Развитие когнитивных навыков ребенка раннего возраста. Когнитивное развитие. Эта тема принадлежит разделу

Ранний детский возраст - это крайне важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Человек появляется на свет, имея очень ограниченное число навыков и возможностей - по сравнению с теми, которые он приобретает позже. Зато он очень многому учится уже в первые годы жизни, и люди, наблюдающие раннее развитие детей, нередко удивляются, как быстро они из практически беспомощных существ превращаются в людей, которые стремятся как можно больше всего делать самостоятельно - и часто это у них неплохо получается.

Развитие моторики в раннем возрасте

По мере того, как ребенок растет, его нервная система становится все более зрелой. В результате ребенок все успешнее выполняет различные задачи. Скорость развития моторики является распространенным источником беспокойства среди родителей: многие из них волнуются, достаточно ли быстро развивается ребенок, и сравнивают его с другими детьми того же возраста. Однако скорость развития у всех разная, хотя, конечно, существуют определенные границы нормы. Перечисленные ниже навыки развиваются у здоровых детей в возрасте до полутора лет. Если этого не происходит, возможно, у ребенка имеются какие-либо нарушения, замедляющие раннее развитие.

  • Крупная моторика. Развитие крупной моторики связано с развитием крупных мышц тела, в первую очередь – мышц рук и ног. К навыкам крупной моторики относятся ходьба, бег, способность удерживать равновесие и координация движений.
  • Мелкая моторика. За навыки мелкой моторики отвечают маленькие мышцы глаз, пальцев, и так далее. Навыки мелкой моторики - это рисование, письмо, способность хватать держать, бросать (последние три навыка должны проявляться уже в период раннего развития детей).

Развитие мышц идет сверху вниз, от головы к пальцам ног. По этой причине дети сначала учатся держать голову, затем начинают ползать, и только потом - ходить.

Когнитивное развитие в раннем возрасте

В области когнитивного развития относят память, способность к рассуждениям и решению проблем, а также другие функции, которые развиваются у детей. Говоря о раннем умственном развитии ребенка, трудно не упомянуть Жана Пиаже - знаменитого психолога, известного своими работами по психологии детей.

Получив докторскую степень в 22 года, Жан Пиаже начал свою долгую карьеру, которая оставила глубокий след в психологии и педагогике. Основываясь на результатах длительных исследований, он пришел к выводу, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они думают по-другому. Альберт Эйнштейн назвал это заключение Пиаже «настолько простым, что оно могло прийти в голову только гению». По мнению Жана Пиаже, дети - это маленькие ученые, которые активно стараются понять мир, а не просто пассивно впитывают информацию.

Когнитивные схемы - одно из основополагающих понятий в теории Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Он называл схемами создаваемые в уме концепты, которые помогают людям организовывать и интерпретировать информацию. Новая информация используется, чтобы менять, дополнять, или полностью переделывать существующие схемы. Например, в уме маленькой девочки существует схема об определенном виде животных, например, о котах. Согласно ее схеме, коты пушистые и у них четыре ноги. Когда она впервые видит собаку, то может сначала прийти к выводу, что это животное - кот. Однако когда она замечает отличия собаки от кота, или кто-то ей объясняет, чем эти животные отличаются, она пересматривает свою схему для котов и создает новую категорию для собак. В будущем она может создать общую схему для домашних животных, и так далее.

Стадии развития интеллекта

Сенсо-моторный интеллект является самой ранней стадией развития интеллекта по теории Пиаже. Так называется период до двух лет, когда знания о мире ребенок получает только за счет восприятия и двигательной активности.

Стадия доопероциональных представлений - это период между вторым и шестым годами жизни, когда ребенок учится использовать человеческий язык. В этом возрасте дети еще не способны к логическому мышлению (в понимании взрослых людей), не могут мысленно манипулировать информацией, и не способны становиться на точку зрения других людей.

Эти два периода относятся ко времени раннего развития ребенка, и являются важнейшими этапами для его дальнейшей жизни.

