Тема занятия в детском саду. Методика проведения развивающих занятий в первой и второй младших группах Конспект занятия с ребенком 3 лет

Основная область: Познание

Цель: Закрепить культурно – гигиенические навыки, знание личной гигиены и их значения.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Уточнить знание детей об элементах личной гигиены;

Получить в процессе экспериментальной деятельности представления детей о воде и её свойствах.

Развивающие задачи:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми,навыки устной речи;

Продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя;

Практическое овладение нормами речи(освоение речевого этикета);

Развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды;

Развивать игровую деятельность,социальные представления о мире, людей, эмоций и самосознания;

Развивать художественное восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Индивидуальная работа:

Закрепить знания о правилах личной гигиены.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей словами: «микроб» , предметы личной гигиены.

Виды деятельности:

Коммуникативная

Чтение художественной литературы

Игровая

Двигательная

Продуктивная

Познавательная

Материалы и оборудование:

презентация; портрет писателя, предметы личной гигиены; посылка, конверт от «Мойдодыра»; кувшин прозрачный с чистой водой, 2 стакана, 1 тазик с теплой водой, 1 тазик с холодной водой, салфетка (по количеству детей) .

Предварительная работа:

Беседа о формировании здорового образа жизни.

Беседа о пользе витаминов

Соблюдение культурно-гигиенических навыков

Отгадывание загадок и рассматривание предметов личной гигиены

Развивающие игры: лото «Витамины», «Четвертый лишний» и.др.

Дидактические игры на формирование КГН: "Мыльные перчатки",

"Фонтанчики", "Носики-курносики"

Участие детей в различных формах двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и досуги)

Ход занятия:

Организационный момент.

Звенит колокольчик, дети собираются в центре зала.

-Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришли гости.

Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям и начнём.

Дети, сегодня утром, когда я пришла увидела эту необычную посылку. Для кого это всё? Давайте прочитаем. Кому: д-с «Родничок» 2 мл. г "Солнечные лучики".Так кому это (верно, нам)

А от кого? Что то я ребята не пойму, может вы догадаетесь от кого сюрприз?

- Ответы детей:

Великий Умывальник,

Умывальников

начальник и мочалок командир!

- Воспитатель:- Кто это? А автор этой сказки кто?

- Ответы детей: Корней Иванович Чуковский

- Воспитатель : -Ребята, как вы думаете, что может прислать Мойдодыр?

- Ответы детей: (игрушки)

Давайте с вами посмотрим, что там лежит.

- Воспитатель: Читаем: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья, хорошо вам известный Мойдодыр. Нашу прекрасную, чистую страну захватил злой микроб со своим грязным помощником Грязнулей. Он отобрал у наших жителей мыло и зубные щетки, а меня, с моими друзьями, заколдовал. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Избавьте нас от злого микроба. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети».

Ваш Мойдодыр.

-Воспитатель. :Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от злого микроба?

- Ответы детей: Да

- Воспитатель: -Где живут микробы?

- Дети читают стих :

Там, где грязь, живут микробы.

Мелкие - не увидать.

Их, микробов, очень много,

Мельче комаров и мошек

В много-много тысяч раз.

Тьма невидимых зверушек

Жить предпочитает в нас.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот.

- Воспитатель: -Ребята, мы отправляемся бороться со злым микробом, давайте оденем специальную одежду. которая защитит нас от микробов. (дети одевают халат, шапочку)

- Воспитатель : -Все готовы к борьбе с микробами?

- Ответы детей: Да

- Воспитатель: Ну, что, в путь- дорогу, становитесь все под зонтик.

- Воспитатель и дети: Произносим волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети! » (Звучит музыка)

- Воспитатель: -ребята, посмотрите, как тут красиво! А какое настроение у жителей этого замка? Почему?

- Ответы детей: настроение грустное, тут опасность – микробы

- Воспитатель: -Да, микробы поселились здесь. Будьте осторожными!

-Воспитатель: А какой герой ещё был в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»?

- Ответы детей: (грязный мальчик) .

- Воспитатель: Внимание на экран. Посмотрим какая произошла с ним история:

(Звучит отрывок из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»)

- Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, почему от мальчика сбежали все вещи?

- Ответы детей: потому что он был не аккуратным, не следил за собой и своими вещами.

- Воспитатель: А как можно назвать этого мальчика?

- Ответы детей: (Неряха, грязнуля, чумазый… .)

- Воспитатель: -Почему плохо быть грязнулей?

