Тихая истерика. Лечение истерики Как бороться с женской истерикой

Женская истерика – это особое эмоциональное состояние, практически неконтролируемое, неадекватное, сопровождающееся повышением голоса, плачем и чрезмерной жестикуляцией. Оно не поддается контролю, особенно в момент кульминации, хотя, когда только начинает нарастать напряжение, еще возможно повлиять, успокоить, взять под контроль ситуацию, и саму женщину.

В истерике женщина дает выход своим эмоциям, накопившейся боли, бессилию, переживаниям, и в тот момент делается крайне искренней. Также причиной данного состояния может быть желание чего-то добиться, о чем-то заявить, поэтому женская истерика – это своеобразный манифест.

Необходимо учесть, что следует различать бытовую и клиническую истерики. Бытовая сопровождается эмоциональным всплеском и носит характер разборки, выяснения отношений, с возможным бросанием предметов. В клинической психиатры определяют настоящих истериков, как истероидов. Эти люди (женщины и мужчины) обладают импульсивным характером и слишком развитым воображением, с детского возраста предрасположены к особо бурному проявлению эмоций.

Причины женской истерики

Женская истерика очень часто является способом манипулирования близкими и окружающими людьми в корыстных для себя целях. В любом случае, женская истерика – это очень заметное, эффектное действие и на него невозможно не обратить внимания, чего, в общем, женщина в большей части и добивается. Такая фемин любит быть в центре внимания, быть предметом восхищения и . Для этого она создает себе образ: вычурно одевается, неестественно красится и стрижется несоответственно своему возрасту. Ее поведение наигранно и отдает театральностью.

Для того чтобы понять насколько сильная женская истерика, что делать в такой ситуации, нужно разобраться в ее причинах.

Причиной женской истерики могут быть особенности нервной системы. Если женщина достаточно часто затевает необоснованные ссоры и это происходит очень интенсивно, если ее невозможно угомонить и она становится полностью неконтролированной, необходимо обратиться к хорошему специалисту (психотерапевту, психиатру). Если после диагностики окажется, что представительнице слабого пола свойствен истероидный или психопатический тип личности, станет понятно, почему она неспособна сдерживать свой запал, взрывные эмоции.

Благодаря своевременному обращению к врачу и поставленному корректно диагнозу, будет сэкономлено много сил и нервов. Специалист составит программу, по которой будет осуществляться психокоррекция поведения, пропишет необходимые лечебные средства и назначит курс психотерапии.

Также спровоцировать женскую истерику могут гормональные расстройства, недомогание, гормональные сбои во время климакса, при беременности, во время предменструального синдрома. В этих состояниях женщины становятся чрезмерно обидчивыми, уязвимыми, депрессивными, тревожными, с частыми переменами настроения.

Постоянные напряжения, регулярные стрессы, нервные срывы провоцируют возникновение женских истерик. Даже самая спокойная и уравновешенная фемин под постоянным воздействием нервного напряжения не выдерживает, «ломается» ее стабильная психика. Такое нервное состояние устраняется тем, что из жизни полностью убираются все дестабилизирующие психику факторы. Нередко сделать это очень сложно, но возможно.

Очень часто страдают истерикой волевые, сильные женщины, привыкшие взваливать все заботы на свои плечи и в одиночку контролировать все происходящее. От такого чрезмерного управления всем, образуется и перегруженность нервной системы, что требует определенного выхода наружу.

Истерика у женщины является способом эмоциональной разрядки. Она возникает не только у неуравновешенных вспыльчивых особ, но и у тех, которые в силу своего воспитания привыкли к тому, что эмоции должны сдерживаться, не позволять им выходить наружу. Это наносит большой удар по здоровью. Эмоциональные разрядки просто необходимы, но для того, чтобы дело не дошло до истерики, можно найти альтернативные способы «выпуска пара»: спорт, танцы, интенсивная физическая работа, визиты к психотерапевту.

Женская истерика в отношениях возникает под воздействием тоски, уныния, нереализованности, которая образуется на тле ничего неделания. Зачастую такое встречается у домохозяек, фемин, которые не состоялись в жизни, живут за счет обеспеченного мужа. У них наступает такой момент, когда они осознают, что в свое время могли самореализоваться. Именно под влиянием таких мыслей возникает женская истерика, во время которой фемин предъявляют претензии мужьям, что те не дают им возможности реализоваться.

Когда представительница прекрасного пола активна, принимает участие в общественной жизни, ей меньше угрожает возникновение истеричного состояния. Но, когда женщина, которая любит общение, встречи, вынуждена сидеть в четырех стенах, она начинает скучать, постепенно в ней накапливаются эмоции и самым доступным способом их излить является истерика. В этом случае выходом является поиск дополнительного занятия, хобби, прохождение курсов обучения какой-либо интересующей ее темы.

