Современное детство: какое оно. Категория детства и его проблемы в современном мире Проблемы современных родителей

Современный мир — это мир компьютерных технологий и всевозможных инноваций в мире техники и науки. Сегодня каждый без исключения ребенок, даже самый маленький находит общий язык с техникой. И очень многие дети предпочитают общение в социальных сетях, исключая живые встречи со своими сверстниками.

Реальный пример из жизни:
Маленький Мишенька 4 лет, уже хорошо разбирается в компьютерах. И с удовольствием сидит(или лежит) на диване с планшетом, смотрит мультики, играя в игры… А на улице замечательная погода, тепло и солнечно. Но ему это не интересно… А ещё, старшая сестра, Катюша, 12 лет, уже достаточно большая девочка, и казалось бы уже многое в чем могла помочь маме по дому. Мама работает, приходя с работы бежит покормить и проверить старенькую бабушку в соседнем подъезде. Потом приготовить ужин, помыть посуду, убраться и тд. А тем временем Катюша, вместо того чтобы помочь маме – играет с телефоном (гаджетом)…
И помогать маме не желает.
Как же быть? Мама устала, и ей проще всё быстро сделать самой, чем уговаривать помочь….
Знакомая ситуация?
Что же делать?

Этот вопрос задают сами себе множество родителей и находятся в замешательстве при выборе стратегий воспитания и мер наказания. Существует множество методик, которые позволяют стать более опытным родителем. Прибегая к ним можно улучшить, а во многих случаях и полностью искоренить поведение и привычки детей, которые раздражают или беспокоят.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:
Почему воспитание детей в современном мире стало довольно сложным занятием, а родительские обязанности стали еще больше?
Сегодня проблемы, с которыми сталкиваются родители, в значительной степени отличаются от тех, с которыми имели дело наши родители. Существует огромное количество причин, по которым родители испытывают стресс.
У многих людей небольшие семьи, состоящие всего из трех или четырех человек и нет по близости родственников, которые смогли бы придти на помощь. Родители должны исполнять огромное количество разных обязанностей, особенно в семьях, где оба работают и работают по 20 часов в день, чтобы обеспечить лучшую жизнь для своих детей, порой даже забывая о том, что у них есть дети. Внимание является неотъемлемой частью в воспитании ребёнка.
Нет внимания и ребёнок предоставлен сам себе и не редко это и является основной проблемой в воспитании детей, с которой сталкиваются родители.

Современные технологии отняли у родителей возможность полностью «забыться». Все возможные гаджеты попали во все области жизни. С одной стороны, все коммуникации способны облегчить жизнь, с другой стороны, родители вынуждены реагировать на них постоянно.
И дети всё больше и больше находятся в интернете, и всё чаще общаются в соц.сетях, забывая о живом общении и играх.

Ещё один стресс для родителей — это количество различных кружков для их чад, и многие уроки начинаются уже в детсадовском возрасте. Родители хотят дать своим детям все самое лучшее и полезное . Поэтому многие считают, если их ребенок посещает, как можно больше секций и кружков он будет более развит и не задумываются о том, что просто-напросто перегружают своих детей. В итоге у ребенка пропадает интерес ко всем этим занятиям, он становится раздражительным и не управляемым. Как так родитель хочет для него лучшей доли, а он ещё противится этому. И на этой почве не редко возникает конфликт между родителями и детьми.

Ради безопасности детей, из-за всевозможных угроз из внешнего мира многие родители запрещают детям выходить на улицу, и им ничего не остается, как сидеть за компьютером в интернете. А интернет, как известно, несёт не меньше угроз для детей.

Современные родители , испытывают стресс и по любому поводу начинают обвинять, ругать, осуждать и кричать на детей, чтобы уложиться в определенный срок. Так же поведение родителей во многом влияет на детей. Родитель, который оказывает положительное внимание на своего ребёнка, а именно даёт ему заботу, ласку, объятия, улыбку, вместо раздражения и критики по поводу и без, получает в ответ такие же положительные эмоции и от ребёнка. Хвалить ребёнка нужно как можно чаще, даже если он делает, что- то не совсем правильно. Но все-таки он это делает самостоятельно и учится методом проб и ошибок. От этого он становится более уверенным в себе и чувствует поддержку со стороны родителей. И все остаются довольными и дети и родители.
А ребенок, который большую часть времени слышит упрёки в свой адрес и получает раздражительные взгляды, становится не уверенной в себе личностью, не способной порадовать своих родителей и заслужить их доверие.

Основные стратегии воспитания современного ребенка:

И так разберемся, как же надо правильно воспитывать современного ребенка, что бы он мог слушать и слышать своего родителя.
Одна из главных задач для родителей – это для начала выделить проблемные зоны в семье, но не нужно пытаться решить все проблемы за один раз, если их много. Важно найти время, чтобы вместе обсудить существующие проблемы в семье и решить, что нужно изменить.
Для многих родителей одна из самых неприятных вещей в семейной жизни – это то, что им приходится повторять свои просьбы по много раз. Чтобы этого не происходило, нужно позитивно подходить к каждому вопросу воспитания.
Чтобы ребенок вас услышал, необходимо изменить свое поведение и добиться того, чтобы ребенок услышал все то, что от него хотят.