- Ответы детей: (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязная кожа- организм плохо дышит. Грязные руки- появляются микробы т. д.)

- Воспитатель: - Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

- Ответы детей: (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

- Воспитатель: Что может помочь нам в борьбе с грязью и микробами?

- Ответы детей: (Вода и мыло.)

- Воспитатель: С водой надо дружить.

«От простой воды и мыла, у микробов тает сила».

- Воспитатель: -Ребята, какая вода? Давайте её рассмотрим.

1. Рассмотреть воду на прозрачность.

- Воспитатель: -Какой цвет у воды?

- Ответы детей: (нет цвета, вода прозрачная) .

2. Рассмотреть воду на текучесть.

- Воспитатель: -Посмотрите, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

-Воспитатель: -Перелейте воды из одного стакана в другой.

- Воспитатель: Что делает вода?

- Ответы детей: (льётся, течет, струится, переливается, меняет форму) .

3. А еще, ребята, вода может иметь разную температуру.

- Воспитатель: -Закройте глаза и рукой попробуйте воду в одном тазу, а потом в другом.

-Воспитатель: -Что вы почувствовали?

- Ответы детей : (Вода холодная и теплая) .

- Воспитатель: -В какой воде приятнее мыться?

- Ответы детей: (В теплой) .

- Воспитатель: -Холодная вода тоже полезна для умывания, она закаливает организм человека.

- Воспитатель: – Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?

- Ответы детей : Мыло, вода, чистое полотенце.

-Воспитатель : Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

- Воспитатель: Давайте с вами поиграем.

Игра "Расставь по порядку"

Физминутка.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки алели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки)

-Воспитатель : Как часто надо мыть руки?

- Ответы детей: (после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры)

- Воспитатель: -Ребята, нам нужно вспомнить все предметы личной гигиены, чтобы злой микроб вернул их жителям страны здоровья.

Загадки:

- Воспитатель:

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

- Ответы детей: (Носовой платок)

- Воспитатель:

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было –

Что, ребята?.

- Ответы детей: (Мыло)

- Воспитатель:

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

- Ответы детей: (Мочалка)

- Воспитатель:

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка.

- Ответы детей: (Полотенце)

- Воспитатель:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

- Ответы детей: (Расческа)

- Воспитатель:

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам.

- Ответы детей: (Зубная щётка)

- Воспитатель:

Мы справились с заданием, и микроб убежал. Он боится чистоты, а мы с вами любим чистоту. Возвращаем предметы личной гигиены жителям страны здоровья.

- Мойдодыр : Почаще мылом умывайтесь

и бодрости, сил набирайтесь,

а мой сюрприз, посмотри –

в подарок мыльные пузыри!

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, нам тоже уже пора возвращаться в свою группу. Встанем под зонтик. Вспомним волшебные слова и произнесем их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети»(Звучит музыка) .

- Воспитатель : Дети, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?

- Ответы детей: опыты с водой, путешествие к Мойдодыру

- Воспитатель : А что было трудно для вас? Что узнали нового

- Ответы детей :(я узнал что вода не имеет цвет. мне было интересно.)

- Воспитатель : Выберите себе солнце или тучку. Солнце если у вас всё получилось, вы не испытывали трудностей и вам всё понравилось,тучка-если вы что то не поняли и у вас были затруднения.

- Воспитатель : Мне понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть. Молодцы! Спасибо вам! Попрощаемся с гостями,какое волшебное слово мы говорим на прощание?

- Ответы детей: До свидания!

Методическое обеспечение:

Чтение литературы: А. Барто. «Девочка чумазая», К. И. Чуковский. «Мойдодыр» К. Чуковский «Федорино горе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей 3- 4 лет

Тема: « Путешествие в замок Мойдодыра»

Основная область: Познание

Цель: Закрепить культурно – гигиенические навыки, знание личной гигиены и их значения.

Задачи:

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Уточнить знание детей об элементах личной гигиены;

Получить в процессе экспериментальной деятельности представления детей о воде и её свойствах.

Развивающие задачи:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми,навыки устной речи;

Продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя;

Практическое овладение нормами речи(освоение речевого этикета);

Развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды;

Развивать игровую деятельность,социальные представления о мире, людей, эмоций и самосознания;

Развивать художественное восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать культурно – гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу.

Индивидуальная работа:

Закрепить знания о правилах личной гигиены.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей словами: «микроб» , предметы личной гигиены.