Переживание страха и беспокойства также приводят к возникновению истерик. Если фемин долго переживает какой-то страх, ей необходимо проанализировать его возникновение, понять причины. Во время переживания страха должен кто-то присутствовать возле нее, чтобы успокоить, убедить, что ее страх не имеет основания и постараться не довести это беспокойное состояние до степени истерики.

Как бороться с женской истерикой

Перед многими людьми (в частности, мужчинами) в определенный момент встает вопрос о том, что на самом деле собой представляет женская истерика, что делать, когда она возникает.

Для того чтобы что-то сделать нужно знать, чем опасна женская истерика и как к ней нужно относиться.

Приступ истерики у женщин выражается достаточно заметно и остро. Причиной может быть неприятная ситуация или реплика. Фемин начинает повышать голос, краснеет, в самый острый момент она начинает плакать, топать ногами и резко жестикулировать. Сознание в этот момент затуманивается и когда женщина успокаивается, она не может вспомнить досконально, что именно она говорила и что происходило все время. Такие истерические приступы могут очень часто повторяться.

Женские истерики в отношениях становятся причиной конфликтов и разводов. Мужчины часто берут инициативу в свои руки, ищут пути выхода из ситуации, предлагают женам обратиться к врачу, или даже сами настаивают на приеме психотерапевта.

Истерика является неадекватным поведением, которого следует избегать, но бывают особые формы ее проявления, которые могут нести самые плохие последствия. Тихая истерика, например, очень специфичная. Сдавленный тихий голос, особый тон, угрюмый взгляд, мрачное настроение – это то, чем опасна женская истерика такого типа. Если женщина не ругается и не бьется, она все равно должна куда-то подевать свою энергию и злость. Если такую фемин спросить — что случилось, ее ответ будет однозначным – ничего. В этот момент сразу нужно начинать предпринимать какие-то меры, потому что в таком состоянии женщина может делать различные подставы, действовать назло, собирать вещи, чтобы уйти.

В первую очередь мужчина должен выяснить, в чем причина. Проще всего это будет сделать – просто спросив напрямую. Но не спрашивать, что случилось, а спросить о том, можно ли как-то исправить ситуацию и что можно сделать сейчас же.

Фемин с более сложными приступами истерики должны лечиться под присмотром психотерапевта. Он выясняет, в чем причина приступов и назначает курс сеансов.

Нормализация половой жизни женщины может избавить ее от истерик. Поэтому есть смысл обратиться с мужем на консультацию к сексопатологу.

Следование режиму дня и ночи, достаточное количество сна и отдыха, правильное питание, запрет на вредные привычки, релаксация, спорт – вот те основные принципы, которые, если их придерживаться, минимизируют влияние негативных факторов, что в свою очередь, способствует устранению и профилактике возникновения истерики.

Если причина заключается в гормональных сбоях, то необходимо проконсультироваться с гинекологом, чтобы он прописал медикаментозные препараты, которые нормализуют гормональный уровень и уменьшат проявление вегетативных реакций. Вместе с этим назначаются седативные средства.

Во время истерики ни за что нельзя женщине отвечать агрессивно, этим только еще больше обострится ситуация. Нужно проявить хладнокровие и терпение, принять мнение женщины, после чего подарить ей ласку и заботу. Когда женщина успокоится, она оценит это и поблагодарит.

Популярным вопросом по данной теме является: пугает ли мужчин женская истерика? Женщина, отличающаяся истероидным типом личности – очень трудный человек, и терпеть постоянные ссоры и ее постоянные срывы не любой мужчина способен.

Мужчина в первую очередь ищет в женщине опору, стабильность и поддержку, а ее истерики свидетельствуют о неуравновешенности характера. Если в начале отношений женщина была спокойной, сдержанной, но в один момент она устроила истерику, ей следует ожидать на один из двух вариантов поведения мужчины.

В первом случае, мужчина, в состоянии шока от настолько резкой перемены, не разобравшись ни в чем, сразу разрывает отношения с женщиной.

Во втором случае, мужчина постарается сначала выяснить, в чем проблема, понять, что провоцирует такое состояние, попытается что-то предпринять. Но если истерики будут очень частыми и слишком интенсивными, то даже самый крепкий может опустить руки. И здесь даже дело не в том, пугает ли мужчин женская истерика или нет, делать с этим определенно что-то нужно. Поэтому женщина должна делать выводы о том, быть ли ей с мужчиной, через которого она страдает. Или если дело не в мужчине, она должна научиться себя контролировать, если на самом деле ей дороги отношения.