Ранее развитие речи

Ученые обнаружили, что речь начинает развиваться еще до того, как ребенок появляется на свет - плод уже способен различать интонации голоса матери и, вероятно, понимать их значение (хотя, конечно, он еще не понимает слов). К четырем месяцам младенцы уже различают звуки речи и могут реагировать даже на движение губ - словом, они почти читают по губам! Более того, в ходе исследований было установлено, что маленькие дети различают звуки речи разных языков, а не только языка, на котором говорят дома. Однако приблизительно к десяти месяцам эта способность исчезает, и ребенок начинает правильно реагировать только на звуки родной речи.

Дошкольный возраст начинается с 3 лет и продолжается до поступления ребенка в школу. Ранний дошкольный возраст относят к периоду от 3 до 5 лет. По мнению психологов, дошкольный возраст – является одним из наиболее интенсивных периодов развития психики человека, время становления его объектом общения и деятельности. В этот возрастной период сфера деятельности ребенка расширяется, поэтому идет интенсивное личностное развитие.

По мнению А.В. Запорожца психическое развитие ребенка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов.

Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.

В нервной деятельности ребенка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно–рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно–рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов.

Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. 3-летний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет в играх.Познавательные интересы возникают в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы.

В действиях, в деятельности дети познают мир, учатся видеть и слышать, думать и чувствовать; по тому, какова деятельность детей на разных.возрастных этапах, психологи узнают об основных сдвигах в их психическом развитии. Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков–стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением,- воображением, восприятием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое другое.

Под влиянием речи окружающих людей у ребенка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Вместе с тем ребенок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность, в которой происходит формирование его как личности. Г.А. Урунтаева, рассматривая психическое развитие дошкольника отмечает, что познавательный процесс является условием успешного осуществления любой деятельности. Ведущей деятельностью ребенка в возрасте 3–5 лет является игра, в которой развиваются произвольность познавательных психических процессов.

К периоду дошкольного возраста ребенок уже овладел речью, которая изменила структуру его восприятия (оно стало предметным и осмысленным). Задержки в речевом развитии ведут и к задержкам в развитии мышления. Кроме того, умственное развитие тормозится и отсутствием необходимости приспосабливаться к предмету, выявлять его скрытые возможности, овладевать с его помощью все новыми сторонами действительности.

Благодаря развитию речи у ребенка появляется новообразование – наглядно–действенное мышление, которое отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.



В дошкольном возрасте формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоении речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни и ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, которое возникает само собой без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко и эмоционально.

С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослым начинает формироваться произвольное внимание, которое требует волевых усилий для своего возникновения.

Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

Важным свойством внимания, которое тоже следует направленно формировать в дошкольном возрасте, является его переключение. Большинству детей дошкольного возраста из-за рассеянности и отвлекаемое сложно переходить от одной деятельности к другой. Причиной этого может быть физическое состояние, неувлекательность занятий, изобилие ярких переживаний, которые мешают ему сосредоточиться, поэтому несложные игры и упражнения могут помочь ребенку в развитии и переключении внимания.

Сознание в этом возрасте приобретает характеристики опосредованности, обобщенности, начинает формироваться его произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка, т.е. формируются мотивационно-потребностная сфера и самосознание.

В 3 года ребенок должен уметь самостоятельно кушать, умываться, одеваться, раздеваться, слушать и слышать обращенные к нему слова взрослого человека, на основании опыта в этом возрасте у ребенка складываются некоторые пространственные представления.

На 4-м году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец (эталон), при сравнении с которым можно определить Форму предмета. В этом возрасте ребенок обычно не ошибается в обозначении направлений пространства (вперед, назад, направо, налево), правильно употребляет предлоги (за, перед, над, под, около, на и т. д.)

На 5-м году жизни, для того чтобы восприятие ребенка развивалось, полезно научить его умению зрительно расчленять форму предметов на заданные части. Восприятие дошкольника совершенствуется с каждым годом. После 5 лет продуктивная деятельность дошкольников приобретает значительную самостоятельность.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатлеться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребенку, что многократно повторяется, сопереживается и вызывает эмоциональный отклику него.

Непроизвольная память является преобладающей в дошкольном возрасте и не утрачивает своего значения во все последующие годы. Главное качественное изменение в памяти ребенка-дошкольника переход от непроизвольных к произвольным процессам. Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется.

В дошкольном возрасте наглядно-действенная форма мышления переходит в наглядно-образную форму мышления и интенсивно развивается. Оно характеризуется конкретностью образования. Особенно проявляется эта особенность мышления дошкольника в процессе понимания им иносказательной речи.