Нужно перестать делать то, что делаете и подойти к ребенку, чтобы он увидел вас;
Подождите, пока ребенок закончит то дело, которым он занят;
Дайте ребёнку указание – только один раз;
Пусть он его повторит;
Стойте и ждите;
Хвалите ребенка и тоже научитесь его слушать и прислушиваться к нему.

Если изменить, прежде всего, своё поведение, ребёнок научится слышать, слушать и понимать, не забывая о том, что нужно слышать и понимать его в ответ. Только тогда можно добиться успехов в воспитании ребёнка.

1. Компьютер и всевозможные инновации – это замечательно, Но злоупотреблять ими в детском возрасте нельзя. Не более 1-2 часа в день. Иначе ребенок становится раздражительным, капризным. Не желает никого слушаться, ни хочет помогать.
2. Старайтесь больше проводить время с ребенком. Гулять на свежем воздухе.
3. Заинтересуйте его чем-нибудь, сходите вместе в театр, на выставку и тп.
4. Играйте в подвижные игры.
5. Пусть дети чаще общаются со своими сверстниками.
6. Приучайте помогать взрослым, маленьким, более слабым. Развивайте доброту и добрые качества ребенка.
7. Приучайте любовь к животным, учите любить мир природы. Научите детей любить и заботится о них.
8. Развивайте любовь к труду. Пусть ребенок видит как трудятся взрослые, дайте возможность помочь. И похвалите его.

Все перечисленные мной советы нужно выполнять. И тогда ребенок научится ориентироваться в жизни, найдет в ней свое место. Вырастит счастливым человеком и полезным обществу (как это не банально и звучит).

Развивайте в нем такие качества как: доброта, ум, любовь, любовь к родителям, любовь к старшим, пожилым, слабым и беззащитным. Что бы он мог в любую минуту прийти на помощь.
Формируйте любовь к природе и к братьям нашим меньшим — животным. Научите видеть красоту природы.
Формирование у детей доброго и бережного отношения к окружающему миру не появляется само по себе. Его надо воспитывать.
И формировать все эти качества надо на понятном, близком и доступном им (детям) содержании. Материальная основа такого содержания должна действительно принадлежать детям и находится в их полном распоряжении (игрушки и тп.).

И ваш ребенок вырастет добрым, честным, трудолюбивым и порядочным человеком!

Надеюсь моя статья кому-то поможет. Будьте счастливы!

Миронова В.Д.

390руб.

Образцы страниц

развернуть (35)

ВВЕДЕНИЕ... 3

1 Современные родители и воспитание... 6

2 Последствия влияния компьютеров на детей... 10

3 Воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка... 14

4 Современные мультфильмы и СМИ... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 33

Введение

Актуальность данной темы определена тем что, дети в любом государстве мира представляют собой наиболее ценные ресурсы государства, залог его будущего развития. В сегодняшней России дети до 18 лет составляют 23,3% населения государства. По мнению многих ученых и экономистов-аналитиков, дети являются будущим «человеческим капиталом», который является одним из основных слагаемых не только индивидуального благосостояния каждого жителя государства, но и ее общего социально-экономического роста и развития.

Оценка социальной ситуации развития детства в нашей стране открывает неутешительные переменам по всем направлениям составной структуры личности детей: телесность, душевные проявления и духовное бытие. Общее состояние физического здоровья маленьких людей (от года до 14 лет) в последнее время вызывает беспокойство педагогов, родителей, властных структур. Показатель психического, душевного здоровья также неутешительно: повышается общая невротизация, количество психосоматических и психических болезней. За невеселой статистикой можно усмотреть такие причины как: экология, употребление алкогольных напитков, состояние детского здравоохранения и пр. Тем не менее при всей значительности данных причин, они оказываются явно недостаточными и не могут решить все проблемы детского развития, так как не учитывают основные психологические его параметры, ментального и нравственно-духовного характера. Реальными показателями духовного неблагополучия в области детства в нашей стране являются: детское бродяжничество, увеличение подростковой преступности и детской жестокости, криминализация детского сознания, языка и быта, а также страшное беспрецедентное увеличение детских самоубийств, начиная с шести лет, в том числе и групповых.

Основание данные проблем кроется в духовно-нравственном здоровье и развитии детей, в нарушении отношения ребенка к миру: окружающей среде, взрослым, сверстникам и самим себе. Из этого вытекает, что нужно целеустремленное духовно-нравственное воспитание и образование, воссоздающее единство человека, полагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения его личности, при котором идеальный, совершенный человек в нем мог бы раскрыться во всей полноте.

