Япония и кошки (историческое - интересные факты). Почему хорошо быть кошкой в Японии  Удача и оборотни

┏━────╯⌬╰────━┓

Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году), когда когтистых завезли в Японию. В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства. Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке» по-2японски (三毛 что значит «три меха»). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла. Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка» (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть. Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка, случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников. С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке» быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.

Ещё одно сказание, гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда)

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача»). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо. Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена, а кошка-жертвенница стала её покровительницей.

Любимый AniDUB . com вовсю стремиться наполнить тебя увлекательными фактами из жизни и истории Японии ! На этот раз отдам должное всем любителям котиков и вместе с тобой разберусь, почему же эти эксплуататоры домашнего дивана так сильно пришлись по душе жителям далёких Японских островов.


Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии .


История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году ), когда когтистых завезли в Японию . В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства . Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год ) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).


Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке » по-японски (三毛 что значит «три меха »). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.


Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла . Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание ». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).


Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка » (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку).


Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть . Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка , случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников . С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке » быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.


Ещё одно сказание , гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда).


История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача »). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства ») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина ») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель ») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо . Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена , а кошка -жертвенница стала её покровительницей.


Между тем, в 1987 году в Стране горных путей было принято решение о проведении ежегодного Дня кошки , а датой праздника было выбрано 22 февраля . В этот февральский денёк люди благодарят домашних любимиц за все их заслуги и устраивают яркий фестиваль. Ведь в далёкой древности вышеупомянутые пушистые несли службу на кораблях и оберегали священные буддийские книги, перевозимые из Китая в Японию , от всевозможных грызунов. А мы в России просто любим этих пушистых за то, что они есть, и, между прочим, так же отмечаем день, который посвящен только им (1 марта – совсем скоро).

Конечно, не котиками едиными живо человечество: не реже, чем ярых кошатников, можно встретить столь же радикальных собачников. Есть люди, которые к одному виду животных испытывают любовь, а к другому - острую неприязнь.

Но чаще заводят кошек - и не только потому что это проще. Почему же так - разбирался корреспондент «Ридуса».

Ученые-этологи, занимающиеся изучением поведения животных и человека, имеют собственную точку зрения по этому вопросу. Они полагают, что любовь эта генетически обусловлена. Крупные кошачьи были одними из наиболее опасных для наших предков хищников. Для выживания нам было необходимо отслеживать и подмечать их повадки, наблюдать за ними, и восхищение стало побочным продуктом нашего интереса, закрепившись в ходе естественного отбора, - рассказала «Ридусу» психолог Мария Плюснина.

По словам эксперта, людей «завораживают изящество и гармоничные грациозные движения, в которых легко читается опасность, заключенная под наш контроль». Конрад Лоренц, выдающийся австрийский зоопсихолог, в своей книге «Человек находит дpуга» утверждал, что кошки, за исключением нескольких декоративных пород, «вовсе не домашние животные, а подлинно дикие существа

Дикие? Возможно.

Многие назовут такой способ суррогатом - и, разумеется, полноценной семьи он не заменит.

Однако общение с привередливым, капризным, иногда нежным, а иногда кусливым котом способно спасти от одиночества - переждать «самый темный час. У человека есть потребности в эмоциональной близости, в контакте с другими и в общении, заботиться о ком-то - и домашние животные в какой-то мере это потребности удовлетворяют.

Еще одним свойством кошек является способность пробудить родительский инстинкт.

«Этология, науки о поведении на грани биологии и психологии, считает, что любовь к котам есть следствие заложенного в нас родительского поведения, точнее даже, потребности в его реализации. Мы заботимся о братьях наших меньших, будь они котиками, щенками, змеями или богомолами. И в каком-то смысле мяуканье - это мимикрия под детский плач», - говорит психолог Ксения Ширяева.

Получается, пресловутые «сорок кошек» - это сублимация не реализованного родительского инстинкта. Впрочем, есть еще одна версия. Дело в том, что коты и кошки - не только милые, пушистые, беззащитные зверьки - но и воплощение грации и эгоизма. Многих покоряет как раз это.

«Сейчас век нарциссизма. И коты соответствуют как критериям идеальности многих - гибкие, стройные, элегантные сволочи. Они и поведением во многом схожи с нарциссами, при условии, что мы говорим об обывателе. То есть, человеку свойственна хуманизация. Человек животным приписывает человеческие реакции и эмоции. Так вот, инстинктивное поведение котиков легко очеловечивается в нарциссическую личность. А сейчас именно такие персоны в тренде - культовые фигуры современного кинематографа это доказывают с успехом», - считает психолог Нина Сергеева.

Есть и другие версии.

Например, с биологической точки зрения человеческая любовь к котам может быть обусловлена страхом перед древним существом, на которого и охотились совы и котики (как известно, к совам человечество тоже неравнодушно).

Со временем человек умнел и крупнел, а коты, напротив, уменьшались в размерах (хотя и не все). Однако восприятие кошки как части реальности, изначально притягивающей внимание, то есть внешнего стимула, порождающего нервное возбуждение - остались. А вот эмоция уже стала другой.

Кстати, а как воспринимают нас сами коты?

Биолог Джон Брэдшоу из Великобритании считает, что человек воспринимается кошкой как большой кот - только довольно глупый и несамостоятельный. Ну, как котенок. Потому и используется мурлыканье в качестве общения. Котята начинают мурлыкать, когда просят мать не отодвигаться, пока они сосут молоко.

Между собой взрослые коты не слишком используют этот способ коммуникации, но рядом с людьми мурлычут - может, так до большого, глупого лысого котенка что-то дойдет.

Так что родительский инстинкт, вызываемый котиками, - он работает в обе стороны.