Как мужчина, так и женщина должны быть счастливыми в своих отношениях, радоваться, а не изводить истерическими проявлениями друг друга.

Любой женщине свойственно привлекать к себе внимание. Мягкая форма такого вызывающего поведения называется кокетство. Нет ничего плохого в том, что девушка следит за собой, за своей внешностью.

Истерика - это такая форма женского поведения, с помощью которого девушка хочет привлечь к себе внимание. Истеричность свойственна в основном женщинам. Это свойство женского характера, и его не изучают психиатры и психологи, в отличие от таких форм истерии, как психоз, истерическая психопатия и истерический невроз. Истерика проявляется в двух случаях: как следствие врожденных особенностей, когда мозг не контролирует поведение, и как следствие плохого воспитания, когда девушка, будучи ребенком, была любимицей в семье.

Виды и цели

Истерика может быть громкой и тихой. Громкая истерика проявляется через рыдание, крики, заламывания рук, битье посуды и другие бурные действия. Тихая истерика проходит незаметно для соседей, но также успешно для тех, кому предназначена. Тихая истеричка обычно мало говорит, молчит с укоризненным видом, давит на совесть, уходит в другую комнату и со страдальческим выражением смотрит в одну точку. Целью истерики является оказаться в центре внимания. Истерика продолжается до тех пор, пока окружающие не бросают все дела и не начинают успокаивать и утешать девушку.

Повод для спектакля

Со стороны для людей, которые привыкли расценивать поступки окружающих как истинные, кажется, что истеричка - девушка, которая очень эмоционально реагирует даже на самые незначительные неприятности. Например, нормальная девушка не закатит истерику из-за заслуженной "четверки". Но на самом деле повод , из-за которого истерика начинается и который окружающим кажется причиной такого поведения, не затрагивает истеричную девушку так глубоко. На повод такая девушка вообще не обращает внимания, она просто использует его для достижения результата. Во время истерики демонстрируются те чувства, которых на самом деле нет.

Основные черты

Не всегда крики и слезы надо воспринимать как истерический припадок. Нормальная девушка тоже может обидеться и в состоянии отчаяния реагировать на неудачу как истерик. В этом случае необходимо восстанавливать отношения с ней и не делать поспешных выводов. Для настоящих истеричек свойственны определенные черты характера, которые, конечно могут быть и у нормальных девушек, но у истеричек эти черты характера бросаются в глаза и режут слух. Такой девушке свойственно демонстративное поведение, стремление оказаться в центре внимания и добиться, чтобы о ней постоянно говорили. Во внешности такой девушки есть что-то такое, что мгновенно привлекает внимание. У таких девушек громкий голос, смех и театральные жесты. На работе такая девушка сначала разворачивает бурную деятельность, умеет организовать людей, убедить в необходимости выполнить поручение, но когда требуется ее непосредственное участие, то ее энтузиазм моментально улетучивается и работать она уже не хочет. Истерички условно делятся на два вида. Первые любят прибедняться и жаловаться, а вторые, наоборот, хвастаться. Истеричка чувствительна к эмоциональным переживаниям других. Она способна глубоко проникнуть во внутренний мир собеседника, чтобы потом манипулировать им в своих целях. В личной жизни такая девушка вызывает у своего избранника чувство вины, поэтому себе в спутники выбирает в основном хорошего и совестливого мужчину.

Особенности общения

Чем умнее девушка, тем больше она стремится справиться со своей истерикой. Любая форма истерики может быть компенсирована и переведена в другую активную деятельность. Карьера, занятия спортом, физический труд и профессии, требующие постоянного нахождения в центре внимания, помогут справиться с истерикой. Но тут необходимо правильно оценить собственные силы. Истеричность характера и талант привлекать к себе внимание рождают "звезду". Когда же есть только истеричная натура, а талант отсутствует, то есть вероятность. Что у девушки будет репутация истерички. Если пришлось стать свидетелем истерики, то лучше не подключаться и не реагировать на нее. Но после истерики надо попытаться поговорить с девушкой по-дружески, потому что такая девушка не понимает, что она делает. Таким образом, она эмоционально разряжается, а потом ни чего не помнит и, соответственно, не делает ни каких выводов. Надо постараться тактично объяснить девушке, ч

Женская истерика - это своеобразный способ женщины привлечь к себе внимание или найти поддержку. По натуре женщины намного эмоциональнее мужчин, а истерика - это способ выплеснуть издержки эмоций. Когда женщина проявляет истерику, она себя почти не контролирует.