Главными средствами духовно-нравственного развития как воспитания является формирование духовно обновляющей и воспитывающей личность образовательной среды, в которой закладывается адекватная иерархия задач и ценностей жизни людей и нужные компоненты их полноценной жизнедеятельности.

Проблемы современного детства изучается в общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, а также в философии, социологии и др. науках.

Проблемы современного детства тесно переплетаются с духовно-нравственным развитием общества в целом.

Предмет исследования – современные дети их духовно-нравственное развитие.

Объектом исследования данной работы являются проблемы современного детства.

Цель исследования – рассмотреть главные проблемы современного детства.

Гипотеза. Предположение, которое Вы исследуете в данной работе

Задачами исследования являются:

  • рассмотреть основные проблемы воспитания со стороны родителей;
  • исследовать последствия влияния компьютеров на детей;
  • выявить воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка;
  • описать влияние современных мультфильмов и СМИ.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении и уменьшении проблем современного воспитания и ращения детей, а также минимизации отрицательных последствий современного окружения.

Фрагмент работы для ознакомления

1 Современные родители и воспитание

Детские сады можно считать оптимальным решением для работающих родителей. Можно назвать много достоинств данного дошкольного заведения. Но, в последнее время все больше молодых мам, в качестве альтернативы детским садам, рассматривают возможности найма няни.

Отрицательное воздействие детских садов связано со многими факторами, такими как: качество детских садов, количество времени, которое дети там проводит, возраст детей, работа сотрудников.

2 Последствия влияния компьютеров на детей

Сегодня компьютерные игры заменили современным детям ранее любимые ими игрушки: различных кукол, мягких зверушек, мячики, кубики и другие разнообразные игры. Достоверно известно, что дети, увлекающиеся компьютерными игрушками, большое количество времени проводят перед экранами мониторов. Они «живут» в виртуальном мире, погружаясь в него, как говорят, «с головой». Они, как бы сами присутствуют в игре: бродят по лабиринтам, участвуют в гонках, сражаются с виртуальным противником и т.д.

3 Воздействие игрушек на духовно-нравственное развитие ребенка

Игрушка является одной из фундаментальных изобретений человеческой жизни, она служит для передачи опыта множества поколений. В русских традициях она соединяет в себе разнообразные периоды исторического развития, а также несколько поколений семьи: дедов-прадедов - прародителей - с родителями и детьми.

Игрушки являются орудием социализации, своеобразным звеном между детьми и предметным миром, а также частью детских игр.

4 Современные мультфильмы и СМИ

Сегодня психологи и педагоги все чаще сталкиваются с искажением поведения детей. С одной стороны, имеют место скованность и недоразвитие речи. С другой стороны, наблюдаются: выраженная агрессивность и демонстративность их поведения. Такие дети боятся отвечать на вопросы, но одновременно, не стесняются кривляться перед чужими взрослыми. Их поведение неуправляемо, имеет место гипервозбудимость и невнимательность, для них притягательны модели плохого поведения, а взрослых они как будто не слышат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизнь всех современных людей состоит из бесконечной суеты и ежедневного стресса, который связан с перегруженностью на работе и погоней за материальным благополучием.

Растить ребенка работающему родителю намного тяжелее, чем тем, которые не заняты. Родителей, которые рано утром уходят на работу и приходят, когда детям пора уже спать, всегда мучает чувство вины, что их дети заброшены и предоставлены весь день самим себе.

Детям старше трехлетнего возраста уже пора постепенно учиться общению со сверстниками. Но воспитание в детских садах не может заменить любви и заботы семьи, нельзя полагаться полностью на то, что воспитатели в детских садах обучат ваших детей всему, что им требуется.

Список литературы

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети /В. Абраменкова. – М.: Издательство «Лепта книга», 2010.
  2. Александров, В. В. Интеллект и компьютер / В. В. Александров. - СПб.: Издательство «Анатолия», 2004.
  3. Бодкер, С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории деятельности / С. Бодкер // Психологический журнал. - 1993. - №4.-С. 71-81.
  4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
  5. Все секреты // Компьютер и здоровье - http://vse-sekrety.ru/15-kompyuter-i-zdorove.html

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Несмотря на охват ребенка разнообразной воспитательной и образовательной деятельностью со стороны государства и семьи. В конце ХХ в. появился ряд научных работ в которых возникла проблема потери специфики детства – исчезновение специфических особенностей, различий детей, проявлений субъектности и самобытности каждой отдельного ребенка, того, что свойственно именно детству и выделяет мир детей от мира взрослых. Или их замена на различия подростковой субкультуры или культуры взрослых.

