Ролевые игры для детей дошколього возраста. Планирование работы в младшей группе «Одежда. Обувь Чтение младшая группа е благинина новая одежда

Анжела Терещенко
Планирование работы в младшей группе «Одежда. Обувь»

Цель: Учить детей называть и показывать одежду (пальто, шапка, сапоги, перчатки, называть признаки (цвет, размер). Закреплять обобщающее слово «одежда» Развивать умение их классифицировать (одежда, обувь, головные уборы). Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов (у пальто – рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая). Воспитывать бережное отношение к предметам одежды.

Познавательное развитие

Беседа «Кукла Катя одевается, в детский садик собирается». Знакомимся со шкафчиком для одежды. Учимся выворачивать и складывать вещи. «Одежда должна быть опрятной»; ОБЖД «Про иголку и про нитку»

Наблюдение на прогулке – одежда, обувь, головные уборы детей. Одежда по сезону.

Речевое развитие

Тематический активный и пассивный словарь: существительные – майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, пальто, шорты, куртка, шуба, плащ, варежки, шарф – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс; туфли, кроссовки, сапоги, резиновые сапоги, туфли – обувь; шапка, платок, панамка, кепка; ткань, нитка, иголка; прилагательные – основные цвета; короткая, длинная, чистая, грязная, красивая, резиновая, меховая, теплая, новая, зимняя, летняя, детская; глаголы – шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать, беречь, гладить, покупать.

Художественная литература Н. Саконская «Где мой пальчик?», потешка «Наша Маша маленька…». В. Кудлачева «Подарок», Е. Благинина «Я умею обуваться», «Новая одежда», Н. Павлова «Чьи башмачки», Англ. нар. песенка «Перчатки».

Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, обуви.

Упражнение на дыхание «Ветерок»

«Мы подуем далеко,

Мы подуем близко,

Мы подуем высоко,

Мы подуем низко»

Речевая игра «Матрешка »

Ты, беги, беги, матрешка,

Быстро, быстро в хоровод

У кого в руках матрешка.

Тот одежку назовет. (передавать матрешку)

Пальчиковая игра

Посчитаем первый раз, сколько обуви у нас (переменно «хлопают» ладошки – коленки)

Туфли, тапочки, сапожки для Наташи и Сережки (пальчики)

Да еще ботинки для нашей Иринки.

А вот эти валенки для малышки Галеньки.

Пальчиковая игра

Алёнка–малёнка шустра, быстра. (хлопок в ладоши)

Воды наносила, (удар кулачок об кулачок)

Сарафан дошила, (загибать пальцы)

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела.

Везде поспела, (хлопок в ладоши)

В охотку ей дело. (кулачок об кулачок)

Пальчиковая игра

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю,

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки,

Чтение

Вот сюда надену шубку,

А сюда надену юбку.

Голова наденет шапку,

А нога наденет тапку.

Нет, сниму я лучше шубку,

А теперь поправлю юбку.

Фу, как жарко, снимем шапку?

Где же тапка? Никуда я не пойду,

Да с начала все начну!

Рукавички новые, теплые, пуховые.

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки.

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки,

А козленок маленький. обувает валенки

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так – новые кроссовки.

Как у наших у ворот,

Чудо-дерево растёт,

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки, новые калошки.

Социально-коммуникативное развитие

Д/и «Что для кого?» называем, группируем одежду для мальчиков и девочек, «Положи на место», «Что куда?» (шапку - на голову, сапожки - на ножки, «У кого, что?» (предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов у детей, «Один-много» (сапог, валенок, шапка, носок, туфель, шарф, тапок, «Какую одежду я спрятала?» (картинки, «Подбери заплатку к одежде», называем и показываем части одежды (воротник, карман, пуговицы, рукава).

Дидактическая игра «Одежда».

Сюрпризный момент – пришла кукла Даша. Принесла с собой ткань (картонки разных цветов) и модели одежды (внутри картона вырезанные отверстия в виде «юбки», «брюки», «шляпы») и просит: “Я хочу, чтобы Маша сделала мне красную юбку. ” Ребёнок подкладывает под шаблон «одежды» цветной картон и получается «красная юбка», «жёлтые брюки» и т. д.

Игры с бумажными куклами (одежда для кукол)

Сюжетно-ролевая игра «Оденем куклу на прогулку»

Песенка-игра «Мы платочки постираем

Игра-имитация «Одевание»

Я надену сапоги (ноги)

Курточку и шапку

И на руку каждую

Натяну перчатку.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «И по снегу и по льду,

в них в любой мороз пойду…» (раскрашивание валенок)

Лепка «Пуговицы для платья.

Игры с прищепками «Сушим белье»

Развитие мелкой моторики «Шнуровка–пуговицы».

Физическое развитие

Физминутка

Это тапки для Антошки (качаются на месте)

Чтобы в них не мерзли ножки (прыгают)

Топ, топ, топотушки (топают)

Что за тапки, как игрушки (выставляют)

Физкультминутка «Платье».

