Виды способностей. Основные понятия Что такое потенциальные и актуальные способности

За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей.

v Актуальные и потенциальные способности.

С точки зрения развития выделяют потенциальные и актуальные способности. Под потенциальными способностями в этом случае подразумеваются возможности развития человека, проявляющиеся каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Актуальные способности представляют часть потенциальных способностей. Это те потенциальные способности, для которых имеются объективные условия и возможности.

v Общие и специальные способности .

Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общиеи специальные способности. Вслед за Б.М.Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности . Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности.

Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф.Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей . Она представлена, по мнению В.Н.Дружинина, тремя видами: интеллектом , креативностью и обучаемостью .

v Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов, «оценка пропорций» у художников и др. Рассматривая психику как единую систему, перерабатывающую информацию, можно сказать, что она: а) приобретает знания, б) применяет и в) преобразовывает и сохраняет знания.

В таком случае в общих способностях есть три составляющие части:

· интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

· обучаемость, как способность к приобретению знаний;

· креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения . Интеллект – основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию функций интеллекта: 1) способность к обучению; 2) способность к оперированию символами;
3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Своеобразие личности, наряду с , характером, волевыми качествами, определяется также ее задатками и способностями.

От природы люди наделены различными задатками, которые предопределены биологически. На основе тех или иных задатков могут формироваться различные способности.

— это психические особенности личности, позволяющие успешно овладевать одной или несколькими видами деятельности .

Понятие «способность» помогает понять, почему люди, поставленные жизнью в примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, почему человек может достичь выдающихся успехов в одной области и быть совершенно бездарным в другой.

Способности формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как некоторая возможность. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия, например заинтересованность близких людей, качество обучения и др.

Способности обнаруживаются только в деятельности . Только в процессе специального обучения живописи, музыке, танцу выясняется, есть ли у ребенка способности к соответствующей деятельности и насколько быстрее и глубже по сравнению с другими он овладеет этой деятельностью.

Способности делят на актуальные и потенциальные.

Актуальные — уже обнаруженные и реализующиеся способности, для применения которых у человека сложились благоприятные социальные условия. Актуальные способности — только часть потенциальных. Далеко не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своими природными задатками, поскольку нередко этому препятствуют реальные социальные условия.

Способности нередко подразделяют также на общие и специальные.

Общие способности - это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Специальные, или профессиональные, способности — это возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

Каждая способность, создающая для человека лишь предпосылки для определенной деятельности, требует для своего высокого развития организации целой системы способов, приемов и операций. По некоторым профессиям — художественным, спортивным — подготовка, чтобы быть успешной, должна начинаться в 6-7 лет.

Одна из самых сложных проблем — вопрос о происхождении способностей. роли в их появлении и развитии биологических и социальных факторов. Высказываются мнения, что талант — это на 1% способностей и на 99% пота.

Однако до сих пор вопрос о происхождении способностей остается открытым. Признается, что, с одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, однако их проявление и развитие во многом зависят от индивидуальных условий становления личности.

Хотя был проведен ряд исследований по выявлению генетической предрасположенности к тому или иному виду деятельности, вопрос о генотипической обусловленности задатков остается достаточно спорным. Формирование способностей, приводящее к индивидуальным психологическим различиям, связано с взаимодействием наследственных факторов и среды. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой. Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от внешней среды, в которой происходит развитие.

В гуманистической психологии в качестве главной цели личности рассматривается развитие ею своих способностей, ее самоактуализация. Но развить все способности в равной степени невозможно. Полностью гармонически развитый человек — это из области утопических мечтаний. Для человека нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели.

Общие и специальные способности человека

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные - способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные - способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности — деятельности. Деятельность — функциональное взаимодействие человека с реальностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека. Сама деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — психические особенности, позволяющие человеку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность (от лат. genius — дух) (рис. 1).

Рис. 1. Система способностей и задатков

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности , его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть, гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Доброго времени суток, дорогие читатели здорового блога! В этой статье мы разберёмся от чего зависит развитие способностей у человека, а также затронем вопрос как появляются на Свет талантливые и одарённые люди.

Общая характеристика и принципы развития способностей у человека

Способности — это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии представлена следующая классификация уровней развития способностей человека (см. картинку ниже).