К признакам потери специфики детства можно отнести:

  1. Исчезновение определенных элементов детской субкультуры (детского фольклора, традиционных детских игр и т.п.) или замена их на элементы подростковой субкультуры и культуры взрослых. Это приводит к невозможности ребенка развиваться присущим ей способом.
  2. Преобладание у детей взрослых видов деятельности, исчезновения или недостаточный проявление собственно детских видов деятельности (катание на качелях, подвижных игр, живого общения со сверстниками, чтение детской литературы и т.д.). В результате чего теряется детская индивидуальность.
  3. Потеря детской инфраструктурой (детскими газетами, журналами, книгами, едой, фильмами, одеждой, игрушками, сферой развлечений и т.д.) ее сугубо детских особенностей, не учитывание в ней особенностей детского развития.
  4. Переориентация в формировании психической пола личности ребенка с четко фиксированной поло-ролевой модели на инверсионную модель (маскулинную для девушек и феминную для мальчиков).
  5. Снижение уровня когнитивного развития детей, их природной любознательности, желание читать и узнавать новое, особенно свойственно детям в период детства.
  6. Преждевременное взросления современных детей. В современных условиях детство все больше приближается и напоминает мир взрослых. И это может привести к тому, что сама социальность детства может быть разрушена.

Среди причин потери специфики детства можно назвать следующие:

– Разрушение институтов социализации (семьи и детской сообщества) и изменение способов передачи культуры: непосредственный способ (через взрослых и детей) и способ передачи через культурные орудия (книги, игрушки, произведения искусства) заменяются телеэкранными способами и телеэкранной социализацией;

– Либерализация половой морали и деморализация детской субкультуры взрослым сообществом. Из-за ослабления влияния семьи и внедрения унисексуальнои модели половой социализации дети меньше ориентируются на романтическую любовь, ценности семьи, а больше – на «сексапильность»;

– Противоречивое отношение к детству; игнорирование взрослыми всех аспектов детской жизни, кроме тех, которые, по их мнению, ведут к успеху;

– Наличие и широкое распространение медиа-среды. Телевидение и компьютер стирают границу между детством и взрослой жизнью, ведь они не требуют обучения для их понимания и не различают целевую аудиторию

– Раннее знакомство детей со взрослым информацией (пропаганда цинизма, сексуализации, культа денег, силы, вседозволенности). Которая сложно воспринимается ими, не отвечает уровню их развития, но укореняется в память детей. Это приводит к трансформации их системы ценности, усвоение «экранных» образцов поведения, критериев красоты и справедливости;

Причины потери специфики детства можно назвать следующие:

– Появление вещей для детей (индустрии развлечений, одежды, еды), но созданных как для взрослых. Дети постепенно лишаются детскости и все больше становятся похожими на маленьких взрослых. Их товары, развлечения все больше напоминают взрослые вещи, уничтожает детскую индивидуальность и самобытность;

– Демографический кризис и снижение многих показателей качества жизни детей по их физического, психического и нравственно-духовного здоровья гуманное отношение ребенка к предметному и социальному миру, субъективное психоэмоциональное благополучия, добра, оптимистичная картина мира детей;

– Возникновение общественных движений, выступающих против рождения детей, а также общественных движений. Которые стремятся уравнять в правах и возможностях детей и взрослых людей. Это приводит, с одной стороны, к нежеланию взрослых общаться с детьми и вообще иметь детей. А с другой стороны – к одностороннему воспитания (детям предоставляются права, но они не имеют обязанностей), что приводит к формированию безответственной личности;

– Ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности детей;

– Низкий уровень духовного развития людей, их низкая культура чтения, неразвитые и неразборчивые познавательные интересы.

Таким образом, современное детство находится под влиянием ряда факторов (разрушение семьи и детской сообщества, демографического кризиса, процессов информатизации и виртуализации, формирование потребительских моделей поведения, индустрии детства и т.д.) и др.. Это значительно меняет его специфику (исчезают элементы детской субкультуры и сугубо детские особенности в детских вещах, снижается уровень игровой активности и когнитивного развития детей и т. д.).

Если спросить любого прохожего на улице, изменилось ли наше общество по сравнению с советским прошлым, он наверняка скажет: «Да, мы изменились, мы стали другими». Если продолжить допытываться, какими мы стали, то получим разные, порой противоречащие друг другу ответы.

А изменились ли наши дети? Родители замечают, что дети тоже растут не так, как росли они сами. Детство стало другим.

Что представляет собой наше общество сегодня? Какими ценностями руководствуются в своей жизни поколения отцов и детей? На эту тему не слышно дискуссий на общественных площадках. Даже о том, какими мы были раньше, разобраться не можем. С.Г. Кара-Мурза считает, что одна из причин развала Советского Союза – отсутствие рефлексии общества, которое мы общими усилиями выстроили. Не становится ли такое хроническое отсутствие понимания самих себя главной причиной нестабильности нашего государства, которое периодически разваливается, что приводит к тяжелым испытаниям и страданиям как минимум одного поколения?

Давайте начнем с анализа современного детства. Ведь если мы не знаем наших детей, то как сможем прогнозировать свое будущее и будущее страны?