Это платье для Наташки, (4 поворота вправо–влево, руки на поясе)

Красные горошки. (4 ритмичных прыжка на обеих ногах)

А на платье два кармашка, («рисуют» на животике два кармашка)

Спрячем в них ладошки. (прикладывают обе ладошки к животику)

Подвижная игра «По дорожке Валя шла»

Валя тапочки нашла,

Валя тапочки примеряла,

Чуть надела, захромала

Стала Валя выбирать

Кому тапочки отдать.

Коле тапки хороши:

На надень и попляши.

Проект «Будем Кате помогать, будем Катю одевать»

Цель : Помочь детям получить отчетливые представления о предметах одежды и обуви и правильного использования их по назначению.

Задачи:

1) Обогащать и расширять представления детей о предметах одежды и обуви и их назначении.

2) Учить соотносить изменения в природе на изменения в одежде.

3) Формировать умения выделять основные детали одежды (воротник, рукава, карман…)

4) Закреплять культурно-гигиенические навыки одевания и раздевания.

5) Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.

6) Продолжать правильному согласованию существительных и прилагательных. Вызвать речевую активность.

7) Учить называть цвет, величину предметов одежды и обуви.

8) Воспитывать навыки бережного обращения с одеждой.

Возраст детей : 1 младшая группа

Длительность : 4 месяца

Подготовительный этап :

Подбор книг, картинок, иллюстраций, дидактического материала для игр и занятий с детьми

Рассматривание предметов одежды,обуви, головных уборов.

Подбор дидактических игр для развития мелкой моторики пальцев рук.

Реализация проекта.

1) Занятия познавательного цикла

1 «Что у Кати в гардеробе»

Цель: обогащать и расширять представления детей о предметах одежды и обуви; через инсценировку дать детям необходимые знания по самообслуживанию. Учить одеваться в соответствии с погодой; развивать внимание. Обогащать словарь (платье, юбка, кофта…); учить называть цвет предметов. Воспитывать навыки бережного обращения с одеждой.

2 «Мишка на прогулке»

Цель: учить называть цвет, величину предметов одежды и обуви. Расширять представления детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают тёплую одежду). Закреплять умение выбирать одежду для зимней прогулки. Обогащать словарь (куртка, шуба, шапка, шарф, варежки…). Учить называть величину предметов.

3 «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: учить соотносить изменения в погоде на изменения в одежде. Формировать умение выделять основные детали одежды (воротник, рукава, карман…). Побуждать использовать в речи название предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить). Закреплять культурно-гигиенические навыки одевания и раздевания развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

4 «Чьи башмачки»

Цель: закреплять знания детей о предметах обуви. Научить ухаживать за обувью. Учить называть цвет, величину предметов обуви. Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику. Продолжать обучать правильному согласованию существительных прилагательных, вызвать речевую активность.

2) Занятия по художественной литературе

1. Чтение стихов Е. Благининой «Новая одежда», «Научим обуваться братца»

2. З. Александрова « Мой мишка».

3. Заучивание русских народных потешек, песенок «Наша Маша маленька…» «Баю, баю, баиньки купим сыну валенки…»

4. Чтение сказки Н. Павловой «Чьи башмачки?»

5.Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша растеряша»

Цель: помочь детям понять содержание произведений. Вызвать радость от слушания знакомых потешек и желание читать их вместе с воспитателе. Уточнить представление детей о предметах одежды и обуви.

3) Занятия по изодеятельности

Рисование

1.«Украсим шарфик узором» (пальчиковая живопись)

Цель: формировать умение располагать узор, воспитывать заботливое отношение к близким, закреплять представление о назначении предмета, совершенствовать навык рисования пальцами.

2. «Сапожки для матрёшки»

Цель: закреплять умение группировать предметы (обувь детская - взрослая), учить правильно держать кисть. развивать внимание, воспитывать доброе отношение к игровым персонажам.

3. «Одежда для игрушек»

Цель: учить самостоятельно выбирать узор для украшения одежды игрушек; формировать умение рисовать цветные пятна, проводить горизонтальные линии, развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность.

4. « Сарафан для Тани» (коллективное)

Цель: поддерживать интерес к рисованию нарядного сарафана в сотворчестве с другими детьми; создавать условия для рисования узоров с помощью штампов; уточнить и закрепить знание цветов и форм, развивать творческую активность, цветовое восприятие.

Лепка

1. « Пуговицы для платья»

Цель: учить называть детали и части предметов одежды (рукава, воротник, пояс, карманы, молния, пуговицы) формировать умение скатывать комок пластилина круговыми движениями рук и прижимать его ладошкой к бумаге.

4) Работа с детьми вне занятий

1. Сюжетно- ролевые игры «стирка», «оденем куклу после сна»;

2. шнуровки;

3. отгадывание загадок, чтение художественной литературы;

4. игры словесные и дидактические «поручения». «наряди танечку», «наряди Вовку», «сошьём кукле Даше новое платье», «отгадай и назови», «чудесный мешочек»;

5. пальчиковые игры «стирка»;

6. игры с разрезными картинками.

5) Презентация проекта «Будем Кате Помогать, будем Катю одевать»

4.Пополнять словарный запас.

6.Воспитывать аккуратность.