От чего зависит развитие способностей у человека

Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов.

Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

Врождёнными особенностями нервной системы
являются следующие:

  1. сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. её способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
  2. сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
  3. уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
  4. лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Отечественный психолог, доктор педагогических наук Небылицын В.Д. предложил 12-мерную модель свойств нервной системы человека. В эту модель входят восемь первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам).

Было показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (быть ее общими свойствами), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства нервной системы).

Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях. Основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.

Русский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии Павлов И.П. выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы:

  • «художественный тип» (преобладание первой сигнальной системы),
  • «мыслительный тип» (преобладание второй сигнальной системы, т. е. слов),
  • «средний тип» (равное представительство).

Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Дело в том, что основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - аналитическое, оперирование понятиями. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. У первого типа лучше развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У второго — абстрактно-логическое.

Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности. «Художники» в большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле, они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу.

«Мыслители» более критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Наличие определённых задатков однако не означает, что будет осуществляться развитие способностей у человека. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.

Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Более того, развитость слухового анализатора может способствовать развитию не только музыкальных способностей, но и абстрактно-логических: речь и логика человека тесно связана с деятельностью слухового анализатора.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков - социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

По отношению к профессиональным способностям важно понимать, что задатки развиваются и трансформируются в способности при условии наличия в обществе потребности в данных профессиях и в определенных результатах труда. Если есть в обществе потребность в новых знаниях, то будут и гениальные ученые; если есть потребность в новой и оригинальной архитектуре, то будут великие архитекторы.

Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди «учителями от бога», «шахтерами как отец», «талантливыми врачами» и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом…) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом.

Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. Во многом именно от этого зависит развитие способностей у человека.

Развитие способностей у человека: потенциальные и актуальные способности

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями — те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности — те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

бщие и специальные способности

Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).

Хорошему писателю, например, необходимы: наблюдательность (чтобы судить о жизни не по другим книгам или фильмам), образная память, логичность, качества письменной речи, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

Однако человеку существенно «упрощает жизнь» то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.


Развитие способностей у человека: одарённость

Когда говорят о ком-то, что он «способный», то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело — быть способным в области физкультуры, а другое дело — быть чемпионом района (города, области…) по боксу.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.

Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому — хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.

Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

Развитие одаренности:

Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью — и продолжать совершать грубые ошибки.

Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом («над тобой») стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер…) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.

Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.


Развитие способностей у человека: ведущие и вспомогательные способности

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов — по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.

Например, в структуре способностей художника ведущими свойствами будут: высокая природная чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память, представление. Вспомогательные качества художника: свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому.

иагностика способностей

Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно — невозможным.

С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример — диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает «свое место» в общечеловеческом рейтинге.

Развитие способностей у человека: талант

Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талант - определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память - лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата почти точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Развитие способностей у человека: гениальность

Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, и нет в обществе «гениальных должностей». То есть нельзя стать гением лишь по своему социальному статусу. Король или президент тоже оставляет в жизни общества след, но если не было бы его, пришел бы другой король или президент. А «вместо» одного гения другого уже не будет. По крайней мере, какое-то время.

Примеры гениев: В. Ломоносов, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Колмогоров, В. Бехтерев, К. Циолковский, великий полководец Святослав Игоревич и многие-многие другие. Без каждого из этих людей история нашей Великой Родины и всего человечества была бы несколько иной. Характерно, что многие гении достигали выдающихся результатов в совершенно разных областях (например, К. Циолковский или В. Ломоносов).

Кто знает, может быть в ком-то из вас тоже заложены скрытые на сегодняшний день способности, таланты, но которые в будущем раскроются и прославят ваше имя на долгие века. Поживём, увидим!

На этом всё! Это была статья на тему от чего зависит развитие способностей у человека.

Для понимания всестороннего развития личности не­обходимо отталкиваться от подразделения самих способ­ностей не по видам деятельности, в которых они прояв­ляются, а на потенциальные и актуальные. Как уже отмечалось, потенциальные способности-это такие, ко­торые можно определить как возможности развития ин­дивида, дающие себя знать всякий раз, когда перед ним возникают новые проблемы, новые задачи, требующие решения. Они характеризуют индивида как бы в его по­тенциальных возможностях, в силу его психологических свойств и особенностей. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции, то возникает так называемая проблема актуальных способ­ностей, т. е. тех способностей, которые реализуются и развиваются в данных конкретных условиях в зависимо­сти от требований конкретного вида деятельности.