Виды деятельности:

Коммуникативная

Чтение художественной литературы

Игровая

Двигательная

Продуктивная

Познавательная

Материалы и оборудование:

Презентация; портрет писателя, предметы личной гигиены; посылка, конверт от «Мойдодыра»; кувшин прозрачный с чистой водой, 2 стакана, 1 тазик с теплой водой, 1 тазик с холодной водой, салфетка (по количеству детей) .

Предварительная работа:

Беседа о формировании здорового образа жизни.

Беседа о пользе витаминов

Соблюдение культурно-гигиенических навыков

Отгадывание загадок и рассматривание предметов личной гигиены

Развивающие игры: лото «Витамины», «Четвертый лишний» и.др.

Дидактические игры на формирование КГН: "Мыльные перчатки",

"Фонтанчики", "Носики-курносики"

Участие детей в различных формах двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и досуги)

Ход занятия:

Организационный момент.

Звенит колокольчик, дети собираются в центре зала.

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришли гости.

Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям и начнём.

Дети, сегодня утром, когда я пришла увидела эту необычную посылку. Для кого это всё? Давайте прочитаем. Кому: д-с «Родничок» 2 мл. г "Солнечные лучики".Так кому это (верно, нам)

А от кого? Что то я ребята не пойму, может вы догадаетесь от кого сюрприз?

Ответы детей:

Великий Умывальник,

Умывальников

начальник и мочалок командир!

Воспитатель:- Кто это? А автор этой сказки кто?

Ответы детей : Корней Иванович Чуковский

Воспитатель : -Ребята, как вы думаете, что может прислать Мойдодыр?

Ответы детей: (игрушки)

Давайте с вами посмотрим, что там лежит.

Игра "Угадай на ощупь"(открываем, достаем конверт и зонтик).

Воспитатель: Читаем: «Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны здоровья, хорошо вам известный Мойдодыр. Нашу прекрасную, чистую страну захватил злой микроб со своим грязным помощником Грязнулей. Он отобрал у наших жителей мыло и зубные щетки, а меня, с моими друзьями, заколдовал. Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Избавьте нас от злого микроба. Попасть в нашу страну вы можете с помощью волшебного зонта. Его нужно раскрыть и сказать вот такие слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети».

Ваш Мойдодыр.

Воспитатель. :Ребята, поможем жителям страны здоровья, избавить их от злого микроба?

Ответы детей: Да

Воспитатель: -Где живут микробы?

- Дети читают стих :

Там, где грязь, живут микробы.

Мелкие - не увидать.

Их, микробов, очень много,

Мельче комаров и мошек

В много-много тысяч раз.

Тьма невидимых зверушек

Жить предпочитает в нас.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот.

Воспитатель: -Ребята, мы отправляемся бороться со злым микробом, давайте оденем специальную одежду. которая защитит нас от микробов. (дети одевают халат, шапочку)

Воспитатель : -Все готовы к борьбе с микробами?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ну, что, в путь- дорогу, становитесь все под зонтик.

Воспитатель и дети: Произносим волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три зонтик лети! » (Звучит музыка)

Воспитатель: -ребята, посмотрите, как тут красиво! А какое настроение у жителей этого замка? Почему?

Ответы детей: настроение грустное, тут опасность – микробы

Воспитатель: -Да, микробы поселились здесь. Будьте осторожными!

Воспитатель: А какой герой ещё был в сказке К.Чуковского «Мойдодыр»?

Ответы детей: (грязный мальчик) .

Воспитатель: Внимание на экран. Посмотрим какая произошла с ним история:

(Звучит отрывок из произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»)

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, почему от мальчика сбежали все вещи?

Ответы детей: потому что он был не аккуратным, не следил за собой и своими вещами.

Воспитатель: А как можно назвать этого мальчика?

Ответы детей: (Неряха, грязнуля, чумазый… .)

Воспитатель: -Почему плохо быть грязнулей?

Ответы детей: (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязная кожа- организм плохо дышит. Грязные руки- появляются микробы т. д.)

Воспитатель: - Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

Ответы детей: (Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

Воспитатель: Что может помочь нам в борьбе с грязью и микробами?

Ответы детей: (Вода и мыло.)

Воспитатель: С водой надо дружить.

«От простой воды и мыла, у микробов тает сила».

Воспитатель: -Ребята, какая вода? Давайте её рассмотрим.

1. Рассмотреть воду на прозрачность.

Воспитатель: -Какой цвет у воды?

Ответы детей: (нет цвета, вода прозрачная) .

2. Рассмотреть воду на текучесть.

Воспитатель: -Посмотрите, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Воспитатель: -Перелейте воды из одного стакана в другой.