Ребенок учится рассуждать логически, конечно эти рассуждения еще очень просты. Умение рассуждать логически тесно связано с накоплением опыта ребенка, с развитием его представлений об окружающей действительности. Под руководством взрослого он усваивает простейшие понятия, учиться рассуждать, делать выводы.

Согласно теории А. Валлона в 3-летнем возрасте наблюдается период противопоставления, необходимый для развития «Я» ребенка. Ребенок выделяет себя от других и сопоставляет себя с другими, что способствует развитию его когнитивных способностей и лучшей дифференциации предметов окружения.

В 4 года у ребенка происходит процесс принятия себя, в силу чего отмечается нарциссический период, когда ребенок стремится выставить себя в самом выгодном свете, получить благоприятные впечатления о себе и развить положительную самооценку. Рост представлений о себе также сопровождается все более абстрактным восприятием окружающего, означающего новый когнитивный рост.

В 5 лет главным механизмом, обеспечивающим развитие, становится подражание. Этот механизм позволяет ребенку освоить социальные роли и отношения. Однако на всем протяжении этой стадии развития мышление ребенка остается синкретичным, что не позволяет ему устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями.

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

План лекции:

1. Младенческий возраст.

2. Ранний возраст.

3. Кризис трех лет.

Основные понятия: новорожденность, младенчество, ранний возраст, непосредственно-эмоциональное общение, «комплекс оживления», предметно-манипулятивная деятельность.

1. Границы возраста – от рождения до 1 года. Иногда в рамках данного возраста в качестве отдельного периода рассматривают новорожденность (до 2 месяцев).

Социальная ситуация развития. Появляясь на свет, ребенок выступает абсолютно беспомощным существом. Он попадает в совершенно иные условия обитания по сравнению с пренатальным (дородовым) развитием: другая температура, физическая среда обитания, смена способа питания требуют перестройки многих систем организма. И хотя ребенок обладает наследственными механизмами (безусловными рефлексами) адаптации к новым условиям, удовлетворение его любой потребности полностью зависит от окружающих людей. С другой стороны, на содержании социальной ситуации развития младенца отражается то, что он не владеет основными средствами социального общения – речью, что затрудняет «прямое оповещение» о своих потребностях и затруднениях. Таким образом, основу социальной ситуации развития младенца составляет противоречие между биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми ввиду невозможности (особенно вначале периода) использовать основное средство социального общения – речь.

Ведущая деятельность. Особенность социальной ситуации развития в младенческом возрасте определяет то, что вся жизнедеятельность ребенка опосредуется и определяется характером взаимодействия со взрослыми, и особенно с матерью или человеком, который создает условия для удовлетворения основных его потребностей. Ввиду того, что между младенцем и матерью устанавливаются глубокие, эмоционально насыщенные отношения, характер которых отражается на созревании и психическом развитии ребенка, ведущей деятельностью младенческого возраста признается непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым. В нем важную роль играют так называемые экспрессивные средства (улыбка, другие мимические проявления, двигательные реакции).

Психические новообразования. Основным новообразованием новорожденного выступает формирование инстинктивной психической жизни, характеризующейся преобладанием нерасчлененных, слитых переживаний (ребенок не может отдельно воспринимать себя и среду, восприятие предметов или людей связано с его состоянием). Центральным новообразованием младенческого возраста выступает потребность в общении со взрослыми и потребность в новом опыте («во впечатлениях» по Л.И. Божович). Также одним из важнейших психических новообразований выделяют формирование к концу возрастного периода автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

Особенности познавательного развития младенца. Основными достижениями в развитии познавательных процессов ребенка можно считать:

· Способность к зрительному сосредоточению на предмете (на 2-ом месяце), к восприятию формы предмета (3-4-й месяц);

· Проявление узнавания (на 3-4 месяце ребенок узнает лицо матери);

· Формирование речевого слуха, произношение звуков (гуление, лепет), понимание к концу возраста около 10-20 слов, произнесение «первых слогов»;

· Благодаря накопленному «сенсомоторному опыту» (информация о предметах, полученной при помощи органов чувств и в процессе манипуляций с предметами) у младенца проявляются первые формы наглядно-действенного мышления.