Причины женской истерики

Недоедание
В основном возникают нервные срывы, когда женщины сидят на диетах, недоедая и ограничивая себя во всем.

Отсутствие или нерегулярная половая жизнь
Во время полового акта организм вырабатывает эндорфины, необходимые каждому человеку, особенно женщине.

Усталость
Большое количество работы, недосыпание, бытовая работа - и нервы рано или поздно не выдерживают.

Мало времени на себя
Так как женщины по своей натуре альтруисты и готовы всегда всем помочь. Тогда организм начинает протестовать, так как нельзя забывать о себе.
Самая распространенная причина истерики у женщины - желание добиться того, что давно хочется получить или же от бессилия. В данном случае она является самой высшей точкой эмоциональной сдержанности.
Если все-таки женская истерика дала о себе знать, то мужчине в первую очередь нужно понять ее причину. Лучше всего спросить у женщины о том, что он может сделать, чтобы прекратить истерику.

Классификация женских истерик

Обычная истерика
Связана просто с плохим настроением или «ничегонеделанием». Этот вид ничем не опасен и свойственен большинству женщин.

Бурная истерика
Обычно является последствием какого-то поступка. Единственная реакция мужчины, которая нужна в этом случае - просто переждать, не накаляя обстановку.

Тихая истерика
Ее нельзя игнорировать, она является самой небезопасной, женщину нужно любыми способами отвлечь.

Истерика под названием «все хорошо»
Является опасной. При ней женщины обычно делают одно, а замышляют другое, поэтому стоит быть начеку.
На самом деле, проявляя истерику, женщина намекает мужчине, что доверяет ему, то есть может показать плохое, что в ней есть. Истерика является самым настоящим проявлением чувств. Женщина может проявлять истерику только с тем мужчиной, которым доверяет по-настоящему, делает это она, чтобы донести до него свое состояние.

Каким способом можно прекратить женскую истерику?

Уйдите с поля ее зрения, тогда, возможно, приступ прекратится сам.
Предложите истеричке выпить воды.
Чтобы прервать легкий приступ, возможно болевое воздействие (пощечина - крайний вариант)
Нужно отвлечь внимание женщины. Например, позвонить незаметно ей на телефон.
Если спокойный человек устроил истерику, то помолчите, просто выслушайте, возможно он выскажется и ему станет легче.
Важно: всплески эмоций могут быть в некоторых случаях не только вредны, но и полезны, если они не выходят за пределы морально-этических норм.

19. Нанни Моретти. Тихая истерика отъявленного нарцисса

"Месса окончена"

"Ессе bombo"

"Palombella rossa"

"Золотые мечты"

"Месса окончена"

Художественным событием последних лет стал фильм Нанни Моретти "Дорогой дневник" (1995), который режиссер характеризует как наиболее психологичный из всех снятых им до сих пор. Это верно во всяком случае в том субъективном смысле, что Моретти окончательно разрушает границу между автором и своим персонажем. Речь идет о нем самом, перенесшем болезнь, которую врачи считали смертельной. Сорокалетний режиссер ощутил себя заново родившимся. Но даже если бы, не дай Бог, исход был иным, Моретти остался бы единственным полноценным персонажем своего поколения в итальянском кино.

Все, кто младше Бертолуччи, существуют в этой кинематографии в какой-то странной обезличенной совокупности. Даже международный успех фильмов Джузеппе Торнаторе ("Новый кинотетар "Парадизо") и Джанни Амелио ("Украденные дети") подчеркнул только лишь власть ностальгических мотивов, легенд неореализма. Собственное лицо не то чтобы не различимо, но как будто не существенно в групповом портрете, где сами имена, стоящие за фигурами, похожи (Никетти, Лукетти, Авати), а фоном служит поблекший интерьер "Голливуда на Тибре" или опустевшего кинотеатра, мало напоминающего рай. "Звезда кино, - сетует маститый критик Аино Мичике, - во всяком случае, какой она видится с планеты Италия, - это комета, посетившая нас лишь на время. Кино, или то, что мы обозначаем этим словом, не перешагнет порог XX века". Некоторые, правда, уповают на неаполитанскую школу, обратившую на себя внимание пряными пастишами Паппи Корсикато. Но ее будущее пока в тумане.

Причин глобального кризиса "киноцивилизации" множество. Причина изоляции и инфантилизма новой итальянской режиссуры конкретна. Она оказалась "ударена" 68-м годом в том нежном возрасте, когда еще не выработалась самозащита. Многие оклемались от шока и заговорили только в конце 70-х. Их мучил комплекс безотцовства. "Мною владел страх, как болезнь, - признается Джанни Амелио. - Годар, фигурально выражаясь, покончил с собой, оставив сыновей на произвол судьбы. Мы действовали, как зомби, пытающиеся выжить.