Воспитатель: Что делает вода?

Ответы детей: (льётся, течет, струится, переливается, меняет форму) .

3. А еще, ребята, вода может иметь разную температуру.

Воспитатель: -Закройте глаза и рукой попробуйте воду в одном тазу, а потом в другом.

Воспитатель: -Что вы почувствовали?

Ответы детей : (Вода холодная и теплая) .

Воспитатель: -В какой воде приятнее мыться?

Ответы детей: (В теплой) .

Воспитатель: -Холодная вода тоже полезна для умывания, она закаливает организм человека.

Воспитатель: – Что нужно, чтобы как следует вымыть руки?

Ответы детей : Мыло, вода, чистое полотенце.

Воспитатель : Да, вода и мыло – настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем.

Игра "Расставь по порядку"

(Предложить детям алгоритм мытья рук на отдельных карточках, дети расставляют карточки по порядку) .

Физминутка.

Надо нам перед едой (все дружно шагаем)

Мыть руки с мылом и водой (намыливаем руки)

Чтобы злой презлой микроб (Пазы руками)

Не забрался к нам в живот. (Гладим живот)

Водичка, водичка, (открываем ладошки вверх)

Умой мое личико. (Как бы дотрагиваемся до лица)

Чтобы глазки блестели, (дотрагиваемся до глаз)

Чтобы щечки алели, (круговыми движениями щеки)

Чтоб смеялся роток (улыбаемся)

И кусался зубок (показываем зубки)

Воспитатель : Как часто надо мыть руки?

Ответы детей: (после улицы, после сна, после посещения туалетной комнаты, перед едой, после игры)

Воспитатель: -Ребята, нам нужно вспомнить все предметы личной гигиены, чтобы злой микроб вернул их жителям страны здоровья.

Загадки:

Воспитатель:

Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

Ответы детей: (Носовой платок)

Воспитатель:

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было –

Что, ребята?.

Ответы детей: (Мыло)

Воспитатель:

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю.

Ответы детей: (Мочалка)

Воспитатель:

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка.

Ответы детей: (Полотенце)

Воспитатель:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Ответы детей: (Расческа)

Воспитатель:

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Ответы детей: (Зубная щётка)

Воспитатель:

Мы справились с заданием, и микроб убежал. Он боится чистоты, а мы с вами любим чистоту. Возвращаем предметы личной гигиены жителям страны здоровья.

Мойдодыр : Почаще мылом умывайтесь

и бодрости, сил набирайтесь,

а мой сюрприз, посмотри –

в подарок мыльные пузыри!

Заключительная часть.

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, нам тоже уже пора возвращаться в свою группу. Встанем под зонтик. Вспомним волшебные слова и произнесем их: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, раз, два, три, зонтик лети»(Звучит музыка) .

Воспитатель : Дети, понравилось вам наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей: опыты с водой, путешествие к Мойдодыру

Воспитатель : А что было трудно для вас? Что узнали нового

Ответы детей :(я узнал что вода не имеет цвет. мне было интересно.)

Воспитатель : Выберите себе солнце или тучку. Солнце если у вас всё получилось, вы не испытывали трудностей и вам всё понравилось,тучка-если вы что то не поняли и у вас были затруднения.

Воспитатель : Мне понравилось с вами путешествовать, вы так много знаете о том, как беречь здоровье, умеете отгадывать загадки и дружно играть. Молодцы! Спасибо вам! Попрощаемся с гостями,какое волшебное слово мы говорим на прощание?

Ответы детей: До свидания!

Методическое обеспечение:

Чтение литературы: А. Барто. «Девочка чумазая», К. И. Чуковский. «Мойдодыр» К. Чуковский «Федорино горе».


Комплексные конспекты

Конспект НОД по ОО «Познание»
(формирование элементарных математических представлений)
«Путешествие с солнышком» (для детей 3-4 лет)

Горынцева Л.В., воспитатель 1 квал.категории МДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.

Интеграция областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора) , «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Задачи:

Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день - ночь, утро - вечер; различать понятия «один», «много», «ни одного»;

Формировать интерес к художественной литературе, передавать эмоциональное состояние мимикой;

Формировать стремление петь знакомые песни;

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную;

Развивать диалоговую форму речи;

Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт;

Обеспечить взаимосвязь рисования нетрадиционным приемом «рисунок тычком» с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей;

Воспитывать аккуратность при работе с гуашью, поролоновой губкой;

Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские взаимоотношения с детьми, умение работать в коллективе.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;

Использование дидактических пособий и наглядного материала;

Рисование небольшими группами;

Практическая деятельность;

Использования песен, литературного произведения;

Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;

Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска;

Аудиозапись;

Домик с эмблемой солнца;

Символы - явлений природы разных времен года;

Напольные поставки;

Гуашь зеленого цвета;

Палочки с поролоном на конце;

Модуль «части суток»;

Компьютер.