Факт 1 - Вместе с буддистским учением в VI веке н.э. кошка пришла в Японию, кстати, в японском астрологическом календаре есть год кота, соответствующий в китайском году кролика. Император Японии получил из Китая в подарок двух котят, и, согласно преданию, на 19-й день девятого месяца 999 года от этой кошачьей пары было получено потомство. Посчитав это хорошим предзнаменованием, император призвал двух министров и велел им заботится о благополучии кошек. В их распоряжение была предоставлена даже кормилица. Впоследствии великолепные котята были подарены аристократам в знак высочайшей императорской милости.
Но уже 200 лет спустя кошки были объявлены демонами. Старое японское сказание повествует о том, что хвост кошки стали считать сродни змее. И в связи с этим всем кошкам обрубали хвосты. Кошки, у которых не были обрублены хвосты, и кошки старше 10 лет считались самыми опасными дьяволами. На восхитительных японских рисунках того времени почти все кошки изображены с укороченными хвостами. Лишь в 1602 году кошки были полностью реабилитированы императорским указом.

Факт 2 - Первые кошки, привезенные из Китая и Кореи, были белыми, некоторые – черными и очень мало было трехцветных. Дальнейший завоз южноазиатских кошек и последующее скрещивание дали японскую «трехцветную» кошку ми-ке, пользующуюся уважением даже в наше время. Особенно почитают трехцветных кошек рыбаки, которые верят, что они обладают способностью предчувствовать приближение бури. Кошек берут на рыбную ловлю, чтобы обеспечивать безопасность и хороший улов. Считается также, что черные кошки приносят счастье и излечивают разные болезни. Белых кошек, которые встречаются чаще, любят за красоту.

Факт 3 – В Японии кошка занимает особое, почитаемое положение. Особый буддийский храм в Токио предназначается для почитания кошек, и сюда верующие после смерти своих животных приносят в дар изображение любимцев. Статуи или портреты устанавливаются на алтарь, а кошек хоронят на территории храма. Этот обычай помогает кошке в ее путешествии к нирване; он освобождает человеческую душу, которая была заключена в теле животного на земле, и позволяет ей достичь вечного блаженства. Что касается выгоды хозяина кошки, то почести, оказываемые его кошке, обеспечивают ему в жизни удачу и счастье.

Факт 4 - В Токио есть мост, посвященный кошке, которая старалась облегчить бедное существование своей хозяйки, воруя мелкие золотые вещи у живущего по соседству ростовщика. Этот мост, Некомотабаси, часто посещают благоговейные верующие.

Факт 5 - В Японии, в городе Кагосима, есть Храм кошек. Но сооружен он не в честь священной кошки, а в память о семи совершенно конкретных котах, которых некий военачальник в 1600 году взял с собой на войну. Коты служили воинам часами: по расширявшимся или сужавшимся кошачьим зрачкам японцы умели определять время.

Факт 6 – В Изу-Коген,Префектура Шизуока, есть музей кошек

Факт 7 - Наиболее распространенной в Японии кошкой, приносящей счастье, остается манэкики нэко, или «приветствующая кошка». Фигурку этой привлекательной трехцветной кошки изображают ее сидящей с поднятой к уху одной лапой, как бы в знак приветствия. «С приветствием кошки приходит процветание», - гласит старинная пословица.
Происхождение фигурки связано с множеством легенд, одна из которых об известной женщине из Йосивара, чья любимая кошка была убита в тот момент, когда пыталась предупредить хозяйку о близости опасной змеи. Другая же рассказывает нам что в истории храма Гото-кудзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590-1659), со славой возвращавшийся из военного похода. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления обители, которая затем стала родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю", в связи с чем в одном из храмовых зданий продаются Манэкинэко.
Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета.
С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает. Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее манэкинэко.
Созданная фольклором Манэкинэко в руках народных мастеров превратилась в очень симпатичную игрушку-символ, доставляющую радость и детям, и взрослым. Разница в том, что дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые при всем своем реализме втайне рассчитывают на ее помощь в процветании, прибылях и удаче.

Факт 8 - Изображение спящей кошки, японский символ мира и спокойствия, украшает многие храмы. Самое известное из них находится в Никко, древней столице Японии, в храме Тошогу.

Факт 9 – 22 февраля Япония отмечает общенациональный праздник – День кошек
Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».

Факт 10 – В 2001 году крупнейший в Японии производитель систем промышленной автоматизации компания Omron решила не отставать от электронного гиганта Sony и представила собственного домашнего робот - кошку по имени NeCoRo. Как и большинство домашних кошек NeCoRo не умеет выполнять команды и выделывать разные фокусы, не умеет она и ходить.
Разработчики сделали упор на "личном контакте" хозяина и животного - NeCoRo мурлычит когда ее гладят, давая понять, что ей приятно, при помощи по-настоящему кошачьих звуков и движений.
Для достижения высокой степени достоверности поведения робота разработчики разместили тактильные датчики за и под "ушами" NeCoRo и на спине - то есть в местах особенно чувствительных для кошек. Кроме этого робот оснащен звуковыми и визуальными сенсорами, что позволяет ему реагировать на громкие звуки, резкие движения и распознавать свое имя. "Словарь" NeCoRo насчитывает 48 кошачьих звуков, а кроме мяуканья кошка-робот может жмурить глаза, поднимать уши, растягивать и сжимать лапы, выражая таким образом чувства удивления, усталости и т.п. По словам разработчиков, наиболее сложным моментом в разработке NeCoRo было создание "кожи" и "шерсти", адекватно реагирующей на мимику робота.

Факт 11 – В Японии изобрели контактные линзы для котов. Создатели новинки из компании "Мэникон" говорят, что их изобретение стало ответом на многочисленные жалобы хозяев, чьи питомцы страдают глазными болезнями и терпеть не могут лечиться.