Если немецкое "молодое кино" зародилось благодаря постнацистскому культурному вакууму, для "новых итальянцев" питательной средой стал кризис марксизма, переживаемый как личная травма. Но лишь один Моретти сумел облечь свой инфантилизм, свое состояние аутсайдера, опоздавшего на поезд истории, в общечеловеческую "привокзальную драму", в тихий апокалипсис свершившейся катастрофы.

Такова интонация его ранних картин "Я самодостаточен" (1976) и "Ессе Bombo" (1978, анархистский парафраз библейского Ессе Homo - бессмысленный возглас растерянности героя-выкидыша 68-го). С меланхоличной самоиронией экран фиксирует тусовки молодых интеллектуалов, томящихся в кафе и перекидывающихся загадочными идиомами из своего жаргона. Периодически кто-то восклицает: "Ну, я пошел", - и порывается куда-то двинуться, но тут же оседает на месте. В основе "действия" - безнадежная рутинная путаница понятий, слов, настроений. Здесь не ждут уже даже Годо, тем более - мессианского гула революции или неба в алмазах.

Бездействие может трансформироваться в псевдодействие. Так, группа актеров, готовя никому не нужную авангардистскую постановку, предпринимает изнурительную вылазку в горы. Так, борцы с истеблишментом намерены оккупировать местную школу и сорвать занятия;

но пока суть да дело, наступают каникулы. Бунт приобретает метафизический характер, а фильм - характер глобальной пародии, объектом которой становится все - от анархистской дури до тоталитарного местного "вождизма".

В первых же своих фильмах режиссер предложил свежую насмешливую интерпретацию вечной проблемы поколений. Сразу сформировался и центральный персонаж кинематографа Моретти. Это сыгранный самим режиссером Микеле - его "альтер эго", "целлулоидный брат", его эксцентричная, утрированная маска. В этом гениально придуманном типе ярче всего запечатлелись анемия и внутренняя истерика поколения невротиков. Красивый, высокого роста и хорошего сложения мужчина, Микеле всегда одинок, не бывает счастлив в личной жизни; его тихий мелодичный голос то и дело сбивается на нервный фальцет, а лицо, особенно в диалогах с женщинами, искажается дурашливыми, порой монструозными гримасами.

Когда на фестивале в Торонто организовали кинопрограмму с обязывающим названием "Итальянский Ренессанс, Моретти оказался единственным его зримым представителем. Инициатор программы Пирс Хэндлинг связывает маску Моретти с традицией Чаплина и Бастера Китона. С последним его сближает флегматичная статика, анархистский же юмор отсылает к братьям Маркс. Есть черты общности и с Буди Алленом, и с Джерри Льюисом: недаром киноафиши с изображением кого-нибудь из американских комиков нередко мелькают в фильмах Моретти.

Что касается Италии, то поначалу его воспринимали здесь как еще одного из генерации комиков-меланхоликов, обновивших знакомый жанр "комедии по-итальянски", ставили рядом с кокетливо импульсивным Роберто Бениньи и "неаполитанским Обломовым" Массимо Троизи. Лишь постепенно стало выявляться особое место Моретти, его чуждость комедии как национальному макрожанру. Равно как и другим - опере, мелодраме, вообще итальянскому как чему-то специфическому в принципе.

В фильмах Моретти не уплетают, причмокивая, спагетти и моцареллу; их не украшают Везувий и Софи Лорен; в них никто не включает телевизор в тот момент, когда диктор сообщает об убийстве бескомпромиссного судьи или об очередном визите папы Римского. Связь с реальностью опосредована, углублена, метафоризирована. "Персонажи моих картин как будто живут в аквариуме ", - говорит Моретти.

И по фактам биографии его следует признать добровольным маргиналом в итальянском кино. Моретти гордится тем, что не учился в киношколе, не был ничьим ассистентом на съемочной площадке, а свой полнометражный дебют осуществил любительской камерой, которую купил у туристов на площади святого Петра, продав коллекцию марок и добавив кое-что из актерских гонораров.

Один из них был получен за небольшую роль в "Отце-хозяине" братьев Тавиани, к которым Моретти испытывал слабость. В основном же старшая кинематографическая братия вызывала у него, мягко говоря, аллергию. В фильме "Я самодостаточен" Микеле, услышав, что Лину Вертмюллер позвали преподавать в Беркли, уточняет: "Это та самая, что поставила..." Следует несколько названий фильмов, и вдруг изо рта героя начинает исторгаться обильная синяя пена. В другой раз Микеле притворно сетует: "Вот ежели 6 мне голос, как у Ажана Марии Волонте..."