Список литературы

1. Богуславская З. М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

2. Галонова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет»

3. Григорьева Г. Г. « Играем с малышами»

4. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет»

5. Крумхт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир»

6. Подрезова Т. И. «Материал к занятиям по развитию речи»

7. Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность детьми раннего возраста»

8. Рыжова Н. В. «Развитие речи в детском саду»

9. Теплюк С. Н. «Воспитание и обучение в 1 младшей группе детского сада»

10. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Презентация проекта в 1 младшей группе «Будем Кате помогать, будем Катю одевать»

Цель:

1. Закрепить понятия детей об одежде и обуви.

2.Уточнить название основных деталей одежды их цвет

3.Развивать зрительное внимание и мелкую моторику.

4.Пополнять словарный запас.

5.Прививать культурно- гигиенические навыки одевания.

6.Воспитывать аккуратность.

7.Создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Материал: Кукла, одежда, дидактические картинки с изображением одежды, картинка про весну, прищепки, силуэт платья, гуашь, тычки,

Ход занятия

Воспитатель: дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Какая она грустная, давайте спросим Катюша, что случилось?

Ребятки, Катя захотела пойти на улицу, но не знает, что ей надеть, давайте ей поможем.

Рассматривание картины про весну. К нам весна пришла, солнышко пригрело, снег растаял, прилетели скворушки, появилась зелёная травка, поэтому и одеваться нужно по погоде.

У меня есть волшебный сундук, а в нём – одежда.

Давайте скажем все вместе «одежда» (ответы детей хоровые и индивидуальные)

Воспитатель: Посмотрите, у меня картинка, что на ней нарисовано (колготки),

Настя найди в сундучке колготки и положи на стул,

Ребята посмотрите, что достала Настя (ответы детей), молодец Настя.

Воспитатель: Катя, посмотри, какую одежду подобрали тебе дети, всегда надо одеваться по погоде. А сейчас, пойдёмте, дети погуляем.

Физкультминутка «Сапожки» (Песня-игра «Дождик» Е.Д. Макшанцева.)

Дождик, дождик на дорожке,

Он намочит наши ножки.

Нужно ножки поднимать,

Через лужицы скакать.

Припев: Так, вот так, так, вот так!

Через лужицы скакать!

Дети движутся по залу, перескакивая через воображаемые лужи.

Мы наденем все сапожки,

И сухими будут ножки.

Можно ног не поднимать

И по лужицам шагать!

Стоя на месте, «надевают все сапожки» - проводят руками от щиколоток к коленям.

Припев: Так, вот так, так, вот так!

И по лужицам шагать!

Энергично размахивая руками и высоко поднимая колени, дети идут по залу.

Дождик, дождик припустил,

Всех ребяток намочил!

Ну, скорее, поспешим-

От дождя все убежим!

Стоя на месте, дети поворачиваются то вправо, то влево, делают взмахи руками перед собой («отряхивают капли»).

Припев: Поспешим, поспешим,

От дождя все убежим!

Низко наклонив голову и прижав локти к бокам, все бегут к воспитателю под зонт

Воспитатель: Дети. Пока мы с вами гуляли, бабушка настирала бельё, давайте поможем ей его развесить, а чтобы ветер его не унёс, нам понадобятся? (ответ детей- прищепки)

Дети из тазика достают по одной вещи и подбирают прищепки по цвету.

Катя, послушай, какое стихотворение приготовила тебе Вика.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить,

Чтоб конфетку положить.

Ребятки я тоже приготовила для Кати подарок - нарядное платье.

Посмотрите, платье синее в белый горошек у него есть белый кружевной воротничок, рукав- фонарик. Дети называют и показывают (Матвей скажи, рукав длинный или короткий, Алёша покажи, где у платья воротничок). У платья не хватает кармашка, кто мне скажет, для чего нужен карман?

Ответы детей.

Катя тебе нравится платье? Ребята, Катя говорит, что платье ей очень понравилось, но у неё много подруг и они тоже хотят такое платье.

Не переживай, Катя, сейчас дети всем твоим подружкам нарисуют платья в горошек.

Проходите к столам, берите тычки в правую руку, набирайте краску и наносите горошины по всему платью.

Кто закончил, положите тычки в домик. Катя посмотри, какие нарядные платья получились.

Ребятки, Кате пора домой, давайте подарим ей все наши платья и попрощаемся. Скажем, до свиданья, Катя, приходи ещё.

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!
Вот как славно мы поём!

Полюбуйтесь-ка, игрушки!

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.

Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки.
Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.

Вот как хорошо!

Благинина стихи. КРЫШИ - КАП...

С крыши - кап,
С крыши - кап...
Стал морозец очень слаб,
А снега осели.
Солнце в горенке живет,
Солнце горенкой плывет,
Как на карусели.

Е.Благинина. Обедать

Рая, Машенька и Женька,
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры

– Я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите ту же кошку:
Плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое компот.

Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!

Е.Благинина Про хрустальный башмачок

Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.


Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала...
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.

Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок -
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.

Е.Благинина. К отенок

Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.

Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?

День с yтpо стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде...
Так и быть звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!

Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта...
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть - как баpхат,
Хвост - тpyбой...
До чего ж хоpош собой!


Елена Благинина. Наш дедушка

Наш дедушка не любит тени.
Он любит солнышко, тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.