Мы попросили рассказать о современном детстве и проблемах ребенка Ольгу Ивановну МАХОВСКУЮ, кандидата психологических наук, сотрудника Института психологии РАН, автора книг по психологии.

Проблемы детей

«Современное детство, если говорить совсем коротко, стало более одиноким, более невротичным и компьютеризированным, – говорит Ольга Ивановна. – Это три темы, с которыми все время приходится сталкиваться практическому психологу.

В современной семье, как правило, всего один ребенок. Раньше, в эпоху спокойного советского коллективизма, в его воспитании принимали участие большое количество людей – родители, учителя, соседи, родственники, друзья, поэтому ребенок хотел остаться один и не мог сделать это. А современный ребенок, как правило, сидит дома в одиночестве, в безопасном месте, и встречается с другими детьми только в присутствии взрослых, и то на недолгое время. Он просто не успевает вдоволь пообщаться со сверстниками и обменяться с ними информацией. Родители все время заняты, им некогда разговаривать с детьми, которые в результате остаются с реальностью один на один. В результате у детей появилось много новых, небывалых прежде страхов. Например, страх бедности, которого не существовало в советские времена. Это очень сильный страх, про который мало говорят. Из-за него современные дети бывают очень жадными, потому что им тоже хочется по-своему защитить себя от этой беды. Хотя тема материального благополучия активно обсуждается родителями в присутствии детей, взрослые не задумываются, какое впечатление их разговоры производят на детей. А дети заражаются от них и завистью к чужому богатству, и страхом разорения и нищеты.

Еще один страх – это страх терактов. Большинство детей смотрят телевизор вместе со взрослыми и оказываются по факту вторичными жертвами природных и рукотворных катаклизмов. А еще по телевидению постоянно демонстрируют криминальные хроники, где все время кого-то догоняют, бьют и убивают, и новостные ленты, которые пестрят криминальными и траурными событиями. Поэтому ребенок живет в ощущении страха – вообще-то говоря, страха смерти.

С пяти-шестилетнего возраста дети становятся чувствительными к этой теме, причем страх смерти у них выражен гораздо больше, чем у взрослых: ведь у детей еще нет средств, чтобы объяснить его, противостоять ему, и они могут рассчитывать только на чудо. Это усугубляет их невротическое состояние, которое проявляется в повышенной тревожности, неуверенности в себе, возбудимости. Ребенок дает яркие, немотивированные реакции: он или не может усидеть на месте, боится оставаться один, или, наоборот, становится вялым, инертным и равнодушным. Такой ребенок не доставляет больших забот своим родителям, но сразу же становится проблемой для школы, когда приходит в первый класс.

Поэтому говорить с детьми на волнующие их темы – смерти, бедности, неравенства, возможности развода родителей – нужно начинать как можно раньше. Этому посвящена моя книга, которая так и называется: “Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить”.

В нашем обществе сложилась практика скрывать от ребенка правду, замалчивая самые важные человеческие проблемы. У нас нет опыта таких разговоров и, кроме того, в России существует установка, что все самое лучшее в жизни людей происходит в детские годы. Вот мы и не хотим ребенка тревожить, создаем ему райское детство, приговаривая: “Вырастешь, потом хлебнешь лиха”. Хотя, на мой взгляд, детство – вовсе не мажорная прелюдия к минорной симфонии: жизнь человека должна разворачиваться с каждым годом все более интересно, а детство – это прообраз жизни, в котором присутствуют и приключения, и мелкие неприятности, и, конечно же, триумф. Поэтому в своей книге я попыталась придумать, как лучше говорить с детьми на разные важные темы, о которых мы обычно избегаем вести беседы, – добавляет О.И. Маховская.

– Еще одна проблема современного детства заключается в том, что оно стало компьютеризированным. К психологам очень часто обращаются родители с вопросом, что делать, если ребенок все время сидит за компьютером. Конечно, если компьютер – единственный собеседник ребенка, это плохо. К сожалению, родители чаще всего обращаются за помощью к специалистам, когда проблема находится уже в запущенном состоянии. Поэтому я хотела бы предупредить родителей, что до школы у ребенка не должно быть компьютера. Вопрос надо ставить очень жестко. Американская ассоциация педиатров, например, не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор. А у нас родители, чтобы иметь возможность спокойно заниматься своими делами, сажают малышей перед экраном, где они в состоянии куриного гипноза засыпают. Иногда детей перед телевизором кормят, так что формируется условный рефлекс: экран – еда. Отсюда возникает еще одна проблема, связанная с постоянным сидением перед экранами: это ожирение.

Мы хотим быть современными и считаем, что сможем стать такими с помощью новых технологий – компьютеров, гаджетов, телевидения. Конечно, нужно научиться управлять современными технологиями, но ребенок не в состоянии самостоятельно оценить, какое место в его жизни они должны занимать, и задача взрослых – объяснить ему это.