"Золотые сны" (1981) целиком замкнуты в микромире кинематографа. Микеле теперь - режиссер, снимающий эпохальную киноленту "Мать Фрейда". Разумеется, фрейдизм подвергается такому же осмеянию, как и все остальное, и недаром Альберто Моравиа процитировал в своей рецензии на этот фильм крылатую фразу о том, что наряду с Октябрьской революцией Эдипов комплекс стал величайшим провалом нашего века. Моретти не жалеет сарказма в изображении кинобыта и кинонравов и не упускает случая представить публике свои характерные гэги. Однако соль этого фильма, который тут же назвали мореттиевским эквивалентом "8 1 / 2 ", в ином.

Она - в самом типе постхудожника, посткинематографиста, которым является Микеле, которым является Моретти. У Феллини кризис означал временное состояние, которое может и должно быть преодолено. У Моретти, поднявшего своего героя на новую ступень интраверт-ности, кризис не имеет исхода. Его невротизм вырастает до припадков эпилепсии, авторитарные замашки переходят в чистый садизм, самоирония - в мазохизм. Но все это - не что иное, как защитная реакция. Вектор кризиса, острие обиды все равно направлены не вовнутрь, а вовне, и в этом спасение. Микеле даже не пытается обратить неудовольствие на себя: для этого он слишком нарциссичен.

Моретти - один из самых отъявленных нарциссов современного кино. В каждом фильме он любуется своим физическим и социальным телом, воинственно отторгая его от системы коммуникаций, подвергая "шизоанализу" и "параноидальной критике", но при этом холя, лелея и заботясь о его комфорте. Переживая тихий апокалипсис, Моретти находит возможность истеричного согласия с миром. Тем самым он разрушает и остатки жанровых структур: его гэги и парадоксы носят скорее идеологический характер; его трагедии лишены катарсиса; его сардонический юмор почти перестает быть смешным.

В "Бьянке" (1984) Микеле становится учителем математики в либеральном колледже имени Мэрилин Монро: ученики здесь пользуются абсолютной свободой, а затравленные учителя подвергаются осмотрам психиатров. Впрочем, неспроста: у Микеле, по крайней мере, явно не все дома. Он часами разглядывает из окна туфли прохожих, пытаясь таким образом проникнуть в их души. Попадая в новую квартиру, опрыскивает ванну алкоголем и поджигает. Движется крадучись, выполняя завет Хичкока, который научил молодых итальянских кинематографистов "очень осторожно передвигаться в этом небезопасном мире" (признание Роберто Бениньи). В конечном счете тихий и робкий Микеле начинает совершать преступления, призванные "навести порядок".

Несмотря на неожиданный криминальный поворот, "Бьянка" осталась в биографии Моретти единственной попыткой снять love story. Попыткой, по определению, неудачной. Не только роман с реальной Бьянкой, но и жалкий суррогат любви - слежка за соседской парой - приводит к разочарованию и конфузу. Микеле становится жертвой своего идеализма: для него действительность - не то, что есть, а что "должно быть". Моретти вспоминает по этому поводу, как в юности он с группой единомышленников разочаровался в политике и сосредоточился на философии личных отношений. Но рассуждая о любви, о женщинах, они были столь же догматичны и привержены идеологическим клише. Шоры спали лишь с появлением у кого-то из компании первого ребенка: вся идеология предстала чушью по сравнению с чудом явления в мир нового человека.

В "Бьянке" герой Моретти слегка сдвигает с лица маску элитарности и обнаруживает качество "эвримена" - среднего, пусть и изрядно чудаковатого человека, не чуждого простым радостям. Заодно выясняется, что у воинствующего анархиста есть свои моральные принципы - увы, чересчур схематичные.

"Месса окончена" (1985) знаменует еще одно усилие Моретти по изъятию своего персонажа из "аквариума", усилие в поисках нормальности и порядка в мире. Героя уже зовут не Микеле, и он получает новую экспериментальную площадку - церковный приход на окраине Рима. Здесь он сталкивается с подлинными человеческими драмами, выступает в роли наставника, посредника, утешителя, а иногда - и участника, и судьи.

Отец Джулио, облаченный в сутану, остается все тем же "альтер это" режиссера, только умудренного более длительным и горьким опытом. Вместе со своими сверстниками он пережил эпоху революционных утопий и стал свидетелем того, как разветвились судьбы его друзей. Одни отсиживают в тюрьме за терроризм, другие предпочли карьеру в официальных институциях, третьи погрязли в эгоизме и мизантропии (запись на автоответчике: "Я дома, но не хочу ни с кем говорить").