Другими словами, объективные условия жизнедея­тельности индивида иногда таковы, что далеко не каж­дый индивид может реализовать свои потенциальные спо­собности в соответствии со своей психологической приро­дой. При всех условиях актуальные способности будут отличаться от потенциальных, составляя только часть последних.

Вместе с тем одни социальные условия стоят на пути развития потенциальных способностей, другие - предо­ставляют им большой простор.

Социализм, а тем более коммунизм, преодолевая огра­ниченность антагонистического разделения труда, обес­печивая "всех материальными благами, возможностями заниматься общественной деятельностью и т. д., изме­няют соотношение между потенциальными и актуаль­ными способностями в пользу наибольшего развития по­тенциальных. Иными словами, они приводят к созданию таких социальных условий, при которых потенциальные способности получат большой простор для своего разви­тия, а характер социальной действительности будет та­ким, что на какой-то ступени развития личности многие потенциальные способности превратятся в актуальные.



В процессе коммунистического строительства, форми­рования коммунистических общественных отношений со­отношение потенциальных и актуальных способностей будет изменяться в пользу развития потенциальных. Если при капитализме социальные условия развития личности в сфере производства ограничиваются заданным социаль­ным отношением - человек придаток машины, то при со­циализме и коммунизме это отношение меняется именно в своем социальном содержании.

Характер этого отношения прекрасно выражает факт массового рационализаторства на производстве, когда в процессе усовершенствования техники и создания новых методов ее использования проявляется подлинно творче­ское отношение советского рабочего к труду, происходит развитие его способностей.

Конечно, не следует думать, что при социализме и коммунизме потенциальные способности индивида будут совпадать с актуальными. Потенциальные способности могут лишь реализоваться более полно. В этом смысле превращение потенциальных способностей в актуальные есть превращение психических свойств и особенностей индивида в факт его активной социальной деятельности, превращение им своих возможностей в реальность, а его самого-в активного участника общественной жизни.

Как нам представляется, деление на потенциальные и актуальные способности дает возможность рассмотреть способности "в их динамике. Оно показывает диалектику развития личности: социальные условия не создают, но выявляют, делают реальным социальным фактом нали­чие тех или иных потенциальных психических свойств и особенностей индивида.


Интересующий нас методологический аспект связи со­циального и психологического процессов развития спо­собностей заключается в следующем. Способности (и их развитие) не непосредственно соотносятся с социальны­ми условиями, а через занимаемое индивидом в этих со­циальных условиях определенное место. Когда мы рас­сматриваем индивида с точки зрения психологического аспекта, то нас интересует механизм реализации самим индивидом его способностей в смысле превращения по­тенциальных способностей в актуальные. Когда же мы изучаем индивида в социологическом аспекте, то проб­лема его всестороннего развития, возникающая именно в этом плане, выдвигает социальную норму, социальную программу развития способностей; социально-философ­ское обоснование этой проблемы и соотносит даннмо про­грамму с реальным процессом ее воплощения в жизнь на каждом конкретно-историческом этапе. При социализм? и коммунизме это соотнесение соответственно будет раз­личным.

Возникает вопрос: существуют ли, например, при ка­питализме индивиды с всесторонне развитыми способ ностями? На него можно ответить положительно.

Появление этих индивидов оказалось возможным не в результате действия существующих при капитализме со­циальных условий, а в результате опосредованного пси­хологией личности превращения ее потенциальных спо­собностей в актуальные. Это не означает, конечно, что тем самым социальный аспект отрывается от психологи­ческого, что они как бы независимы друг от друга. Пси­хологически личность, реализующая свои способности а условиях, социально препятствующих их развитию, несет на себе печать (часто трагическую) этих общественных условий. Она подчас тратит все свои силы только на то, чтобы защитить свои способности от воздействия небла­гоприятных социальных условий.