Большая роль эмоций в жизни младенца определяет их значительное развитие. Ребенок запоминает и узнает эмоциональные проявления матери и других близких людей. В мотивационной сфере ведущая роль отводится простейшим физиологическим потребностям, хотя к концу периода «набирают вес» и другие (познавательные потребности, потребности в общении).

Кризис одного года. К концу возрастного периода может наблюдаться так называемый «кризис одного года». Его возникновение обусловлено некоторыми факторами:

· «ребенок пошел» - освоение ходьбы, с одной стороны, расширяет жизненное пространство ребенка, а с другой – порождает ощущение самостоятельности;

· «ребенок заговорил» - ребенок с интересом узнает, что каждый объект имеет свое название и, более того, благодаря словам можно прямо указать взрослым на свои притязания;

· «ребенок ощутил свое «Я»» - первые достижения ребенка (самостоятельная ходьба, манипулирование с предметами и т.д.) формируют у него первые ощущения «Я» и усиливают потребность в расширении «зоны самостоятельности».

Условно говоря, кризис одного года это своего рода попытка ребенка указать взрослым на свои возросшие возможности и появление новых потребностей. Характер протекания кризиса определяется как индивидуальными особенностями ребенка, так и поведением родителей. Очень часто обострение кризиса связано с тем, что взрослые. Вместо создания оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка, злоупотребляют запретами, скорее заботясь о спокойствии своей жизни.

2. Границы возраста – от 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве - это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок - предмет - взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Это связано с тем, что, с одной стороны, у ребенка возникают новые потребности, вызывающие стремление осуществлять действия с предметами для их познания, а с другой стороны – способ действия с предметом, знание о нем принадлежит взрослому.

Ведущая деятельность – предметно - манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды - игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Психические новообразования . По мнению Д.Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства выступает развитие речи и наглядно-действенного мышления. Для речи ребенка характерно значительное увеличение словарного запаса, способность описывать наблюдаемые объекты (ситуации), выстраивая простейшие предложения. Развитие наглядно-действенного мышления определяется тем опытом, который малыш получает в ходе осуществления манипуляций с предметами. К концу возрастного периода у него появляется новообразование, которое часто обозначается как «Я сам» и которое связано с появлением и развитием самооценки и других проявлений сознания. Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения - личностное новообразование раннего детства.

В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение с взрослым - начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам - внеситуативно - познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

Особенности познавательного развития. По мнению Л.С. Выготского, все психические функции в рассматриваемом периоде развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Познавательная сфера ребенка в раннем детстве характеризуется развитием:

· предметности, целостности и других свойств восприятия;

· способности к выделению пространственных отношений между предметами;

· наглядно - действенного мышления и первичных форм наглядно-образного мышления;

· двигательной и эмоциональной памяти;

· непроизвольного запоминания;

· способности понимания речи взрослых;

· собственной активной речи ребенка, которая не только выступает средством общения, но и активно включена в предметно - манипулятивную деятельность и процесс познания.

Особенности развития эмоциональной, волевой и мотивационной сферы. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу эгоцентризма, не способен проявить эмпатию (сопереживание). В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только «как хочется», но и «как надо». Но спонтанное поведение чаще доминирует над произвольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются преобладание неустойчивых и несдержанных желаний, наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу (нет отчетливо выраженного доминирования одних мотивов над другими), появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов для достижения успеха.

3. Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса трех лет описал Л. С. Выготский и назвал кризисом отношений. Л.С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса трех лет.

1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали, он находится вне ситуации.

2. Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.

4. Своеволие, своенравие. Оно связано с тенденцией к са­мостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

5. Обесценивание взрослых. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трехлетний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными.

7. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Причины кризиса трех лет кроются в столкновении (внутри ребенка) потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого, противоречие между «хочу» и «могу» (Л.И. Божович).


Похожая информация.


учитель-логопед МАДОУ № 62, г.В.Новгород, Россия

РЕЧЬ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

Первые три года являются чрезвычайно важным и особо благоприятным периодом в жизни ребенка для речевого и когнитивного развития. В этом возрасте происходит закладывание фундаментальных личностных образований, совершается гигантский скачок в развитии ребенка: физическом, нервно-психическом, социальном. Ни в какой другой возрастной период психика ребенка не будет развиваться так динамично.