Согласно Моретти, один из бичей нового времени - "сентиментальный терроризм", миф о любовной свободе, культивируемый масс-медиа. Отец героя на склоне лет бросает жену, доводя ее до самоубийства, и уходит к девчонке, с которой изъясняется на языке поп-шлягеров. Моретти протестует, он жаждет хотя бы в воображении воссоединить "идеальные пары" в символическом танце; он выступает как моралист-неоромантик, готовый чуть ли не силой осчастливить род людской.

"Месса окончена" - безусловный шедевр, один из фильмов, что остались в истории. В нем окончательно сложился изобразительный стиль режиссера - с преобладанием статичных долгих планов, "кадров-клеток", что подчеркивает замкнутую самодостаточность пространства и неловкость, дискомфорт, испытываемые в нем героем. Облаченный в сутану, он готов в любой момент послать подальше подобающий сану этикет и взорваться непредсказуемым движением или словом. Он бесстрашно осаждает хама, рискуя быть утопленным в фонтане, отвешивает оплеуху сестре, намеренной сделать аборт, и, не выдержав занудства одного из подопечных, бросается на футбольное поле и яростно бьет по мячу. В финале, отслужив последнюю мессу, отец Джулио объявляет о том, что покидает приход, не чувствуя себя более способным нести мир в души.

Сдержанный пессимизм и пронзительная грусть этой концовки чрезвычайно характерны для Моретти. С годами он все более дистанцируется от каннибальских форм левачества, но при этом с ностальгией вспоминает о временах, когда люди верили во что-то кроме кредитной карточки. Теперь ностальгию вызывает все, что возвращает аромат прошлого: снятая с производства марка леденцов, Рождество, пахнущее апельсинами, и появление первой клубники - не искусственной, доступной круглый год, а настоящей, с запахом и вкусом. Ностальгию, не более, вызывают увлечения юности - рок, революция и футбол.

06 исчерпавших себя формах коллективной общности Моретти поведал в 1989 году в фильме "Паломбелла росса". Название, буквально переводимое как "красная голубка", означает по сути "красный гол", или даже не гол, а специальный прием в ватерполе, который позволяет обмануть вратаря и забить мяч в ворота. В этом фильме роль "аквариума" играет столь же реальный, сколь и метафорический бассейн. Микеле-Моретти возвращается в образе функционера Итальянской компартии и члена ватерпольной команды, страдающего от амнезии после автомобильной аварии. Задавшись пристрастным вопросом, что значит быть коммунистом в наши дни (год спустя Моретти вернулся к нему в документальной ленте "Предмет"), отъявленный нарцисс сидит у кромки бассейна и видит в нем отражение всей Италии, ее социального тела.

Он вспоминает, как ребенком отказывался лезть в воду, предпочитая "другой спорт", но как его насильно тянули на глубину. Как он в ужасе кричал: "Слишком много хлорки!" Как товарищи остужали его пыл: "Игра окончена, ты проиграл". Как он бунтовал против канцелярского "деревянного языка" коммунистов, в котором самым поэтическим образом были "негативные тенденции. Только человеку, некогда отравленному идеологией и сумевшему вернуть свой организм в естественное состояние, могла привидеться блестящая метафора идеологии-воды - обволакивающей, засасывающей и абсолютно прозрачной в своем бесплотном существе. Только Моретти могло прийти в голову использовать в качестве контрапункта политико-спортивным играм кадры из фильма "Доктор Живаго".

Моретти не пошел одной дорогой со своими кинематографическими ровесниками, чей стиль определяют как минимализм или нео-неореализм. В итальянском кино, все больше страдающем от провинциальности, Моретти остается единственным автором в европейском и отчасти французском смысле: его экранные высказывания отчетливы и ответственны; они могли бы показаться чересчур рациональными, если бы не оттенок легкого безумия, если бы не настроение, воссоздаваемое в кадре с чуткостью, которая побуждает вспомнить Отара Иоселиани. В смысле метода Моретти - наследник идеалистического кино 60-х годов, однако давно прошедший этап негативизма и свободно оперирующий багажом прошлого.