Поэтому проблема всестороннего развития личности должна включать в свой состав проблему не только пси­хологических способностей, но и психологического типа личности.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что принцип всестороннего развития личности выступает, во-первых, как методологический для психологии, как выра­жающий определенные требования к развитию, которое

осуществлялось бы не только как развитие способностей (в их особенности и обособленноеги), но и как развитие способного индивида; во-вторых, реально личность мо­жет быть целостной, хотя данные социальные услович еще не обеспечивают такого ее качества. Целостность психического развития личности подразумевает не только, например, равномерность или одновременность развития эмоциональных, интеллектуальных особенностей, но и развитие личностных ее способностей - способностей вы­явить свои возможности, превратить эти возможности в способности, максимально их проявить, уметь соотнести их с реальными социальными условиями, т. е осознать их и т. д.

Наконец, в-третьих, в своем непосредственном выра­жении требование (норма) всестороннего развития лич­ности применительно к психологии означает "необходи­мость выявления всех потенциальных способностей инди вида. Тем самым в тенденции выявляется и формулиру­ется требование как можно более раннего определения способностей и обеспечения возможносги их проявления. Например, в последнее десятилетие в наш быт прочно вошло новое понятие «хобби», которое отражает опре­деленное явление: реальное сокращение рабочего днч дало возможность людям отдавать высвободившееся вре­мя любимому занятию, т. е. непрофессионально прояв­лять свои способности Однако имеют место и такие фак­ты, когда свободное время превращается во «времяуби-вание» в силу своевременной невыявленности личностью своих способностей, склонностей, умений. Хорошо из­вестна печальная судьба таких людей. Поэтому как перед школой, так и перед семьей должна быть поставлена (в плане воспитательном) задача выявления всех спо­собностей детей, выходящих за пределы профессиональ­ного образования Создание сети специальных школ без­условно в определенной мере социально решает эту за­дачу.

Развитие личности было нами раскрыто в социальном плане как превращение потенциальных способностей в актуальные. Под потенциальными способностями в со­циальном смысле имеются в виду опредмеченные челове­чеством в продуктах и предметах культуры его мате­риальные и духовные богатства, которые могут быть рас-предмечены каждым индивидом. Степень этого распред-


мечивания, выражающаяся в реальном развитии способ­ностей личности, и выявляет меру превращения потен­циального в актуальное. Эта степень распредмечивания также представляет собой реальное содержание всесто­роннего развития личности.

Необходимо связать и соотнести этот социально-фило­софский аспект проблемы с собственно-психологическим превращением потенциальных способностей в актуальные самим индивидом. Выявление и развитие потенциальных способностей (в психологическом смысле) индивида не может происходить вне их соотнесения с общественными, опредмеченными в "науке, культуре и т. д. способностями. Поэтому не существует отдельно психологического про­цесса превращения потенциальных способностей в акту­альные, он осуществляется как общественный процесс, будучи индивидуальным по форме и способу реализа­ции.

Развитие потенциальных свойств и особенностей К. Маркс называет развитием «сущностных сил» чело­века, т. е. сил, призванных распредметить общественную сущность, хотя они рассматриваются им как «органы его индивидуальности». Это означает, что проблема всесто­роннего развития личности в философском аспекте при­водит-хотя на первый взгляд это кажется противоре­чием - к проблеме индивидуальности. Здесь следует иметь в виду, что противоречие между всесторонностью и индивидуальностью выступает в том случае, если ин­дивидуальность понимается как односторонность или однобокость развития личности.

Понятие «индивидуальность» означает, что каждый человек выступает как целостный общественный человек, как представитель человечества и вместе с тем как непо­вторимая и своеобразная личность. В реальной диалек­тике всесторонности и индивидуальности можно просле­дить, как индивид, совершенствуя свою деятельность, пре­образуя природу, развивается сам и выступает непросто как индивид, а как родовое существо, общественной при­роде которого присущи различные, многообразные по­тенциальные свойства и особенности.

Важным основанием для критерия всесторонности личности выступает развитие потенциальных свойств и особенностей человека как его «сущностных сил». Иначе говоря, всестороннее развитие личности включает своим

непременным условием максимальную реализацию и раз­витие потенциальных способностей человека как родо­вого существа. Во всех проявлениях человека как целост­ного, родового существа, независимо от того, будет ли он выполнять свою профессиональную работу, читать книгу, смотреть спектакль, общаться с другими людьми и т.п.,- во всех этих проявлениях его социальной деятельности развитые потенциальные способности реализуются мак­симальным образом.