Он ничего почти не видит,
Не слышит ничего - глухой…
Его и курица обидит.
Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем,
Он нам как будто бы родной.
Он выйдет - мы ему поможем
Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или в косички заплетём.

А если сказку дед затеет,
Сидим до самой темноты.
Никто и двинуться не смеет
Все слушают разинув рты.

Ну есть ли где-нибудь на свете
Такая дружба, как у нас?
Хотите, мы вам сказки эти
Расскажем в следующий раз?

Стихи о маме для детей

Посидим в тишине Багинина

Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене.
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!..

Е. Благинина

Вот какая мама!

Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка –
Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.

Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…

Вот как мама угодила.

К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!

Е. Благинина

Аленушка

1
А у нас есть девочка,
Звать её Алёнушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.


Целый день "уа-уа",
Вот и все её слова.

2
Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички.
Как у нашей крошки
Тёпленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

3
Ой, ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
А остынут – поедим
И воробышкам дадим.

Воробышки сели,
Оладушки съели,
Оладушки съели,
Шшу–у-у!.. и улетели.

4
Мы не ляжем рано спать:
Дочку надобно купать.
Теплую водичку
Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,
С Алёнушки худоба!
Дайте-ка пелёнку
Завернуть Алёнку.

5
Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки! -
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки:
- Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
- Улетайте, гуленьки,
Дайте спать дочуленьке!

Завтра встанет солнышко,
Встанет и Алёнушка.
Будет солнце греть,
Будет дочка петь.
Целый день "уа-уа",
Полюбуйтесь, какова!

6
Доченька проснулась,
Сладко потянулась,
Полежала, полежала,
Да и улыбнулась.

Сердце бьется шибко.
Ах ты, моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!

7
А-ту-ту,
А-ту-ту,
Пять зубов у нас во рту.
А годок пройдет,
Будет полон рот.
Попадет морковь на зуб –
Хруп-хруп,
Хруп-хруп!

Попадет капустка,
И ей не будет спуска.
И в орехах знаем толк –
Щелк, щелк,
Щелк, щелк!

8
Тяжела дорога
От печки до порога!
От порога до стола
Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,
Покачнулась – шлёп!
А сидит не плачет:

Не ушибась, значит?

9
Каша масленая,

Ложка крашеная!
Мы Аленку никогда
Не упрашиваем.
Никогда,
Никогда,
Право слово,
Никогда!

10

Глянула в оконушко
Круглая луна…
Наша-то Аленушка
Сделалась больна!

Сердце бьется шибко,
Чуть не плачу я:
- Что с тобою, рыбка,
Тихая моя?

Я за доктором пошла,
Побежала – привела.

Доктор вылечил Аленку,
Дочка снова весела!

11
А в колхозе есть домок –
Прямо терем-теремок!
Кто, кто в теремочке живет,
Кто, кто в невысоком живет?
Может, мышка-норушка?
Нет!
Ну, лягушка-квакушка?
Нет!
Значит, зайка-трусишка?
Нет!
Ну, лисичка-сестричка?
Нет!

В теремке-то кроватки стоят,
На кроватках ребятки спят.
Подымаются ранешенько,
Умываются белешенько,
За столами тихонько сидят,
На еду не глядят, а едят.

После пляшут, да ведь как!
И вот этак,
И вот так,
И попарно,
И кружком,
И вприпрыжку,
И шажком…
Впереди Аленка наша
Машет аленьким флажком.

12
Я на улицу пойду,
На веселую пойду,
Я Аленушку за ручку,
Как большую, поведу.

Свети, свети, солнышко,
Зеленей, лужок!
Подымай, Аленушка,
Первый свой флажок!

Выше, выше подымай –
Нынче праздник Первомай!


Е.Благинина

Рябина

На тропинке - тень,
Солнечная сетка.
Через тык, через плетень
Свесилась ветка.

Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.

У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень,
Веточка, ветка?
На тропинке - тень,
Солнечная сетка.

Е. Благинина

На моем окошке

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий-

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек

Весь под волосками

Кактуса пенек.

Знать, в горшке-то тесно -

Медвежье ушко

Разрослось чудесно,

Пышно, широко.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы:

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою - лето,

Где цветов полно.

Осенний дождик. Стихи Благининой

Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!

Е. Благинина

Улетают, улетают...

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Е.Благинина

Прогулка

Натянула рукавички,
Застегнула пальтецо.
Ветер трогает косички,
Дует весело в лицо.

И поземка закрутила,
Заюлила, залила.
Я стрелой с горы катила,
Легче ветра я была!

Потерялись рукавички,
Расстегнулось пальтецо...
Очень трудно без привычки!
Очень ветер бьет в лицо!

Стихи для детей

Лодочки

Из ореховых скорлупок
Вышло десять легких шлюпок.
Спичка с красным лоскутком -
Мачта посередочке.
И поплыли ручейком
Лодочки-лебедочки.
Ручейки звенят – поют,
То и знай встречаются.
Наши лодочки плывут,
На волнах качаются.

Елена Благинина

Бубенчики

Нежно сомкнутые венчики,

Листья вырезные...

Золотистые бубенчики-

Первенцы лесные.

