Тактильные игры. Тактильные игры с малышом. «Найди такой же»

Сенсорное восприятие малыша – неотъемлемая часть его полноценного развития. В самом раннем возрасте оно проявляется желанием попробовать все на вкус, разрисовать попадающиеся под руку обои, постучать по кастрюлям и пошуршать бумагой. Развить самые лучшие личностные качества малыша, обогатить его внутренний мир, а также познакомить с особенностями окружающего его пространства помогут сенсорные игры для детей. Преимуществом всех сенсорных игр для детей является то, что они полностью безопасны и направлены только на достижение положительных результатов после их проведения.

Сенсорные игры для детей раннего возраста

Сенсорные игры для детей раннего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка задействовать все свои органы чувств (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения наибольшего количества информации о предметах, которые нас окружают. С их помощью малыш может узнать о цвете, форме, весе, величине, текстуре той или иной вещи.

Рассмотрим некоторые сенсорные игры для детей раннего возраста:

  • «Растопим лед». Суть данной игры заключается в том, чтобы дать понимание ребенку, какое состояние может принимать вода в зависимости от смены температуры. Так, прежде всего, положите в ложку кусочек льда и дайте малышу попробовать его на ощупь. Затем включите огонь на конфорке и растопите лед. Делайте это вместе, чтобы ребенок увидел, что происходит со льдом. С большой осторожностью дайте малышу попробовать воду на ощупь, однако следите за тем, чтобы она не была горячей. В противном случае дело может дойти до ожога.
  • «Достань камушки». Данная сенсорная игра для детей раннего возраста начинается с того, что мама или папа берет сухие камушки вместе с ребенком и кладет их в миску. Посыпав камни сверху песком, залейте их водой и попросите малыша их достать. Сделайте акцент на том, что теперь все камни стали мокрыми и грязными. Для того чтобы вытащить их на сухую тарелку, предварительно их следует помыть в чистой воде.
  • Выполните задание под названием «Цветная водичка». С помощью него вы дадите понятие малышу о различиях между цветами, а также сделаете это в форме интересной сенсорной игры для детей. Задание начинается с того, что в 0,5 л бутылки наливается чистая вода. В крышку положите немного цветной краски. Для подобного эксперимента вам понадобится 5 бутылок и 5 разных цветов гуаши. Закрутите крышки и дайте малышу потрясти емкости. Обсудите с малышом то, что сначала вода была прозрачная, а после выполненных действий она стала зеленой, синей или красной.
  • «Смешиваем краски». Налейте в банку чистую воду и добавьте с помощью кисточки к ней красную краску. Пусть малыш возьмет другую кисточку и подмешает желтый цвет. После этого вы увидите, что вода приобрела зеленый оттенок. Продолжайте в том же духе, пока вода полностью не станет грязной. Затем вы можете положить на дно банки какой-нибудь небольшой предмет и закрасить воду. Дайте возможность малышу понять, что находится в таре.
  • Очень нравится детям игра «Вода в сите», проводить которую лучше всего в ванной во время купания ребенка. Для этого дайте малышу сито или стаканчик с дырочками и предложите набрать в него воду. Понаблюдайте над тем, что получится в итоге.
  • Сенсорная игра для детей «Тонет – не потонет» должна наилучшим образом объяснить ребенку, почему некоторые предметы тонут в воде, а другие нет. Для этого возьмите мячик, камушек, металлическую машинку, перышко и понаблюдайте над тем, что с ними будет происходить во время эксперимента.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

У меня есть формочки купленные в Икеа в виде рыбок и звёздочек. С начала наших водных игр я думала как бы их применить? Но ничего не приходило в голову. И вот как только мне на глаза попался наш гидрогель, я сразу поняла как мы можем поиграть . Уж очень моему ребенку нравятся игры на сенсорное развитие.

Математика для дошкольников

В посте На поверхности воды , Люба из клуба Умница, давала материалы для скачивания. Вот ими я и воспользовалась, распечатав несколько морских животных с белыми кружочками. Вручную вырезала разноцветные кружочки и написала на них правильные ответы на примеры расположенные на морских животных. Если у вас есть самоклеющиеся кружочки типа этих, то ребенку будет еще интересней с ними работать.

Я увидела большой интерес к данному занятию у Александра, он просил всё новые примеры практически ежедневно. Сначала я сделала рыбку, затем осьминога, дальше были животные со счетом тройками, шестерками, восьмерками. Думаю что идея ясна. в интересных играх, описана у меня в отдельной статье.

Ещё нашла вот такую фотографию. Мы выросли из таких идей, а кому-то из вас может пригодиться.

Математические пазлы, числа на французском языке

Раз уж мы коснулись материалов, которыми поделилась Люба, напишу ещё об одном, который стал достаточно интересен Александру. Карточки с морскими животными, которые нужно разрезать на полоски, а затем ребенок складывает их по порядку называя числа. Числа на русском, английском и испанском совершенно просты для Александра, поэтому я усложнила задачу. Выложила на стол все листы с числами от 40 до 100.

Это был французский вечер, вот на этом языке Александру и нужно было разложить полоски, называя каждое число вслух.

Вы можете применить пазл как на русском, также и на изучаемом иностранном языке.

Ребенку самому было интересно увидеть кто из животных появится на картинке. Картинок всего шесть, я покажу четыре, чтобы было представление.