Превращение потенциальных способностей в актуаль­ные всегда будет различным у разных индивидов в том смысле, что одни из них смогут развить гораздо больше потенциальных способностей, до такой степени, что они станут актуальными, другие - меньше. Причины этого могут быть самые "различные, в том числе ими оказываются и индивидуальные психологические особен­ности индивида.

В условиях социализма и коммунизма развитие при­родных, в том числе психологических, свойств человека из стихийного процесса превращается в сознательный, общественно управляемый. Кроме того, все создаваемое обществом достояние: материальные блага, духовная культура, наука и т. д.-выступает не простой совокуп­ностью знаний, умений и т. д., а превращается в общест­венно необходимый способ развития индивида.

Неправомерными кажутся попытки понять всесторон­нее развитие личности через перемену видов деятель­ности, через объем знаний, стремление представить дело таким образом, что всесторонне развитый человек якобы тот, который умеет все делать. Делать все - по плечу только обществу в целом, но невозможно требовать это­го от одного человека, какой бы яркой индивидуаль­ностью он ни был.

Для совершенствования индивида необходимо сня­тие препятствий на пути проявления и развития его по­тенций, на пути овладения им теми богатствами, которые выработало человечество.

Потенциальными по отношению к развитию каждого индивида останутся его индивидуальные психические свойства, а опредмеченные способности человечества ста­нут для него более актуальными.

Лишь при коммунизме в полной мере может быть во­площено положение К. Маркса о том, что «индивидуаль-


ная и родовая жизнь человека не являются чем-то раз­личным-» 24 . Развитие способностей человека не будет свя­зано лишь с теми или иными видами его деятельности. Это, конечно, означает не то, что исчезнут конкретные виды деятельности и развитие в них актуальных способ­ностей, а лишь то, что развитие потенциальных и акту­альных способностей будет зависеть не только от видов деятельности, но от всей жизнедеятельности индивида в целом и способа ее организации.

Важным признаком всестороннего развития личности является развитие в первую очередь тех способностей, которые отвечают психологической природе данного че­ловека, характерным для него свойствам и потенциям, или, как говорил С. Л. Рубинштейн, развитие в соответ­ствии с его «строем мыслей и чувств». Иначе говоря, для всестороннего развития личности необходимо развить потенциальные свойства и особенности с учетом психо­логической природы самого человека.

Существенным основанием для критерия всесторон­него развития личности (в соответствии с ее психологи­ческой природой) служит также необходимость разви­тия «сущностных сил» человека, его психических про­цессов и особенностей до уровня способностей. Здесь имеется в "виду, что само развитие психических процессов или деятельностей имеет различные уровни. Высшим уровнем являются способности личности. В этом случае возникает психическая деятельность особого качества, что выражается и в изменении регуляции деятельности, и в психической активности, а также в изменении моти-вационных особенностей личности.

Развитие человека как родового существа, обладаю­щего многообразными потенциальными свойствами и осо­бенностями, сущностными силами, под которыми К. Маркс понимал человеческие отношения к миру- «зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление» и др., в первую очередь предполагает развитие последних до степени способностей безотносительно к тому, насколько это полезно в тот или иной отрезок времени, независимо от того, связано ли это непосредственно с деятельностью человека или нет. Развитие всех потенциальных возмож­ностей каждого человека как родового существа для

24 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 119. 172

марксизма выступает как самоцель, как истинное богат­ство для общества в целом.

К. Маркс писал: «На самом же деле, если отбросить ограниченную буржуазную форму, чем же иным является богатство, как не универсальностью потребностей, спо­собностей, средств потребления, производительных сил и т. д. индивидов, созданной универсальным обменом? Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к како­му бы то ни было заранее установленному масштабу? Че­ловек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то оконча­тельно установившимся, а находится в абсолютном дви­жении становления?» 2й.

Развитие личности не ограничивается лишь ее всесто­ронностью. Всестороннее развитие личности выступает одной из важнейших предпосылок индивидуальности. Ко­нечно, индивидуальность не всегда возникает на основе всестороннего развития личности, но всестороннее разви­тие личности создает ту благоприятную почву и основу, на которой легче всего проявиться индивидуальности. И напротив, чем меньше возможностей для всестороннего развития личности, тем меньше возможностей и для про­явления индивидуальности.