Второй прием, который я рекомендую, чтобы избежать проблем с компьютерами, – совместная игра. Первые два-три года в жизни ребенка нужно проводить вместе с ним, играть вместе с ним. Проблема “дети и компьютер” в основном связана с очень низкой культурой взаимодействия между людьми вообще и с детьми в частности. В отличие от компьютерного, реальное общение требует значительных усилий.

Легкость во взаимодействии с гаджетами постепенно приводит к тому, что ребенку становится трудно делать над собой усилие. Мы уже можем наблюдать, куда это ведет. Реальностью нашего времени стали холостяки, которые в сорок-пятьдесят лет проводят большую часть времени за компьютером, отказавшись от соответствия высокому экономическому стандарту в личной жизни. Они довольствуются тем, что дистанционно зарабатывают небольшие деньги и сидят безвылазно за компьютером у себя дома, где мамы изо дня в день готовят им котлетки. Такие мужчины не испытывают необходимости делать регулярные усилия над собой – даже помыться и побриться им порой бывает в тягость. Этот типаж только кажется анекдотическим: к сожалению, он уже получил распространение во всем мире.

Получается, если шаржировать эту ситуацию, то среди развалов компьютеризированного мира растут маугли – дикие люди, которым очень тяжело, неуютно входить в реальную жизнь. У них очень много страхов, нет уверенности в себе. Да и откуда у них может взяться уверенность? Ведь она – результат самостоятельно достигнутых успехов. Можно фантазировать, какой ты крутой, как замечательно играешь и выигрываешь в компьютерных играх, – но это ничего не значит в реальной жизни, это условные дивиденды.

Причем ни одно исследование в мире, изучавшее влияние экранных технологий на детей, не показало, что компьютер положительно влияет на мышление человека. Да, компьютер усиливает оперативные характеристики памяти и внимания. Но мышление требует субъектности, которая рождается из рефлексии над собственным опытом. А компьютер угрожает рефлексии, отвлекает внимание человека от самого себя. Для развития рефлексии в жизни ребенка уже в дошкольном возрасте должны появиться игры, а не компьютер. Возраст от 3-х до 6 лет – самый человечный, на мой взгляд, возраст в жизни людей, потому что в это время они играют в ролевые игры. Компьютер вытеснил игры, и это огромная потеря для современного детства».

О.И. Маховская поясняет, что значение ролевых игр так велико, потому что в них формируются очень важные для человека функции: эмпатия и воображение.

Эмпатия рождается из опыта взаимодействия со сверстниками. Она предполагает умение сочувствовать, вживаться в роль другого человека. «В компьютерной игре ребенок может ударить, убить кого-то, и никакого эмоционального эффекта в ответ не получит: компьютер не кричит и не корчится от боли, – говорит психолог. – Точно так же, взаимодействуя с компьютером, ребенок не получит опыта, как реагировать, когда его желания игнорируются. Способы взаимодействия с другими людьми рождаются в ролевой игре, причем по мере взросления ребенка игра усложняется, в ней появляются сюжеты, количество ролей увеличивается, и в каждой из них ребенок может попробовать свои силы.

В игре формируется воображение. Дети придумывают то, чего нет – ни в компьютере, ни в чужой голове. И еще один важный момент: воображение усиливается в условиях дефицита. Дефицит игрушек стимулирует воображение ребенка. А что мы видим в современной детской? Она завалена множеством игрушек, которыми ребенок не дорожит. Изобилие вещей – краски, книжки, велосипеды, горки, машинки – но кукол, без которых невозможны ролевые игры, там найдешь не всегда.

Компьютерная картинка тоже не развивает воображение: она, скорее, парализует, блокирует его. Создает очаг перевозбуждения, которое направлено на совершенно определенную тему. И об этом тоже нужно предупредить родителей.

Надо иметь в виду, что все, что происходит с ребенком в подростковом возрасте, – эхо его дошкольных проблем»...

Проблемы современных родителей

«Такой парадокс – я говорю и в шутку, и всерьез, – что родители-психопаты вырастили детей-невротиков, – продолжает О.И. Маховская. – Поколению взрослых, родившихся в советское время, в детстве уделяли так много внимания и любви, что они были энергетически заряжены на всю оставшуюся жизнь. Их вырастили эгоцентриками, которые мыслят примерно так: “Мне хорошо, значит, и всем хорошо”. Поэтому в качестве барометра они выбирают себя, а не другого человека (ребенка, например). И очень часто мамы используют детей в качестве своих психотерапевтов. Когда им не хватает энергии, они по привычке пытаются восполнить ее из своего окружения, а рядом чаще всего оказываются их дети, неуверенные в себе невротики.