Познавательные игры для детей

На следующий день, Александр захотел понести в детский сад “морских друзей” . Я совершенно не против, но это запрещено делать. И я пообещала, что по возвращению, сына будет ждать бассейн с морскими друзьями. Приготовить его заняло у меня две минуты. Я положила камешки, стеклянные плашки, морские фигурки. Не стала класть ракушки, так как чувствовала, что закончится всё купанием, а края у ракушек острые.

Подобный бассейн можно сравнить с большой сенсорной коробкой, в которую ребенок сядет с удовольствием .

Александр был в восторге от увиденного и я предложила ему поиграть в обитание морских животных. Сначала нужно было посадить “на берег” тех животных, которые могут выходить из воды.

Помимо своего зрения и слуха, маленькие дети, исследуя окружающий мир, используют и тактильные ощущения. Потому им так нравится лепить из пластилина, шелестеть фантиками, плескаться в воде, водить карандашом по бумаге или стенам комнаты. Задача родителей - направить в необходимое русло сенсорное впитывание потока информации с помощью игр, тем самым открывая перед своим крохой более широкие возможности для обучения. Игры на тактильные ощущения развивают детское восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребенок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия.

Примеры тактильных игр.

Можно сложить в «волшебный мешочек» пуговицы разной фактуры и величины, фигурки, колечки и т.д. Предложите малышу подержать пуговку. Затем, обратите его внимание на то, что пуговичка прыгнула в мешочек и спряталась. Пускай малыш найдет ее на ощупь среди прочих находящихся там вещиц. Создайте тактильную книгу-альбом, в которой будут храниться образцы всевозможных лоскутков тканей: шелк, шерсть, мешковина, наждачная бумага, пакет, бархат и другие. Листайте, рассматривайте вместе со своим чадом альбом, предлагайте ему тактильно определить свойства того или иного материала: мягкий, твердый, шероховатый или гладкий, колючий или пушистый. Закрыв глазки, ребенок, попробует отгадать, что вы положили ему в ладошку. Это может быть каштан, шишка, мячик, овощи, фрукты и т.д. Спрячьте в крупе, например гречке, игрушку. Малыш приложит все усилия, чтобы найти Ваш сюрприз.

Стихи для тактильных игр с малышом.

Носик с носиком встречался

Носик носиком бодался.

А потом «привет» сказал,

Носик весь зацеловал!

Ножки-ножки, топотушки!

Попрыгушки, побегушки.

Ножки сильными растут,

Скоро быстро побегут!

Ручки-ручки, все хваталки

Крепко маму обнималки,

Мы потянем ручки вверх,

Скоро дорастем до всех!

Пятки, розовые пятки,

Поиграем с мамой в прятки!

Мама спряталась: ку-ку!

Я найти ее смогу!

Этот мягонький животик

Подарил нам бегемотик!

Если пузик целовать,

Малыш будет хохотать.

Есть у ежика щетинка,

Наша гладенькая спинка!

Вот бежит сороконожка –

Это мамина ладошка.

Носик, носик, носопырка –

Справа дырка, слева дырка

А на кончике звоночек,

Сам звенит, когда захочет.

Щечки, сладенькие щечки

Нежные, как лепесточки.

Щечка – раз и щечка – два!

Целовать давно пора!

Все прекрасно слышат ушки,

Наши ушки-непослушки!

Когда глазки крепко спят,

Ушки маму сторожат.

Прилетел к нам ангелочек

Сел на правый наш носочек

Покачался и взлетел –

На головушку присел.

Прилетела к нам синичка

Села (имя) на реснички

Крыльями закрыла глазки,

Чтобы снились (имя) сказки.

Стихи для игр в ванной.

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)

Побежим мы за кусты,

Встанем под осинкой,

Накроемся корзинкой!

Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней - (поливаем кроху из ковша)

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, травка, гуще.

Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек мочить!

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)

Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)

Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)

Пришли куры - поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)

Пришли утки - пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)

Пришел слон - потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)

Пришел дворник - все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине - «сметаем»).

С помощью такой нехитрой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Юлия Ермакова
Сенсорные игры для малышей

"Сенсорные игры для малышей "

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей 3-4 лет

«Укрась бабочку»

Цели : формировать умение детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы : Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры : Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно, то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник) . Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы : Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры : Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель : Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха : Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона) .

Воспитатель : Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети : на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель : Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха : Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку» .

Цели : Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал :

Демонстрационный : листочки бумаги шести цветов(20 – 15, посредине белый квадрат(8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10, большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный : такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры : Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку» .

Cначала, мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей» .

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту» . Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям, которые ошиблись. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены) . В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели : Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры : Взрослый : Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети : Это рыбка. Взрослый : (показывает картинку с изображением рыбки) . Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый : А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый : А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый : А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый : Отгадайте, кто это такой :

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок - ни головы, ни ног.

Дети : Это ежик. Взрослый : (показывает картинку с изображением ежа) . Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый : Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый : (поглаживая ежика по его новым иголкам) . Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый : Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый : (поглаживая елку) . Ой! У елки иголки колки!

Взрослый : А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый : Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Цели : Формировать умение группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Совершенствовать умение понимать слова «цвет» , «такой» , «не такой» , «разные» .

Ход занятия : Воспитатель : Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка.

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения : "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

«Светофор» , «Мишка» .

Цель : Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику , связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели : Формировать умение детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы : Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры : В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)

Какие? (Ответы детей) .

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей) . Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей) .

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Цель : укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы : пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход : Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель : развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход : Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель : Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы : Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) . Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход : Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними : «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют) ». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки , подведите итог игры : «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают» . Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель : Формировать умение детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход : Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.