1. Организационный момент. Игровая ситуация:

Звучит спокойная мелодия. Воспитатель обращает внимание детей на домик (с эмблемой солнца) .

Воспитатель: Посмотрите ребята, здесь стоит чей-то дом. Как вы думаете, кто в нем может жить?

Дети: Это домик Солнца.

Воспитатель: А как ласково мы можем назвать солнце?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Солнышко еще спит. Как называется время суток, когда солнышко спит? (1 слайд)

Дети: Ночь.

Воспитатель: Ночь прошла. Солнышко надо разбудить, чтобы оно обогрело Землю. В какое время суток просыпается солнышко?

Дети: Утром.

2. Психогимнастика.

Воспитатель: Все живое радуется появлению солнца. Ребята, а вы готовы помочь разбудить Солнышко и порадовать все живое появлению солнца?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого давайте ляжем на коврик и представим, что вы «Солнышко».

Под спокойную мелодию проводится психогимнастика «Солнышко встает».

Услышало солнышко стук, открыло глаза, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждет! Надо будить землю. Солнышко потянулось, встало с кровати и стало умываться:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки розовели...»

Умылось наше солнышко. Взяло расческу и привело свои золотистые волосы - лучики в порядок, и они ярко засияли. Солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем. (2 слайд)

Дети имитируют движения согласна текста.

3. Беседа с элементами практической деятельности «Весна».

Воспитатель: Молодцы! Разбудили Солнышко! Солнышко проснулось, стало светить ярко, пригревать землю. От этого тепла снег начал таять. А в какое время суток: утром или днем снег тает?

Дети: Днем. (3 слайд)

Воспитатель: Днем тает снежок... В какое время года это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Весной стало пригревать солнышко - потеплело. (4 слайд)

Воспитатель: А что еще происходит в природе весной? Помогите мне, пожалуйста, составить весеннюю дорожку. Выберите те рисунки, на которых изображены весенние явления природы.

Дети под руководством воспитателя при помощи символов - рисунков, закрепленных на напольных подставках, составляют мнемодорожку «Весна».

Воспитатель: Давайте, ребята, прогуляемся еще раз по весенней дорожке, которую мы с вами составили?

Дети вместе с воспитателем проходят по тропинке (между напольными подставками) , называют простейшие связи в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появились лужи, травка, насекомые, набухли почки, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

4. Беседа с элементами изобразительной деятельности «Весеннее дерево».

Воспитатель: Посмотрите, к чему привела нас дорожка? (5 слайд)

Дети: К дереву.

Воспитатель: Сколько деревьев?

Дети: Одно.

Воспитатель: А сколько веток на дереве?

Дети: Много.

Воспитатель: Сколько почек на ветках?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Грустно стало солнышку, печально от того, что на ветках нет еще почек.

Проводится мимическое упражнение «Грустно». (6 слайд)

Покажите, какое у вас настроение, когда вам грустно, печально. Сдвинуты брови, уголки губ опущены. Молодцы!

Воспитатель: Давайте нарисуем почки на деревьях.

Воспитатель предлагает детям нарисовать нетрадиционным приемом - губкой почки на ветках дерева.

Воспитатель: Обрадовалось солнышко, что от его тепла набухло столько почек.

Проводится мимическое упражнение «Радость». (7 слайд)

Покажите, какое у вас настроение, когда вам радостно, весело, приятно. Молодцы!

Воспитатель: А сколько почек набухло?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого цвета почки? Одинаковые ли по величине?

5. Чтение художественной литературы.

Воспитатель читает стихотворение «Весна» А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется весною.

Рефлексия.

Воспитатель: Целый день солнышко с нами гуляло. Придет вечер и солнышко ляжет спать. Когда, ребята, солнышко ляжет спать?

Дети: Вечером. (8 слайд)

Воспитатель: Какую бы вы колыбельную песенку спели для солнышка?

Проводится песенное творчество «Спой колыбельную». Дети вместе с воспитателем исполняют колыбельную песенку («Бай-бай», «Лю-лю, бай») .

Воспитатель: Когда солнышко спит? (9 слайд)

Дети: Ночью

Воспитатель: Когда солнышко гуляет?