Реальность меняется так быстро, что психологи и педиатры порой не успевают за ней. К примеру, сейчас стало много обращений к психологам с жалобами, что дети до четырех лет не разговаривают. Мне кажется, что одна из причин такого позднего говорения и волны аутизма – это эмоциональная депривация детей. Мама у ребенка есть, но психологически она отсутствует. Она ориентирована на построение карьеры, а не на материнство, так что даже вынашивание ребенка происходит в состоянии психологического отказа от него. Недаром дети-аутисты чаще появляются в семьях, где родители имеют высокий образовательный уровень. Готовность стать матерью постоянно откладывается: женщина убеждает себя, что не готова к материнству. Такая психологическая незрелость является результатом чрезмерной “дрессировки” в детстве. Получается, что незрелые, невротичные дети перестройки, не желающие ни взрослеть, ни брать на себя ответственность, рожают детей, которые выживут, только если станут психопатами. Происходит воспроизведение модели поведения через одно поколение. В свое время Иван Тургенев написал статью, ставшую классикой в психологических кругах, которая называлась «Гамлет и Дон-Кихот». По его наблюдениям, в России поколения гамлетов, то есть сильных личностей с высокими идеалами, за которые они готовы заплатить жизнью, сменяются слабыми невротиками – донкихотами, у которых развито воображение, но фантазии далеки от реальности. Это удачное наблюдение. И тот, и другой личностный тип нежизнеспособен, ведь адаптация к миру – это не попытка “выжить любой ценой”, как у психопата, или “выжить хоть как-нибудь”, как у невротика: это попытка жить, все время получая обратную связь.

Беда в том, что у нас ребенок растет без обратной связи. На его яркие проявления никто не обращает внимания; родитель ждет, что ребенок будет реагировать на него; компьютер тоже не дает обратной связи. Так невозможно адаптироваться: ребенок вынужден оставаться в своем воображаемом мире. Сцепления с реальностью не происходит».

Школа должна вдохновлять на обучение, а не дрессировать

«У нас очень слабая рефлексия, – считает психолог. – Это происходит из-за того, что до сих пор мы уделяем огромное внимание развитию интеллекта. Задача, действительно, важная, но в нашей стране она решается с пережимом.

Когда мы запустили в космос спутник, это произвело колоссальное впечатление на весь мир: после кровопролитной войны через одно поколение русские начали освоение космоса! Кроме того, для американцев запуск советского спутника стал ударом по мифу об успешной Америке.

Журнал «Лайф» правильно оценил, что секрет достижений СССР – в советской школе, и в 1958 году прислал в Москву делегацию журналистов. Они решили сравнить среднестатистического шестнадцатилетнего московского подростка с его ровесником-американцем. Журналисты ходили за школьниками по пятам и смотрели, какой сложности задачи они решают, чем занимаются в течение дня. В результате они пришли к ужасному для себя выводу, что советские дети на целых два года опережают американских по интеллектуальному развитию.

Русскому, православному, да и советскому менталитету характерно во всем ставить планку на очень большую высоту и стремиться ее покорить. Наши стандарты столь высоки, что порой не совместимы с человеческими возможностями. Это относится и к сфере образования. Когда в 1950-е годы мы решили вырастить поколение высокоинтеллектуальных и образованных людей, то по всей стране начали собирать одаренных детей в интернаты, где их учили лучшие педагоги, ученые, университетские профессора. Советским школьникам не стало равных на математических олимпиадах! Возглавил это движение академик А.Н. Колмогоров.

Однако ставка на победителей международных олимпиад себя не оправдала. Несмотря на то, что были достигнуты прекрасные результаты, никто из этих ребят не стал выдающимся математиком. Более того, существенная их часть со второго курса университета ушла в никуда и никогда больше не получала высшее образование. Они эмоционально “сгорели”.

Та же самая история происходит с вундеркиндами.

Их проблема состоит в том, что они живут на внешней мотивации. Пока вокруг них собираются болельщики и восхищаются: “Ну, ты крут”, они решают сложные математические задачи, виртуозно играют на скрипке или гениально рисуют. А потом вырастают, и пропадает контраст между их возрастом и способностями. Они “сдуваются”, не знают, чем им заняться, поскольку у них не сформировалось представление о себе – это тоже проблема отсутствия рефлексии.

Современные родители борются за вундеркинизм. Они думают, что чем раньше ребенок стартует, тем больше у него будет шансов в конкурентной борьбе. Но это капкан. Приходится постоянно напоминать родителям, что жизнь – это марафон, и очень важно, чтобы ребенок не сошел с дистанции в самом начале.

Надо так обучать ребенка в начальной школе, чтобы он не потерял познавательный интерес. Есть феномен мальчишек-четвероклассников, про которых говорят: “Он способный, но ленивый”. Чаще всего этот способный ученик вовсе не ленив: он просто потерял мотивацию к учебе.

Сегодня достаточно исследований по так называемому “синдрому второго курса”, когда успешно поступивший, в целом благополучный, многообещающий ребенок уходит из университета. Таких детей становится очень много. В основном это мальчики. Как только родители перестают их опекать, решив, что свои обязанности перед детьми они выполнили, дети начинают задумываться: а зачем им это образование нужно?