Мы наблюдаем у ребенка раннего возраста количественные и качественные изменения, которые происходят в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей. В центре внимания оказываются аспекты физиологии, познания, поведения, которые демонстрируют изменения по мере развития ребенка от рождения до зрелого возраста.

По данным нейрофизиологов в период раннего возраста закладывается базис для межполушарного эффективного взаимодействия, обеспечивающего соматический, аффективный и когнитивный статус ребенка. А также увеличивается предел работоспособности нервной системы. Формируется и совершенствуется навык ходьбы, развивается моторика и координация рук, вследствие чего, возможности познания окружающего мира, развития речи значительно расширяются.

В течение длительного времени наука рассматривала младенца как существа, которое имеет ограниченные поведенческие возможности – врожденные рефлексы (И.М.Сеченов, 1952; Ж.Пиаже, 1969; Л.С.Выготский, 1997; А.Н.Леонтьев, 1977). В теории деятельности А.Н.Леонтева и деятельностно-ориентированных теориях: поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина (1966) и теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий А.В.Запорожца (2000), утверждалась ведущая роль действия. Согласно деятельностной парадигме, повторяющиеся действия младенцем закрепляются и приобретают выраженную направленность на предметы и события, приводящие к изменениям внешней среды, интересные ребенку (вторичные циркулярные реакции). Постепенно ребенок приобретает представления об окружающем мире, осваивая и совершенствуя внешние двигательные формы поведения, которые в последующем интериоризируются, преобразуясь в образы предметов. Таким же образом, в теории когнитивного развития Ж.Пиаже высказывалось предположение о стадийном развитии системы внутренних образов при непосредственном манипулировании с окружающими предметами. Пиаже также показал, что речь становится психологически внутренней прежде, чем она становится внутренней физиологически.

Формирование речи детей раннего возраста является предметом исследований ученых в различных областях педагогики (Е.Ф.Архиповой, Е.Р.Баенской, Н.Д.Шматко, М.И.Лисиной, М.М.Либлинг, О.С.Никольской, О.Г.Приходько, Ю.А. Разенковой и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, В.Л.Зинченко и др.).

Когнитивное (умственное) и речевое развитие человека определяется рядом факторов: генетическими факторами, течением беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием образовательного учреждения, личностными особенностями ребенка и родителей.

Работы Дж.Гибсона и Э.Гибсон (Гибсон, 1988), Т.Бауэра (Bower, 1967, 1985), А.Мелтцоффа и Р.Бортона (Meltzoff & Borton, 1979), Э.Спелке (Spelke 1988, Spelke et all, 1995), Р.Байарджон (Baillargeon, 1994, Байаржон, 2000) изменили и обогатили представление о раннем когнитивном развитии. В своих исследованиях они выдвигали предположения о том, что восприятие является активным процессом с рождения, и дети уже готовы к адекватному представлению об окружающем мире.

Когнитивное и речевое развитие ребенка в социальном контексте как отдельное направление в отечественной психологии было основано Л.С.Выготским . М.И.Лисина, развивая идею Л.С.Выготского, в своих работах показала положительное влияние общения со взрослыми на эмоциональное, речевое и когнитивное развитие младенцев и доказала, что общение есть необходимое условие полноценного развития ребенка . Следует отметить, что ребенок будет говорить в ситуации общения только по требованию взрослого. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к ребенку со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью .

Овладение речью перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствуя все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Важным условием динамики когнитивного развития ребенка является активное стимулирование таких процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Включение эмоционального компонента в какое-либо сообщение социального характера либо стимулирует мыслительное действие, направленное на позитивный эффект, либо тормозит (в определенной степени) когнитивную работу с информацией. Эмоциональный дискомфорт не способствует позитивному взаимодействию ребенка с окружающей его действительностью.

Восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и связано непосредственно с практическим действием. Формирующийся новый тип восприятия позволяет ребенку сравнивать свойства одного предмета (как образца) со свойствами других предметов. Вначале дети начинают ориентироваться на форму, затем на величину, потом на цвет. К концу раннего возраста ребенок понимает, может выделить и назвать предметы, имеющие одинаковые свойства.