Иногда считают, что всестороннее развитие личности означает чуть ли не уравнивание всех индивидов друг с другом. Однако подобное представление едва ли можно признать верным не только в плане социальном, но и в плане психологическом. Ведь известно, что даже одни и те же музыкальные способности различных индивидов имеют разную психологическую основу.

Теснейшим образом понятие индивидуальности свя­зано также со способностями человека. Как уже отме-

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч. I, с. 476.


чалось, проблема способностей неразрывно связана и понятием неповторимости, своеобразия, уникальности человека. Чем более тот или иной человек наделен при­родными потенциальными особенностями, тем более он потенциально индивидуален, тем больше оснований име­ется у него, при прочих равных условиях, стать индиви­дуальностью, конечно, при наличии благоприятных со­циальных предпосылок.

Большинство исследователей исходят из того, что об­щественное развитие не только не ведет к уравниванию индивидов, но способствует развитию и проявлению их индивидуальности. Г. М. Гак, связывая всестороннее раз­витие личности с развитием родовой жизни, пишет:

«...чем всестороннее будет развит человек, чем богаче он будет в своих общих определениях, чем полнее каждый индивид будет представлять богатство родовой жизни, тем богаче будет индивидуальность как своеобразное вы­ражение этого общего. Всесторонность развития отнюдь не означает уравнивания природных задатков, личного жизненного опыта, интеллектов, воль, характеров, исчез­новения всяких различий в мнениях и суждениях» 2 ".

Итак, всесторонность развития личности самым тес­нейшим образом связана с развитием ее индивидуаль­ности.

Раскрывая содержание индивидуальности, многие авторы связывают ее с неповторимостью черт и особен­ностей каждого отдельного человека, причем в трактовке этой проблемы нередко смешивается индивидуальность с индивидом, с личностью, с человеком как общим родо­вым понятием. Сейчас в литературе наметилась плодо­творная тенденция разграничивать понятия «индивид», «личность», «индивидуальность» и т. д.

Серьезную попытку в плане различия личности и ин­дивидуальности сделал И. И. Резвицкий. Он пишет. «Понятие индивида характеризует человека как пред­ставителя вида Homo sapiens и фиксирует комплекс его природных свойств. Понятие личности обозначает чело­века как члена общества и фиксирует совокупность его социальных свойств. Понятие индивида и понятие лич­ности, таким образом, характеризуют человека не в це­лом, а лишь с какой-то одной стороны. Но человек вы-

Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 161 174

ступает перед нами не только той или другой своей сто­роной, он является одновременно целостным существом, что должно быть зафиксировано специальным понятием. Таким понятием является понятие индивидуальности, характеризующее целостного человека в единстве его природных и социальных качеств». Разъясняя свое по­нимание индивида, автор подчеркивает, что оно суще­ствует для обозначения природной стороны человека. «Понятие индивида как организма неразрывно связано с понятием человеческой индивидуальности, выражает ее природную основу. В качестве индивида человек яв­ляется природным носителем индивидуальности»",- пишет И. И. Резвицкий.

В соответствии со своей трактовкой личности и инди­вида И. И. Резвицкий считает, что «к числу наиболее важных признаков человеческой индивидуальности отно­сятся: целостность, обособленность, неповторимость, ав­тономность, наличие внутреннего «я», творчество» 28 .

По нашему мнению, здесь автор понятие индивидуаль­ности смешивает с понятием человека, а понятие индиви­да относит к числу природных характеристик человека, тогда как оно связано со специфическим качеством и специфическим уровнем общественного бытия. Понятие индивидуальности толкуется им слишком расширитель­но, включая и общеродовые, и индивидуальные признаки человека.

Иную трактовку понятия индивидуальности дает И. С. Кон. Он рассматривает индивидуальность как био­логическое явление. «Индивидуальность как неповтори­мость каждого отдельного человека есть прежде всего факт биологический» 2 ",-пишет он. Подчеркнув биоло­гичность как главную характеристику индивидуальности, И. С. Кон далее вводит понятие социальных ролей:

«...Индивидуальность является, во-первых, следствием биологического своеобразия организма, во-вторых, след­ствием специфических особенностей развития данного индивида. Есть еще и третий, особенно важный с социо­логической точки зрения момент: сама противоречивость общественных отношений обусловливает известную авто-

27 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности. Л., 1973, с. 49-50.