Дети: Днем.

Воспитатель: Когда солнышко встает?

Дети: Утром.

Воспитатель: Когда ложится спать?

Дети: Вечером.

Конспект комплексного занятия для детей 3–4 лет

по теме "Веселые человечки"

Проводится в условиях сенсорной комнаты Снузлин.

Задачи:

Образовательная: способствуют развитию у детей представлений о собственном теле, о своей половой принадлежности; формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. формировать словарь по теме. Обучать ориентировке в схеме собственного тела. учить различать понятия “девочка – мальчик”, узнавать, к какому полу относится сам ребенок

Коррекционно-развивающая: развивать исследовательскую деятельность детей, формировать грамматический строй речи. развивать речеслуховое внимание, продолжать учить выполнять действия по словесной инструкции, развивать сенсорный опыт.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, вызывать желание помочь игрушечным персонажам, ; развивают эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Материал.

Две куклы: мальчик и девочка, картинки с изображением детей, у которых не хватает каких-то частей тела, картинки с изображением мальчика и девочки с разным настроением, разрезная картинка “Солнышко” на каждого ребенка, подвижная музыка, для рисования: лист бумаги, краски, кисти.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Психолог с детьми входят в сенсорную комнату (в этот момент звучит песенка про солнышко). Психолог обращает внимание на солнечные зайчики.

Дети, посмотрите, что это? Это солнечные зайчики! Солнышко проснулось, деткам улыбнулось!

Психолог говорит и показывает действия, дети повторяют за ним.

Доброе утро, глазки! Вы проснулись? (Поглаживание век).
Доброе утро, ушки! Вы проснулись?
(Растирание мочек ушей пальчиками).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись?
(Хлопки руками).
Доброе утро, ножки! Вы проснулись?
(Потопать ногами).
Доброе утро, солнышко! Я проснулся.
(Улыбнуться и протянуть руки к солнышку).

Психолог хвалит детей. - Молодцы ребята, Солнышку очень понравилось и оно решило с вами поиграть.

Звучит музыка и дети с психологом поют песню и выполняют действия.

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше.

(Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки).

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Дети приседают, опуская руки вниз).

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется.

(Дети шагают на месте, хлопая в ладоши).

2. Упражнение “Покажи на кукле и на себе” .

Психолог. Познакомьтесь, это куклы Маша и Паша. Вот у куклы голова. А где у вас голова? (дети показывают). На голове у куклы волосы (уши). Что это? А где у вас волосы? (дети показывают). Это лицо. Покажите, где у вас лицо. Закройте лицо руками, откройте (дети выполняют). Что у куклы есть на лице? А у вас? Закройте (откройте) глаза, наморщите носик, откройте широко рот, закройте рот. Сейчас мы будем играть, как будто мы умываемся. Я расскажу стихотворение, а вы показывайте то, о чем говорится в стихотворении.

Водичка, водичка, умой мое личико, (дети показывают)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Покажите, где у вас щечки, надуйте их, потрите их. Улыбнитесь так, чтобы видны были зубки.

Психолог (показывает на руки, ноги и живот у куклы). Что это у куклы? (Дети отвечают). А где у вас руки (ноги, живот) ? Поднимите руки вверх, опустите их. Это правая рука, это левая рука.

3. Упражнение “Чего не хватает на лице?”

Психолог (показывает картинки). Посмотрите на эти картинки. Чего не хватает на лице?

У мальчика не хватает глаз и ушей.

У девочки не хватает рта и носа.

Давайте поможем нашим картинкам, приклеим недостающие части.(дети выполняют задание)

4. Физ. минутка.

Психолог (читает текст, показывает движения по тексту, дети повторяют).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.

5. Упражнение “Эмоции”.

Психолог. Кукла Маша – веселая или грустная? (ответы детей) На этих картинках нарисована Маша (показывает картинки с девочкой) Какая? Посмотрите Маша радуются, улыбается! Улыбнитесь, как Маша (дети выполняют задание) . Найдите грустную Машу.(дети выполняют задание )Какое у нее настроение на этой картинке? (дети отвечают). Сделайте грустное лицо, как у Маши. Посмотрите, а где Маша удивляется? (дети отвечают). Удивитесь, как Маша. Молодцы! Маша очень рада, что вы ей помогли.

6. Складывание картинки “Солнышко” из трех и четырех частей.

7. Рисование “Солнышко ”.

Дети рисуют красивое солнышко, которое улыбается.

8. Итог занятия.