Память ребенка раннего возраста очень пластична, хотя ограничена непосредственно воспринимаемыми образами. В этот период преобладает пространственная зрительная непроизвольная эмоциональная и механическая (двигательная) память. В 2 года произвольная форма вербального кратковременного запоминания позволяет детям специально выучить рифмованный текст. Запоминание происходит после многократных повторений ритмического текста. Долговременная память формируется у ребенка при условии эмоционально-положительной оценке происходящего.

Символическая игра появляется к 1,5 годам, с включением в нее другого человека. В ней имитируются знакомые действия, совершаемые взрослыми. Наблюдается увеличение количества воображаемых действий. Например, ребенок может вообразить и сказать, что деревянная палочка – ложка, а ковер в комнате – море. Воображение носит воссоздающий характер. Одновременно, отмечается появление феномена символической репрезентации. К трем годам ребенок уже может представить события, рассказанные взрослым. Однако на данной стадии развития они по-прежнему путаются в основных категориях.

Мышление у детей раннего возраста наглядно-действенное. Оно зарождается, когда ребенок переходит от ручных действий к орудийным. Совершая манипуляции с вещами, ребенок практически устанавливает связи между ними.

Ж. Пиаже, в своей концепции подражания как механизма формирования мышления ребенка, говорит о том, что доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым – обязательное условие подражательных действий. Малейшая боязнь, настороженность недоверие к взрослому могут надолго затормозить развитие .

Психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни может иметь решающее значение для когнитивного и речевого развития ребенка. Дети должны расти в таких микросоцильных условиях, которые будут являться источником особой побудительной силы, дающие им возможность общаться с разными людьми, манипулировать с новыми предметами, осваивать новые навыки .

Литература.

1. Выготский,Л.С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. труды [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: Воронеж, 1996.

2. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л.И.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный инс-т, Воронеж, 2001.

3. Лисина,М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И.Лисина. – М.: Педагогика, 1986.

4. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции детей. – М.: 1978.

5. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст]/ Пиаже Ж. – М: Междунар. пед. акад., 1994.

Особенности развития восприятия в период раннего детства. Ведущей психической функцией периода раннего детства является восприятие. По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются вокруг восприятия и с помощью восприятия, которое в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая - его аффективный характер и страстность. Вторая (она составляет общий закон и для последующего развития) - когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.

К началу раннего возраста ребенок овладевает зрительными действиями, которые позволяют определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Однако точность и осмысленность такого предметного восприятия очень невелики, хотя на первый взгляд это и незаметно. Кажется, что ребенок хорошо ориентируется в окружающей обстановке, узнает знакомые предметы и людей по фотографиям и картинкам. Но в действительности ребенок 2-го года жизни еще не может достаточно точно определять свойства знакомых предметов - их форму, величину и цвет, а сами предметы обычно узнает не по сочетанию, совокупности свойств, а по отдельным, бросающимся в глаза признакам, встречавшимся в прошлом опыте.

Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. Цвет ребенком поначалу вообще не учитывается, и он одинаково хорошо узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета. Это не значит, как думают некоторые, что в раннем детстве дети не различают цвета. Психофизиологические эксперименты показали, что ребенок различает не только основные цвета, но и их оттенки (называя их как цвета соответствующих предметов), но цвет еще не является признаком, характеризующим предмет.

Чаще всего дети не могут последовательно, систематически осматривать объект, выявляя его разные свойства, поэтому их восприятие как бы «выхватывает» какой-то один бросающийся в глаза признак и по нему «опознает» предмет. Нередко это бывает небольшой участок очертаний предмета, с которым ребенок сталкивается при манипулировании.

На всем протяжении раннего возраста восприятие ребенка становится более точным и осмысленным по мере овладения новыми видами восприятия, позволяющими правильно выделять свойства предметов и учиться узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Такие действия складываются в освоении предметной деятельности, особенно в овладении соотносящими и орудийными действиями. Многие из таких действий требуют подбора и совмещения предметов и их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету: при закрывании коробок крышками, при сборке пирамидок и матрешек и т.д. Сначала дети выполняют эти действия в материальном плане, потом от внешних ориентировочных действий они переходят к зрительному соотнесению. Формируется новый тип действий восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки - меркой для расстояния, форма отверстия в коробке - меркой для вкладывания туда игрушек и т.д. Постепенно ребенок начинает выполнять предметные действия без предварительного примеривания, а только с помощью зрительной ориентировки.