Набрала я вас, поставила

В глиняную крынку,

А художника заставила

Срисовать картинку.

Стихи Благининой

Одуванчик

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?

Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.

И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву...
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
...Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.

Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня...

Уморилась


Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки -
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья -
Он певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась...
...А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась!

Стихи для детей 8 лет

Эхо


Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: - Замолчишь ты? -
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! -
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: - Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! -
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь - и всё звенит от смеха,
Замолчу - и всюду тишина...
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо...

Про малину. Стихи Благининой

Я надела поясок,
Подвязала туесок,
Побежала по малину
Через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты -
Ну тенисты, ну густы!
А малина-то, малина -
Самой крупной крупноты,
Самой крупной крупноты,
Самой красной красноты!

Побродила я часок,
Вижу - полон туесок.
Побежала я обратно
Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине,
Хорошо ему и мне!

Е.Благинина

Радуга

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Елена Благинина. Гори-гори ясно!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!

Е.Благинина

Мы варили суп

Мы варили
Суп, суп
Из перловых
Круп, круп.
Получилась каша, -
То-то горе наше!

Замесили тесто, -
А оно ни с места!
Замесили на дрожжах, -
Не удержишь на вожжах!

Е.Благинина

Черемуха

Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.

А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.

Название публикации

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы) для детей

1 младшей группы.

Чупина Вера Николаевна

Воспитатель

МДОУ детский сад №8 «Орлёнок»

г. Касли

Конспект по речевому развитию (чтение художественной литературы)

Тема: Чтение стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».

Программное содержание:1). Формировать интерес к произведениям Е. Благининой. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться». Вызвать у детей эмоциональное отношение к содержанию стихотворения. Учить отвечать на вопросы по тексту стихотворения, анализировать поступки героя. Пополнить словарный запас детей словами «водица», «колодезная».

2). Развивать связную речь детей, несложных фраз, состоящих из 2-4 слов, в беседе-обсуждении стихотворения. Развивать трудовые навыки: полив цветов.3). Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, делать полезное окружающим; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: кукла с лейкой и ведёрком, комнатные цветы, клеёнка на стол, фартуки детям, тканевые салфетки, вода, мыльные пузыри.

Активация словаря: лейка, ведёрко, цветы, колодец, колодезная вода-водица, помощница, труд, земля, пить.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический.

Источник: составлен воспитателем Чупиной В. Н.

Ход.

Организационный момент.

Р
аздаётся стук в дверь. К ребятам в гости приходит кукла с ведёрком и лейкой.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Даша. Она пришла к нам из стихотворения «Не мешайте мне трудиться». Хотите послушать это стихотворение?

Дети -да

Основная часть

Воспитатель - (читаю стихотворение)

Не мешайте мне трудиться!

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте,

Не жалейте!

А хотите

В лейку лейте –

Поливайте огород,

Он ведь тоже воду пьет!

**********************

Вопросы к детям:

О чем говорится в этом стихотворении?

- «И колодезной водицей всех конечно угощу». А что за это колодезная вода? Что значит слово «колодезная»?

Колодезная вода - это вода, которую берут из колодца (показ иллюстрации колодца)

Как называют воду в этом стихотворении? (Ласково – водица).

Как девочка предлагает использовать эту воду? Для чего она нужна?

Скажите, пожалуйста, а трудиться - это хорошо или плохо?

Должны ли дети трудиться?

Ребята, а вы любите трудиться?

Расскажите, как вы дома помогаете родителям? (ответы детей).

Воспитатель - а какие мы с вами трудовые поручения выполняем в детском саду? (трудимся в уголке природы: поливаем комнатные растения, ухаживаем за ними; наводим порядок в игровом уголке в вечернее время; трудимся на прогулке: подметаем на веранде, убираем с участка сухие ветки, листья, убираем снег зимой).

Воспитатель - Молодцы, вы действительно любите трудиться!

Повторное чтение стихотворения .

Воспитатель - а сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Эй! Попрыгали на месте, (прыжки)

Эх! Руками машем вместе . (движение «ножницы» руками)

Э-хе-хе! Прогнули спинки , (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки . (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Э-ге-ге! Нагнулись ниже . (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе . (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй ! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко . (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель - Ребята, кукла Даша что-то хочет мне сказать! (прислушиваюсь)

Воспитатель - Она предлагает полить наши цветы. Пройдёмте к столам, наденем фартуки. Но перед началом работы вспомним, как нужно поливать цветы? (под корешок аккуратно, не спеша).

О
бращаю внимание на грустный цветок, спрашиваю, почему он грустный (его не поливали, за ним не ухаживали) Труд детей.


Динамическая пауза «Потрудились – отдохнём»

П
отрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Воспитатель - Ребята, какие вы сегодня молодцы! Как дружно потрудились! Думаю, что кукла Даша осталась довольна нашей работой.

Воспитатель - Скажите, пожалуйста, с каким стихотворением вы сегодня познакомились?

Дети - не мешайте мне трудиться.

Воспитатель - О ком в нём говорится?

Дети - о девочке

Воспитатель - Хотели бы вы быть на неё похожими? Почему?

Дети -да, она трудолюбивая, добрая.