Такие поражения в жизненном марафоне вызваны и неправильной позицией родителей, и неправильной установкой системы образования, когда школа не вдохновляет на обучение, а дрессирует», – полагает О.И. Маховская.

Проблема общества

«А.Н. Колмогоров вывел эмпирический закон соотношения личности и интеллекта: чем больше развивается интеллект ребенка, тем больше подавляется личность. Поэтому очень важно соблюдать баланс в развитии человека, не забывать про становление его личности, – говорит психолог.

– Чем отличается интеллект от личностной рефлексии? Интеллект – это то, что мы понимаем про устроение окружающего мира. А то, что мы понимаем про себя – про человеческие отношения, про свое будущее, про общество, любовь и дружбу – это рефлексия. Да, она неисчислима, она бесконечна. Однако рефлексии можно научить даже ребенка с очень низким интеллектом. Бывают дети, которые плохо учатся, но очень хорошо соображают, и это дает им фору в жизни. Ведь успешный человек в России – это троечник с хорошей рефлексией. Он не рвется, как отличник, покорить самую высокую планку, не стремится прикладывать большие усилия, чтобы добиться успехов в учебе, – ведь даже если Бог наделил человека талантом, он должен трудиться, чтобы преуспеть. А троечник все годы списывает, и у него остается много времени, чтобы приспособиться, понаблюдать за поведением других людей, научиться ими манипулировать, их обманывать. Ложь, кстати, как сегодня считают психологи, – это не всегда безнравственный поступок. Ложь – еще и попытка нежесткой интерпретации нашего мира. При капиталистической экономике умение лгать становится полезным качеством личности».

О.И. Маховская считает, что родителям нужно отказаться от ранней специализации детей, стараться, чтобы дети пробовали свои силы в самых разнообразных областях, не стремясь всюду добиваться выдающихся успехов. Важно развивать общие способности. Потому что жизнь меняется, нашим современникам приходится менять свою профессию, для этого они вынуждены снова и снова учиться на протяжении всей своей жизни. В 21-ом веке становится важным не узкий профессионализм, а хорошее общее образование.

«Мы недостаточно осознаем, какой стала российская семья, – отмечает психолог. – Несмотря на то, что в нашей стране с неприязнью говорят о Соединенных Штатах, американские модели успеха и личного счастья прекрасно прижились на российской почве. При этом у нас в свое время был выбор, какую модель семьи предпочесть: европейскую или американскую. Они отличаются. Традиционная европейская культура – детоцентристская, семья в ней имеет смысл только тогда, когда в ее эпицентре – ребенок. Европейская семья строится на мужском авторитете, мужчина обладает властными полномочиями и сам отвечает за свои решения. Американская модель другая: она предполагает паритетность и оспариваемость. Такое партнерство вынуждает родителей каждый раз считаться, кто сколько в семью вложил, сколько времени потратил.

Русская женщина – волюнтаристка, привыкла отвечать за все сама. И поскольку сегодня она конкурентно ориентирована, то интуитивно выбрала очень удобную для себя партнерскую модель.

И что мы имеем, поскольку раньше у нас не было опыта партнерских отношений? Женщина говорит о паритетности, но на самом деле узурпирует семейную свободу. Она становится главной, усиливается в этой модели, а мужчина превращается в подкаблучника. Логика примерно такая: ну, если бы ты много зарабатывал, то был бы в семье главным, но поскольку я зарабатываю больше, то и властные полномочия у меня… Мы видим, что к психологу чаще стали приходить папы. С тем же запросом на эмоциональную близость, с проблемами воспитания детей, как и мамы. Папы чаще стали сидеть дома с детьми. Произошла некая инверсия, когда родители поменялись в семье ролями. Теперь мы видим, как папы во время развода борются за детей, и им удается оставлять их с собой. Такую же картину наблюдаем сегодня и в Америке. Это следствие идеи паритета, поскольку возникает вопрос, а почему, собственно, если родители равны, то дети должны оставаться с мамой? В России, правда, еще сохраняется сильная материнская норма, но женщины уже теряют свои позиции. В католическом европейском варианте женщина защищена и государством, и мужем, потому что муж должен заботиться и о детях, и о ней. И в силу того, что там признают бесспорным факт, что женщина физически слабее мужчины и социально не защищена (на работу скорее предпочтут взять молодого мужчину, чем молодую женщину), – то в семье у нее есть преференции. Вместо того чтобы идти по этому гармоничному пути, мы выбрали довольно-таки дисгармоничный путь паритетности. При этом в публичном пространстве отрицаем реальное положение вещей. Получается, что из-за слабой рефлексии мы свою жизнь не осмысливаем, а кое-как обозначаем», – сетует психолог.

Счастье – это радость, разделенная на двоих

Беседовала Ольга ЖИГАРЬКОВА

«Психологическая газета: Мы и Мир» (№ 9 [ 229 ]20 15 )

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.