В связи с освоением зрительного соотнесения ребенку 2,5-3 лет становится доступным зрительный выбор по образцу (сначала по форме, потом по величине, а позже всего - по цвету), требующий от него осознания, что существует много разных предметов с одинаковыми свойствами (например, «желтое», «круглое», «мягкое» и т.д.). К 3 годам ребенок более внимательно исследует новый предмет. Характерно, что овладение новым типом действий восприятия ведет к тому, что исчезает широкое узнавание предметов по картинкам и на фотографиях, основой которого было их отождествление по отдельным признакам.

Дети раннего возраста еще не усваивают общепринятые сенсорные эталоны в качестве средств выполнения действий восприятия. Так, ребенок оказывается не в состоянии правильно сделать выбор по образцу, если дать ему для сравнения не 2-3, а много разных предметов или если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей или их окраска включает несколько чередующихся цветов.

Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта.

Знакомясь со свойствами разных предметов, ребенок накапливает запас представлений о них. Для появления представления необходимы активные действия ребенка с этими предметами, поэтому важно, развивая предметные действия, предлагать ему предметы с явными и неявными различиями по величине, форме, цвету, пространственным соотношением деталей. Исследования показали, что ребенок третьего года жизни способен усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, хотя еще плохо называет их и не всегда различает тонкие оттенки и различия между ними.

Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".

Особенности развития памяти в период раннего детства. Память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии - узнавании и обладает двумя специфическими особенностями: она непроизвольна и непосредственна. Именно этим, кстати, объясняется факт амнезии раннего детства: связных воспоминаний почти не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало участвует она во всей деятельности сознания.

Преобладающие виды памяти - двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал.

Особенности развития воображения в период раннего детства. В связи с возникновением игры ребенок получает стимул к развитию воображения, которое в раннем детстве носит воссоздающий характер. Ребенок может представить себе по рассказу взрослого, по картинке вещи, события, действия. Оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающему миру и вызываемых им чувств. В играх ребенок воспроизводит известные по опыту ситуации, не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только завершенный результат вызывает у него соответствующий образ.

Дети раннего возраста еще не умеют перерабатывать жизненные впечатления, обобщать их, поэтому им свойственно устанавливать «прямое замыкание» между тем, что они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из опыта.

Особенности развития мышления в период раннего детства. На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления - использование связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). Сначала подобные догадки возникают тогда, когда связь уже готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно. Затем ребенок все шире использует такие связи и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. Переход от использования существующих или показанных взрослыми связей к их установлению - важный момент в развитии мышления в раннем детстве.

На первых порах установление новых связей идет путем проб и ошибок. Это хорошо заметно в экспериментальных задачах, когда детям предлагается достать далеко расположенный предмет с помощью орудия (палки или пропущенной через предмет тесьмы) - видно, что после ряда проб ребенком выделяются те движения, которые наиболее эффективны. Некоторые дети, достигнув результата, специально возвращают предмет назад и то приближают, то отодвигают его.

Большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий. Эти действия отличаются от тех, что служат основой действиям восприятия и направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскание связей между предметами и действиями, дающих возможность получить определенный результат.

Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это - основной тип мышления в раннем детстве.

Внешние ориентировочные действия, как известно, служат исходным пунктом для образования внутренних, психических действий. И уже в пределах раннего детства у детей появляются мыслительные действия, выполняемые без внешних проб, в уме. Ребенок легко переносит способ, отработанный в одной ситуации, в сходную ситуацию (например, палкой может достать из-под дивана мяч и т.п.). В основе этого лежат пробы, проделанные в уме, когда ребенок действовал с реальными предметами, а с их образами, представлениями о предметах и способах их употребления.

Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план.

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно - действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это Создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и действовать с предметами не только непосредственно, но и опосредствованно, т.е. с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).

В период раннего детства появляется символическая мышление (шестая стадия в развитии сенсомоторного интеллекта, согласно Ж. Пиаже), начинает формироваться знаковая функция сознания: ребенок может действовать «как будто», замещая реальные предметы заместителями или воображаемыми символами.