Воспитатель - Вам понравилось стихотворение?

Дети -да.

Воспитатель - а что полезного мы с вами сегодня сделали?

Дети -полили цветы.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, наш цветок улыбается! Как вы думаете, почему?

Дети -помогли ему, дали попить

«Печем пирожки»

Цель: учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры.
Игровые пособия. Коробка с крышкой, де¬тали из строительного набора (небольшие ша¬рики, разрезанные пополам).
Методы руководства. Участие в игре в ка¬честве равноправного партнера.
Количество играющих детей: трое-пятеро.
Ход игры
-Алеша, ты хочешь со мной поиграть? Я буду пирожки печь. Ты хочешь пирожок? Давай еще Машеньку позовем и Олю. Девочки тоже хотят играть.

Посмотрите, что у меня есть (снимает крышку с коробки и кладет ее рядом).
-Я буду тесто месить для пирожков. Вот так, вот так! (Перемешивает в коробке детали из строителя.)
-Машенька, ты с чем любишь пирожки? С по¬видлом? Вот этот пирожок для тебя, он с по¬видлом (показывает, как лепить пирожок).
-Ой, а куда же мне положить пирожки? На чем будем их печь? (Хорошо, если кто-то из детей догадается, что для этого можно ис-пользовать лежащую на столе крышку от ко¬робки.) Действительно, сюда можно пирожки класть! Пусть это будет противень, как у мамы на кухне.
-Вот здесь будет Машин пирожок с повид¬лом. А с чем Алеша любит пирожок? Хочешь с капустой или с яблоками? Вот он, Алешин пи-рожок с яблоками и Оле пирожок слепим, и Наташе.
-У нас осталось еще место, давайте еще пи¬рожок сделаем. Кто мне поможет?
-Машенька, замеси тесто. Вот как у тебя хо¬рошо получается!
-А теперь лепи пирожок вот так, как я. Клади его на противень. (Предлагает другим де¬тям.) Много пирожков получилось. Не оста¬лось ни одного свободного места. Надо в ду¬ховку ставить, пусть пекутся. А где же у нас бу¬дет духовка?
-Оля, где будем печь пирожки? Вот здесь? (Можно использовать любые заместите¬ли.)Это плита? Включай побыстрей! Поставили пироги. Пока пекутся, можно и отдохнуть, по¬играть немножко.
-Ваши ручки любят играть? И умеют вот так махать, как птички крылышками? А вот так клевать зернышки умеют? А кричать ку-ку у вас получается? Раз вы у меня такие большие и умные, давайте поиграем.
Летела кукушка
Мимо сада
(машут руками).
Поклевала
Всю рассаду
(пальцами левой руки «клюют»).
И кричала
Ку-ку-мак
(делают «клювики» из пальцев).
Зажимай
Один кулак.
(Повторить два-три раза.)
-Хорошо поиграли. А как там наши пирожки?
-Понюхайте, как вкусно пахнет.
-Оля, посмотри, пирожки уже зарумянились?
-Конечно, они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки. Осторожно, горячо!
-Угощайтесь. Вот это чей пирожок? Машин?
-Кушай, девочка! Вкусно?
(Раздаю пирожки всем. Если дети будут брать «пирожок» в рот, остановить их.)
-Маша, мы ведь играем. Это же не настоящий пирожок. Вот так его едим - «понарошку». А в рот брать не нужно.
-Вот какие пирожки получились вкусные.
-Мы поели, а куклы голодными остались. Они тоже хотят пирожков.
-Оля, У нас остались пирожки? Конечно! Ты хо¬чешь куколку покормить? Вот так, как я. Кушай, куколка. Вкусный пирожок. Я тебе еще испеку.
-На этом игра может быть закончена. Мож¬но переключить детей на другой вид дея¬тельности. Если они выразят интерес к про¬должению игры, можно еще раз «замесить» тесто, «испечь» пирожки, угостить кукол, зайчиков и т.д. Точно так можно «готовить кашу», «суп» и т.д.

«День рождение куклы Кати»
Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.
Материал и оборудование: Кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с мёдом, морковка (можно использовать предмет-заместитель).
Предварительная работа: Празднование день рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы, подвижнынe игры и др.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что у её дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай, а сам печёт пирог, приговаривая:
Уж Катеньке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький.
На нём корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая.
(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)
Дети собираются на день рождения, по совету педагога Серёжа берёт, например, мишку и говорит, что Мишка несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.
Кукла радостно встречает гостей, благодарит их:
-Спасибо, Машенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, мёдом угощайся.
Гости поют песню «День рождения» (муз. В. Герчик, слова Н Френкель):
Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто,
Принимает поздравленья?
Кто получит от ребят
И игрушки, и подарки?
У кого глаза блестят,
На щеках румянец яркий?
Все, все, все, все,
Все мы Катю поздравляем!
С ней, с ней, с ней, с ней.
Веселимся и играем.
Дальше дети читают стихи. Например: А.Барто «Флажок» и дарят флажок Кате и т.д.
-А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего Кота»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно.
Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом-дети, затем детей догоняет Катя.
-Вот какой день рождения был у Кати. Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает.
При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