______________________________________ «Детский сад № 58» ___________________________________________

Миасский городской округ




Ознакомление с окружающим миром












Конспект занятия

для детей 3-4 лет





«Части суток»









Воспитатель

Шаповалова Т. В.



^




2013 г.

Конспект занятия

для детей младшего дошкольного возраста


«Части суток»

^ Цель: воспитывать интерес и желание к познанию окружающего мира.

Задачи:


  1. Уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью;

  2. Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление, речь;

  3. Учить имитировать действия;

  4. Обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия;

  5. Продолжать учить различать цвета.
Словарная работа: фиолетовый, серый, будильник, завтрак, обедать, ужинать, вечереет.

^ Предварительная работа: чтение потешек о петушке, о солнце, отгадывание загадок о частях суток, рассматривание альбома и плаката на тему: «Части суток». Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят» С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронько, И. Токмакова «Где спит рыбка».

Проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?».

^ Оборудование и материалы к занятию: настоящий будильник, игрушка – петушок, круги 4х цветов, один большой плоскостной шаблон «будильник» и маленькие по количеству детей.

^ Ход занятия:

Дети садятся на ковер. У каждого ребенка по комплекту кружков 4х цветов (черный, серый, голубой, фиолетовый)

Воспитатель: Доброе утро ребята! К нам кто-то пришел сегодня, слышите! (стук)

^ Воспитатель прячется за ширму и показывает детям петушка.

(Петушок): Здравствуйте ребята! Узнали вы меня? Я Петя Петушок. Знаете ли вы, откуда я прилетел? (ответы детей).

(Петушок): Правильно, из деревни. Я люблю вставать вместе с солнышком и петь песенки, всех будить.

Над рекой заря встаёт,
На дворе петух поёт.
Умываются котята,

Просыпаются ребята.

(Петушок): А вы ребята знаете мою песенку? (дети имитируют крик петуха).

Воспитатель: (Физминутка) А давайте вспомним потешку про петушка:

Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка!

Деткам спать не даешь?
(Петушок): В старину были пословицы, которые дошли до наших дней:

Спозаранку трудиться – душу радовать.

Скучен день до вечера, если делать нечего.

Кто рано встает – тому Бог подает.

День хвалится вечером.

(Петушок): А кто вас будит по утрам?

(Ответы детей)

(Петушок): А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?

(Ответы детей)

(Петушок): В городе живет мой механический друг, знаете, как его зовут? (ответы детей).

^ Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.

Воспитатель: Как вы думаете, почему часам дали такое название? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята – потому что они будят нас по утрам и показывают время.

Воспитатель: Петя Петушок, хочешь с нами поиграть и загадки отгадать? Гости тоже могут помогать отгадывать загадки:


  1. Солнце яркое встает
Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.


  1. Солнце в небе
Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем!


  1. Солнышко лучистое
Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора!

(Вечер)


  1. В небе звездочки горят
В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит.

Воспитатель: Здорово, все части суток знают. И так продолжим.

(Петушок): А у меня для вас тоже есть веселая игра. Я буду называть части суток, а вы будете показывать, что вы делаете в это время, хорошо! А гости будут отгадывать.

Утро наступает, солнышко встает,

Всех ребяток будит, в детский сад зовет. (Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются»)

Что вы делаете, придя в детский сад? (ответы детей)

Как называется еда по утрам? (Завтрак)

Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы можем обозначить утро? (Ответы детей)

Утром еще темно, поэтому эту часть суток можно обозначить серым.

^ День уж наступает, много дел у нас:

Погулять, покушать и настал сончас.

Воспитатель: На улице уже совсем светло. Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. Давайте обозначим его голубым цветом. Согласны? Поиграв, вы возвращаетесь с прогулки, а повара уже приготовили нам….

(Петушок): А как называется еда днем? (Обед)

Воспитатель: После обеда – тихий час или по-другому дневной сон.

(Петушок): А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет.

Воспитатель: Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители.

Воспитатель: Вы выходите на улицу и идете домой или гуляете. А солнышко садится за дома. Наступает… (вечер) . Можно сказать вечереет. Закат бывает красивого фиолетового цвета, давайте будем обозначать его именно этим цветом. Дома вы всей семьей садитесь кушать.

(Петушок): Как назвать еду вечером? (Ужин).

(Петушок): Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора,

И спать мы будем крепко до самого утра!

Воспитатель: Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать.