Пройдя положенный молодости путь производственных мытарств, Нанни Моретти как черт от ладана держится в стороне от студии "Чинечитта" и традиционного клана продюсеров. Он сам теперь хозяин своих фильмов, а заодно и некоторых чужих - из числа близких ему по духу кинематографистов. Он продюсировал и сам сыграл в "Прислужнике" Даниэле Лукетти, превратив прямолинейную политическую сатиру в зрелище двусмысленно утонченное. Такая же двусмысленность окрасила другой недавний фильм - "Второй раз" Мимо Калопрести, новой надежды итальянской режиссуры. Моретти выступил здесь в роли технаря-интеллектуала, которого судьба вновь сводит с террористкой, несколько лет назад покусившейся на его жизнь. Прошли годы - и уже ни фанатики борьбы с режимом, ни без вины виноватые жертвы не в состоянии понять, ради чего накалялись и кипели страсти. Италия словно проснулась от кошмарного сна и не может найти в нем хотя бы подобия логики.

Моретти опровергает любой навязанный ему образ. Вдруг он проявил себя отличным организатором, и ему даже стали прочить пост директора Венецианского фестиваля. Как типичный невротик, он любит сладости: его наваждениями стали крем Nutclla и шоколадный торт Sacher. Последний дал название созданной режиссером кинокомпании; кроме того, он открыл в Риме кинотеатр, сразу завоевавший известность своими качественными кинопрограммами.

Впрочем, не только в нем, но и на многих других экранах Италии прошумел "Дорогой дневник", награжденный призом за режиссуру в Канне и "Феликсом критиков" лучшему европейскому фильму. Практически бессюжетный, свободно скомпонованный из трех новелл и построенный на музыкальных созвучиях, этот фильм имеет двойной источник художественной энергии. Он в такой же мере апеллирует к глубоко личным фобиям, представленным с пугающей откровенностью, в какой и к современной политической ситуации, катастрофическому состоянию итальянского кино и памяти Пазолини. Восхитительно пластичная и раскованная, картина демонстрирует Мореттти во всех его.ипостасях и во всем блеске его странностей и чудачеств, которые становятся вдруг удивительно понятными и привлекательными.

И все же Моретти слишком долго безнаказанно входил в одну и ту же воду собственного нарциссизма. Последний опыт такого рода - фильм "Апрель" (1998) - оказался не столь удачным. Те же политические рефлексии (победа "левых", поражение "левых"), повернутые в глубоко интимную плоскость (режиссер становится отцом), эксплуатируются привычно, вяло и без былого лирического волнения. Уже не мальчик, грустный бородатый комик Моретти начинает утомлять даже родственные ему зрительские души.

Но что поделаешь. Моретти - режиссер, актер, продюсер, прокатчик - тотальный кинематографист. Его персонаж стал нарицательным - как мечтатель Достоевского или "человек без свойств" Музиля. И стало понятно, что этот пасынок итальянского кино на самом деле и есть его единственный на сегодняшний день "проклятый поэт". Он развивается, взрослеет, почти умирает и оживает снова, оставаясь всегда инфантильным - как само итальянское общество.

Из книги Владимир Маяковский автора Лелевич Г.

III. ГОСПОЖА ИСТЕРИКА Наряду с разрывом социальных связей характерна для Маяковского какая-то особая чувствительность нервной системы. Не здоровый, хотя бы яростный гнев, не свирепая злоба, а какая-то издерганность, неврастения, истеричность. Примеров десятки. Возьмем

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

«Его тихая ласка согрела меня…» Его тихая ласка согрела меня, Взволновала душевный покой, И смущенные мысли мои залила Золотистой горячей волной. И, как солнце купается в зыбкой волне, Золотым рассыпаясь дождем, Так заискрилось счастье в согретой душе, Отразившись

Из книги Стихотворения. 1915-1940 Проза. Письма Собрание сочинений автора Барт Соломон Веньяминович

«Тихая гостья отшельная…» Над городом-мороком. Вяч. Иванов Тихая гостья отшельная В час полуночный Над городом-мороком В башню стучится И медлит робко У входа. Отвычное сердце Жарко дышит, Горним видением Объятое… Из немых глубин Вознеслась душа На простор вершин, Где

Из книги Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева автора Коллектив авторов

164. «Шла - тихая - во тьме… Остановись!..» Шла - тихая - во тьме… Остановись! И замерла над пропастью она. В своем убранстве отходила высь И, как всегда, земля была пьяна Жестокостью и жадностью и тьмой. Откуда зов? Никто не звал. Никто Не услыхал, как детскою стопой Она

Из книги Анатолий Жигулин: «Уроки гнева и любви…» автора Ланщиков Анатолий Петрович

Тихая данность происходящего Интервью с композитором и звукорежиссером Андреем ДергачевымАндрей, поскольку ты занимаешься созданием музыки, то хотелось бы прежде всего узнать у тебя о процессе становления музыкального образа. Как возникает мелодия?Можно начать