«Катя заболела»
Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.
Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).
Предварительная работа: 1. Беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении.
2. Рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.
- Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.
-Вова, а ты хочешь быть доктором?
-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)
-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: "Тук-тук-тук"?
-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.
-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?
-Катя, скажи: «А-а-а».
-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.
-Теперь Катя пусть поспит.
Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина.
Катя бедная больна.
Катя бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
-Давай, Вова. Споём Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую песню).
-Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась.
Игру целесообразно повторять в течение 1-2 недель с другими игрушками, например с мишкой, зайкой и т.д.
Началом для подобных игр могут служить стихи:
-Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной.
Oтвечает зайка:
-Не могу, больной.
-Ой-ой-ой, бедный! (Е.Благинина.)
Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится
У кого будешь лечиться?
(Е. Чарушин, Е.Шумская.)

«Катя проснулась»
Материал и оборудование: 1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.
2.Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).
Предварительная работа: разучивание потешки "Водичка-водичка".
Ход игры:
-Интересно. Что делают наши куклы?
-Где Катя?
-я буду её мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой?
- Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (подходят к
кроватке, на которой спит кукла.)
-Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель заправлена.
-Надо помочь нашей дочке умыться, Андрюша, открой кран. Катя послушала, как течёт вода а потом попросила:
Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазоньки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала намыливать руки. Но она ещё маленькая и просит: «Помоги, папа». Умой, Андрюша, дочку.
-Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней гулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду» .
Затем обучение данному игровому действию с куклой можно провести с ребёнком, у которого низкий уровень игровых действий.

«Куклы на прогулке»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.
Материал и оборудование: 1. Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.
2. Куклы разных размеров.
3. Машины разной величины.
4. Образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки и т.д.
Предварительная работа: Занятия по конструированию. Темы
построек: дорожка (узкая и широкая); поезд; машина; дом; ворота; горка и т.д.
Ход игры:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков-«пап»-попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.
Дети одевают кукол (см. «Оденем Катю на прогулку»).
Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Во время одевания кукол желательно прочитать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки.
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Или:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Если дети построят дома, то мо:но обойти их вокруг и прочитать стихотворение:
Ходит Катенька с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперёд,
Дочка ходит взад-вперёд:
Топ-топ.
(Из кабардино-балкарской песенки" Топ-топ".)
Если же дети построят поезд, то во время поездки на нём уместно вспомнить стихотворение э. Мошковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка).
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.

«Купание куклы»
Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложим спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
Материал и оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Кати».
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(А. Барто. «Девочка чумазая».)
Затем говорит детям.
-Моя дочка Катя испачкалась. Надо её выкупать. Где у нас ванночка? Кто принесёт воды?
-Какая нам нужна вода? (тёплая).
-Вика, пpинеси, пожалуйста, тёплой воды в ковшике.
-Кто пpинесёт мыло?
-Мочалку?
-Полотенце? (дать поручение Ване, Андрею, Коле).
-Всё готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики.
-Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (в тазик).
-А сейчас. Андрюша, что ты будешь делать? (помою Кате голову чистой, тёплой водой, помой руки, ноги.)
-Попросите Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать.
В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:
Тёплyю водичку
Льём на нашу птичку.
(Е.Благинина. «Алёнушка».)
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Катенька поется,
Причешется, оденется.
(С Капутикян. «Хлюп-Хлюп».)
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть её полотенцем.
-Кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирает всё на место, вешают полотенце.
Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате Русскую народную песенку:
Баю-баю, баиньки,
В огороде-заиньки.
Кате спатеньки велят.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

«Напоим Катю чаем»
Материал и оборудование: 1. В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла спит в кроватке.
2. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).
3. Набор чайной посуды, «оладушки»
Предварительная работа: 1. Знакомство с игровым действием "Катя проснулась" .
Ход игры:
- Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя?
-Ещё спит?
-Пусть спит, а я ей за это время чай приготовлю.
-Посмотрите, какой красивый чайник (в последующих играх на эту тему можно использовать игрушку-заместитель). Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем?
-А где же наши оладушки?
- Принеси. Настя, пожалуйста.
-Теперь всё готово. Можно будить наших дочек.
-Вставай доченька. С добрым утром!
Далее проводится игра по конспекту «Катя проснулась».
После того как умыли кукол, зовём их пить чай. Повторяя игровые действия с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; пpиyчаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить её на место.
Куклы-дочки в это время " играют" катают мяч, качаются в качалке, и катаются на машине и т.д.