Наступает…(ночь). Каким цветом можно обозначить ночь? (Черным)

Что будет после ночи (утро, день)? (дети поднимают кружок нужного цвета)

(Петушок): А что бы вы ни путали части суток ребята, подарю я вам будильник, но не простой, а волшебный. Части суток в нем обозначены цветами: черным – ночь, серым – утро, голубым – день и фиолетовым – вечер. Один большой для вашей группы и маленькие вам домой.

Воспитатель: (Физминутка) А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.

Тик-так, тик-так,

А потом вот так,

А потом вот так,

Тик-так, тик-так.
Воспитатель: Поставьте стрелку будильника на кружок серого цвета, сейчас часть суток – утро. На этом наша работа закончена. Вы все отлично потрудились: прочитали потешку про петушка, отгадывали загадки, называли части суток, обозначали их разными цветами, узнали много новых слов.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем петушку «спасибо» и пригласим его к нам в следующий раз.

(Петушок): До свидания ребята!

Затем детям предлагается свободная игровая деятельность.

^ Использованная литература


  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.

  2. Ковалева С.7000 золотых пословиц и поговорок – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 479, (1) с.

  3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки – М.:Просвещение, 1990. – 335 с.

  4. Некрылова А.Ф. Круглый год – русский земледельческий календарь – М.: Правда, 1989. – 496 с.

  5. Скворцова В.О. Интелект+креатив: развитие творческих способностей дошкольников – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с.

Ольга Белоцерковская

Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

«МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

Разучите с малышами это стихотворение.

Программное содержание:

Образовательная задача:

Даем понятие о частях тела;

Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

Развивающая задача:

Развиваем мышление;

Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

Воспитательная задача:

Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

Словарная работа:

Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

Ход занятия

1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

Раз, два, три, четыре, пять –

Тело будем изучать.

(Шагать на месте. )

Вот спина, а вот животик,

(Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

(Потопать ногами.)

(Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

(Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

(Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

(Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

(Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

(Положить руки на голову.)

Показать успел едва.

(Покачать головой из стороны в сторону.)

Шея крутит головой -

(Обхватить шею ладонями.)

Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

Попросите малышей показать еще:

(Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

(Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

Вот реснички

(Указательными пальцами показать ресницы)

Запорхали словно птички.

(Поморгать глазами.)

Розовые щечки,

(Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

Подбородок кочкой.

Волосы густые,

(Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

Как травы луговые.

А теперь взгляну пониже,

Назову я, что увижу:

(Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

(Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

(Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

У меня, Сережи, Лены.

(Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

Затем попросите детей сесть за стол.

2. Мишка-топтыжка.

Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

Скажите за медвежонка:

Я Мишка-топтыжка.

Весело пляшу, лапками машу.

Глазками моргаю,

Ротик открываю. ]

3. Мишкины вопросы.

От имени Мишки задайте детям вопросы.

Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

А для чего уши? (Чтобы слушать.)

Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

4. Будь внимательным.

Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

Педагог

У кого есть ногти?

Дети

Движения, выполняемые педагогом и детьми

(Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

Педагог

У кого есть когти?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть лапы?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть ноги?

Дети

(Потопать ногами.)

Педагог

У кого есть хвост?

Дети

У медведя.

(Показать на Мишку.)

Педагог

У кого есть руки?

Дети

(Протянуть вперед руки.)

5. Уронили Мишку на пол.

Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

6. Снова Мишенька веселый.

Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

Игры и задания для закрепления материала

Игра «Стенка, стенка, потолок»

Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

Стенка,

(Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

Потолок,

(Указательным пальцем дотронуться до лба.)

Два окошка,

(Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

Дверь,

(Указательным пальцем показать на рот.)

Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

(Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

Игра «Пять братцев»

Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

Утро настало,

(Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

Солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

(Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

Разбуди соседей!

(Показать ладонь левой руки.)

- Вставай, Большак!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

- Вставай, Указка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

- Вставай, Середка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

- Вставай, Сиротка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

- И Крошка-Митрошка!

(Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

- Привет, Ладошка!

(Вращать кисть левой руки.)

Все потянулись -

(Обе руки поднять вверх.)

Зашевелились,

(Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

Мигом проснулись,

Развеселились.

Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

Игра «Человечек»

Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

Игра «Зеркальце»

Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Да все верно повтори.

Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

Игра «Отгадай загадки»

Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, хлеб - всю пищу мою -

Я с радостью этим зверям отдаю.

(Губы и зубы)

Есть гора, а у горы

Две высокие норы.

В этих норах воздух бродит -

То заходит, то выходит.

(Нос)

Он нам кушать помогает,

Вкус прекрасно различает.

Без умолку каждый день

Говорить ему не лень.

(Язык)

Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек