Посмотреть мир можно в отпуске. Главный бонус работы в авиакомпании - мы платим примерно 30% от обычных тарифов. Нам дают билеты “на подсадку”: если нет мест - не улетаем. Но можно заранее посмотреть загрузку на самолет и прикинуть шансы. Один раз мест не было, и я летела на “станции” (откидное место для бортпроводников). Мы, летный состав, имеем право. А вот у наземных работников авиакомпании, которым также дают скидочные билеты, такого права нет. Привилегия сомнительная: практически восемь-девять часов сидеть на табуретке.

Некоторые стюардессы, когда летят пассажирами, умудряются помогать “своим” на кухне. Это опасно: если там заметят человека без формы - могут оштрафовать. А некоторые, наоборот, отдыхают на всю катушку. Как-то наши бортпроводники летели в отпуск, напились и буянили. Их, правда, не уволили, но бессрочно лишили права на билеты со скидкой.

Жаловаться нельзя - сразу вычислят


Отношение к нам со стороны начальства абсолютно наплевательское. Если пассажир пишет жалобу, в 90% виновата ты. Есть целый отдел, который, разбирает жалобы, обзванивает пассажиров - спрашивают, уточняют… Все для клиента. Если решат, что ты виновата, урежут зарплату на полгода либо будешь летать по России - каждый день в Самару, например.

А куда денешься? Где еще возьмут без опыта на зарплату в 70 000 рублей? Только если проституткой стоять. Вот и делаешь, что тебе скажут. Так, сейчас в связи с тем, что “в мире накаленная обстановка”, мы сами убираем самолеты - в Питере, Екатеринбурге. Почему “накаленная обстановка” влияет именно на эти города - неизвестно. Бастовать нельзя, жаловаться нельзя - сразу вычислят. Однажды коллега оставил недовольный комментарий в социальной сети, его тут же вызвали к начальству - объясняться.

Лучше лететь больным


При трудоустройстве мы проходим серьезную медкомиссию, почти как космонавты. Проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику. Зато потом всем начхать на наше здоровье. Например, считается, что перелет через Атлантику очень вреден из-за накапливающегося радиационного излучения. Раньше разрешали летать туда только раз в полгода. Сейчас за этим никто не следит, могут поставить четыре Нью-Йорка подряд.

Если полет долгий, один из пилотов идет спать в “бизнес” - для них выделяются специальные места. Мы работаем без отдыха, хотя в десятичасовых рейсах у нас есть два места в конце “эконома”. Учитывая, что бортовое питание предлагается каждые три часа, а в команде 12 человек, получается всего 20 минут отдыха на каждого, поэтому никто этим правом не пользуется.

Бывает, что мы спим всего несколько часов за двое суток. Например, если плохая погода, приходится делать посадку в другом городе. В таком случае нас вместе с пассажирами развозят по гостиницам, пока погода улучшится, и можно будет продолжить полет. Но если из-за вынужденной посадки сбивается график работы, и сменная бригада не может нас заменить - работаем и на обратном пути, практически без отдыха.

Если во время медосмотра перед рейсом у бортпроводника скачет давление, с рейса снимают. Летишь обратно пассажиром, потом едешь в больницу обследоваться - тебе за это ничего не будет, но и не заплатят. Если же просто болит голова или легкая простуда, лучше лететь больным.


Пилотов никто не любит


Каждый день, когда я прихожу на работу, у меня новые коллеги. Штат 10 000 человек, 20 рейсов в одном направлении в день - невелика вероятность, что попадешь в один самолет с тем, с кем летали раньше.

Пилотов никто не любит. Нам лететь, например, полтора часа, у нас полный бизнес-класс, а им плевать: “Покормите меня”. Понимающие пилоты - редкость. Я стараюсь по минимуму общаться с ними, и, если работаю в бизнес-классе, договариваюсь со старшей, чтобы я готовила, а она относила.

Пилоты в основном переговариваются с диспетчерами, выставляют высоту. Обычно их двое - командир и второй пилот. Мы должны каждые 15 минут заходить проверять, чтобы они не заснули. Если кто-то из них выходит из кабины, один из нас садится на его место. У меня не было отношений с пилотами. Хотя многие подолгу встречаются, даже женятся. Нередко пилоты летают с женами-стюардессами или с любовницами - можно попросить, чтобы вас вместе планировали в рейс.


Поменять класс обслуживания за взятку



По правилам запрещено находиться на борту в нетрезвом состоянии. Если мы видим, что кто-то налегает на спиртное, отбираем бутылку и возвращаем только после рейса. Но часто алкоголь подливают из распечатанных пакетов Duty Free втихаря. Бывает, замечаешь, что стакан мокрый (бумажные стаканчики промокают от крепкого алкоголя) или что от человека пахнет, но что-то предпринять имеешь право, только если видишь бутылку с соответствующей этикеткой. Нельзя сказать: “Я знаю, что у вас в коле виски” - не докажешь, да еще и жалобу могут написать. Максимум можно сделать замечание.

Раньше на борту могли поменять класс обслуживания за взятку, разрешить покурить на кухне. Сейчас за этим строго следят, и каких-то способов заработать нет. Хотя как-то раз мы летели в Париж и одна семейная пара припрятала свою бутылку вина. Люди солидные, было очевидно, что напиваться не собираются. Он пришел на кухню, протягивает тысячу: “Можно нам льда, пожалуйста, стаканчик?”.

Если парочка уединяется в туалете, нет правил, по которым мы должны ее выгонять. Так что можно воспользоваться… Правда, мне ни разу не пришлось, хотя десять лет уже в небе и часто летаем с мужем в отпуск. Бортпроводники постоянно суетятся на кухне (она рядом) - как-то неудобно. Лучше, чтобы не было никого на кухне или все спали. Хотя туалет очень просто открывается, без ключа. Но это если крайний случай.

Серьезные проблемы доставляют только пьяные. Как-то после праздников летела семейная пара. Муж с женой напились, поссорились и стали драться. Мы отобрали у них бутылку, сделали замечание - и все. На самом деле полагается вызвать в аэропорту полицию и сопровождать их в участок. Но кому охота ехать не пойми куда после долгого рейса, тратить на это свое время? Если сильно буянят и есть риск для пассажиров, решение принимает командир. Может, например, совершить экстренную посадку - все билеты аннулируют, виновник оплачивает потраченное на посадку топливо, его забирают в полицию.


Должна присесть, чтобы быть ниже пассажира


Как правило, нас заранее распределяют: в команду набирают кого-то из обычных бортпроводников и тех, кто сдал экзамен на работу в бизнес-отделении. Если таких нет (кроме старшей стюардессы), выбирают по стажу или добровольцев - далеко не всем нравится работать в “бизнесе”.

Когда принимаешь заказ в бизнес-классе, ты должна присесть, чтобы быть ниже пассажира, а не сверху спрашивать: “Что вы будете?” Поэтому, если ты хочешь гнуть спину, иди в “бизнес”. Это не обязательно, но рекомендовано.