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: Продолжать учить детей выполнять в игре 2-3 знакомых действия с куклой (кукла гyляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).
Материал и оборудование: 1. Куклы (2-3), одетые на прогyлку.
2. Шкаф для кукольной одежды.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Научим Катю раздеваться после прогyлки».
Ход игры:
- Моя дочка Катя вернулась с прогyлки. Сейчас я помогy ей раздеться.
Андрюша, твоя дочка тоже гyляла?
-Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.
Развязали шарф.
Шарфик полосатенький.
(З.Александрова. «Катя в яслях».)
-Куда надо положить шарфик? (на полку в шкаф).
-Правильно.
Вещи надо убирать.
Не придётся их искать.
(А.Барто. «Маша-растеряша».)
-А сейчас, что мы поможем снять нашим дочкам? (шубу).
-Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.
-Куда мы повесим шубу? (в шкаф).
-Что мы ещё сняли? (сапожки).
-У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие
сапожки? (большие, синие).
-Куда мы поставим сапожки? (в шкаф).
-Снимаем с ножки Новые сапожки.
-Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (нет).
-Что ещё надо снять? (рейтузы).
-У моей дочки маленькие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие?
(большие, синие).
-Куда надо положить рейтузы? (на полочку, в шкаф).
-Всё разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? (забыли надеть сандалии).
-Забыли надеть сандалии!
Вот они - сандалики
У нашей Кати-крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
(Е.Блaгинина. «Научим обуваться и братца»)
-А теперь можно играть? (нет, надо умываться.)
(См. приложение «Катя проснулась «-сентябрь).

«Покатаем кукол на машине»
Цель: Учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир).
Материал и оборудование: 1. Набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик).
2. Рули (2-3 шт.), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п.
3. Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.д.).
4. В строительном уголке воспитателем заранее построена машина.
Предварительная работа: Сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.
Ход игры:
Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит:
-Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофёром?
-Саша, ты хочешь быть шофёром?
-Вот тебе руль. Покатай, пожайлуста, мою Катю.
Во время игры воспитатель поёт, а дети подпевают песню "Машина"(муз. М.Попатенко, слова Н Найдёновой):
В мaшине, в мaшине¬
Шофёр сидит
Машина, машина
Идёт, гудит:
«Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине
Ребят полно.
Поехали дети,
Глядят в окно:
«Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка,
Вот лес густой.
Приехали дети.
Машина, стой!
-Спасибо, Саша, ты был хорошим шофёром. Посмотри, к тебе пришли ещё мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.)
-А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артёма тоже быть шофёром. Поможем ему построить машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артёмом будем строить.
-Что сначала поставим? (кубики).
-А теперь что надо сделать? (положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик-получится кабина шофёра).
-А рулём у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров.
Когда кукла займут свои места. Воспитатель ещё раз поёт песню «Машина».
При повторении игры можно предложить детям полетать на самолёте (вспомнить стихотворение А.Барто «Самолёт построим сами») или поплыть на корабле(прочитать стихотворение А.Барто «Матросская шапка»).

«Построим куклам дом»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.
Материал и оборудование: Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.).
Предварительная работа: Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы».
Ход игры:
-К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить дом?
-Серёжа, ты хочешь построить дом для Светы?
-Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать.
Воспитатель сажает куклу на ковёр.
-Из чего будем строить дом? (из кирпичиков).
-Серёжа, принеси, пожалуйста, кирпичики.
-Как мы поставим кирпичики? (узкой стороной).
-Это будут стены дома, а как сделать крышу? (надо положить кирпичик сверху на стены).
-Давай, Серёжа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике.
Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.
-Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло.
При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.
В процессе строительства дома вместе с Серёжей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому - дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.
Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом»
Тук да тук,
Тук да тук,
Раздаётся
Громкий стук.
Строим дом,
Дом большой,
И с крьтечком,
И с трубой.
Разукрасим
Мы дом
И вверху
Флажок прибьём.
Будут жить
В доме том
Зайка с куклой (мишкой)
И слоном.
Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди - кукла Катя. Педагог читает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройти по дорожке,
Топни, Катя, ноженькой.

«Оденем на прогулку»
Цель: развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре 2-3 последовательных действия.
Материал и оборудование: 2-3 комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик).
Предварительная работа: 1. Дидактическая игра "Оденем куклу на прогулку" .
2. Чтение стихотворения Е.Благининой «Новая одежда».
Ход игры:
Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит:
-Катя уже позавтракала. Сейчас я её буду одевать на прогулку.
-А у ваших дочек есть одежда?
-Давайте вместе одевать их на прогулку?
-Что будем одевать сначала?
-Возьмём колготки. Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка?
-Уже большая?
-Ей надо большие (длинные) колготки.
-Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А твоей дочки, Настя, какие сапожки? (большие, синие).
Наденем на ножки
Новые сапожки,
Пустим по дорожке.
Будет доченька ходить,
Сапожки новые носить.
(Е. Блaгинина. «Новая одежда».)
-Чтобы Катя не замёрзла, одену ей тёплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка? (большая, тёплая, красная.)
-Что теперь будем одевать? (шапку).
-У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка?
(большая, красная).
-Можно уже идти гулять? Или что-то ещё надо одеть куклам?(пальто, шубу).
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
При повторение игры с другими детьми
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Тёплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.

«Сделаем Кате красивую причёску»
Цель: Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.
Материал и оборудование: Расчёски, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: Рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям:
- У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую причёску. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Серёжа, а ты хочешь причесать свою дочку?
-Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.
-Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижём нашим дочкам чёлки. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли дочкам волосы. для этого ещё раз причешем их.
- Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета?
-Какой ты выберешь бантик?
-Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы всё уберём и пойдём в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом» , «вместе» .
Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем идут в «кино» и т.д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причеши, пожалуйста», благодарить за причёску и т.п.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».