28 Там же,с. 29.

у Кон И. С. Социология личности. М, 1967, с 29.


номию личности от каждой из ее социальных ролей. Ка­кими бы общими, безличными ни были роли, взятые в от­дельности, их структура, их интеграция в личности от­дельного индивида всегда является уникальной, специ фической только для него» 30 .

Попытки раскрыть индивидуальность через биологи­ческие особенности человека представляются весьма спорными. Видимо, они проистекают от.недостаточно чет. кого разграничения понятий индивида и индивидуаль­ности, понятия индивидуальности и собственно психоло­гического термина «индивидуальные различия». Но и во втором случае речь идет не о биологических, а о психи­ческих различиях, не исчерпывающих, однако, понятия индивидуальности. По нашему мнению, прав И. И. Рез-вицкий, когда пишет, «что человеческая индивидуаль­ность "всегда предполагает наличие индивида с комплек­сом его природных свойств, однако человеческий индиви о становится индивидуальностью лишь на социальном уровне развития, став личностью» 31 . Следует сказать, что, хотя природные особенности человека, вероятно, со­ставляют некоторую непосредственную предпосылку его индивидуальности, было бы точнее рассматривать их как предпосылку способностей человека, а уже затем анали­зировать в плане соотношения способностей и индиви­дуальности.

Ряд философов, говоря о неповторимости индивиду­альности, подчеркивают, что ее нельзя понимать как нечто такое, что является исключительным, неповторимым и чего нельзя отыскать в других людях. На это обраща­ют внимание советские философы В. П. Тугаринов, Г. М. Гак и др., а также немецкий марксист Р. Миллер.

Конечно, эти авторы правы, когда говорят, что инди­видуальность не следует понимать как замкнутое, абсо­лютно неповторимое явление: в самой индивидуальности можно различать и общие, и особенные, и единичные свойства. Однако в их толковании индивидуальности не выделяются какие-либо признаки, которые существенны для понимания индивидуальности в социальном плане.

«В действительности индивидуальность есть своеоб-

33 Кон И. С Социология личности, с. 34

31 Резвицкий И. И. Философские основы теории индивидуальности с. 51.

разное, неповторимое проявление общего, а не нечто сверх этого... - пишет Г. М. Гак.- Именно потому, что индивидуальность есть уникальная форма существова­ния общего... Индивидуальность присуща как телесной организации человека, так и его духовной жизни. Люди всегда различались и будут всегда различаться не только своей походкой, голосом, почерком и т. п., но и проявле­ниями всякой жизнедеятельности... Различия в сфере индивидуальности суть различия степени силы и яркости проявления общего, они суть и различия структурные...

Индивидуальность - это то уникальное, неповтори­мое в проявлении всего этого общего, что отличает одно­го индивида от другого» 32 .

Таким образом, говоря о неповторимости индивиду­альности, авторы подчеркивают значение биологических свойств человека и, кроме того, отмечают, что эта не­повторимость есть уникальная форма существования об­щих свойств, или, по выражению Г. М. Гака, своеобраз­ное проявление родовой жизни.

Как нам представляется, такое объяснение индиви­дуальности не совсем убедительно, и прежде всего пото­му, что в пего вводятся главным образом биологические особенности. Что касается объяснения индивидуальности как своеобразного проявления родовой жизни, то оно бесспорно, но слишком широко и поэтому не раскрывает сущности индивидуальности.

К числу попыток разграничить понятия индивида и индивидуальности в нашей литературе относятся выска­зывания С. Л. Рубинштейна, Л. П. Буевой, Б. Г. Ананье­ва и др.

С. Л. Рубинштейн разделяет понятия «индивид» и «индивидуальность». Для него реальным индивидом вы­ступает действующий человек как носитель общих свойств психики. Под индивидуальностью С. Л. Рубин­штейн понимает человека, которому присущи особенные, единичные и неповторимые свойства, возникшие в ходе его индивидуального развития, особых обстоятельств его жизни, деятельности и воспитания 33 . Но у С. Л. Рубин­штейна определение индивидуальности носит собствен­но-психологический характер.

Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности, с. 19-

См: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 309.


Л. П. Буёва, Проводя различие между индивидом и индивидуальностью, считает, что как индивид человек выступает преимущественно в качестве пассивного носи­теля социальных функций, отношений и свойств психики. Но если речь идет об индивидуальности личности, то, по-видимому, она выражается в своеобразии ее сущест­венных социальных качеств, которые проявляются и реа­лизуются в ее социальной деятельности 34 .

И у С. Л. Рубинштейна, и у Л. П. Буевой индивид вы­ступает в качестве носителя общих свойств психики, но одновременно рассматривается и как пассивный носи­тель социальных функций.

Б. Г. Ананьев, дифференцируя понятия индивида и индивидуальности, пишет, что «индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, хотя, конечно, не всякий индивид является индивидуальностью. На наш взгляд, как было показано ранее, для этого ин­дивиду нужно стать личностью» 35 .

Из этого видно, что и Б. Г. Ананьев в понимании ин­дивидуальности ставит акцент на воплощении и реали­зации возможностей природы человека.

С. С. Батенин, Л. С. Мерзон и С. С. Левина сосредо­точивают внимание на социальной значимости деятель­ности индивидуальности. «Индивидуальность челорека формируется и проявляется прежде всего в том, как, в какой степени овладевает он общественно-историческим опытом» 36 ,-пишет С. С. Батенин. Согласно Л. С. Мер-зон и С. С. Левиной, «индивидуальность - это не просто «мое» собственное достояние, а тот реальный вклад, ко­торый вносит конкретная личность в общее дело благо­даря своим индивидуальным данным и тем условиям, которые предоставляются самим обществом для реали­зации этих данных... Основным направлением развития индивидуальности становится ее полезность обществу, гражданственность» ".

34 См.: Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968, с. 32-35.

35 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968, с. 330.

36 Батенин С. С. Проблема человека в марксистской философии.- В кн.: Коммунизм и личность. Л., 1966, с. 13.

37 Мерзон, Л.С., Левина С. С. Коммунизм и свобода личности.- В кн.: Коммунизм и личность, с. 99-100.

Нам представляется, что, выделяя и дифференцируя природный, психологический и социальный аспекты про­блемы индивидуальности, анализ можно начинать толь­ко с последнего. Поэтому прежде чем рассмотреть ос­новную - в плане нашего анализа - зависимость «спо­собности-индивидуальность», необходимо обратиться к собственно-философскому и социальному аспектам проблемы.

Понятие «индивидуальность» должно быть абстраги­ровано от биологических особенностей - от телесной ор­ганизации и таких признаков, как голос, походка, почерк и т. д., ибо в нем заключается прежде всего обществен­ная характеристика.

По-видимому, понятие индивидуальности в плане со­циальном, общественном означает прежде всего такой способ общественного бытия индивида, который возмо­жен лишь на определенной ступени общественно-исто­рического развития. На этой ступени возникает потреб­ность в неповторимом вкладе индивида в общественное развитие. Если в настоящее время индивиды в общест­венном отношении выступают в известном смысле как взаимозаменяемые, то при коммунизме само общество создаст общественную потребность в неповторимости каждого индивида - его общественного способа деятель­ности, создаваемого им продукта. В этом понимании всестороннее развитие личности является предпосылкой развития индивидуальности. На первый взгляд это ут­верждение кажется парадоксальным. Однако оно кажет­ся таковым только в том случае, если индивидуальность понимать как односторонность, которая в этом случае рассматривается как нечто более ограниченное, бедное, чем всесторонность. Именно при подобном подходе к пониманию всестороннего развития личности теряется принцип «развития», т. е. совершенствования, выявле­ния, становления (прежде всего способностей), а сохра­няется только понятие всесторонности, которое противо­поставляется индивидуальности как односторонности.

Принцип всестороннего развития означает создание социальных условий для развития способностей во всех возможных направлениях, а принцип индивидуализиро-ванности,или индивидуальности,-социальную реализа­цию индивидуального пути или способа развития способ­ностей и всей личности в целом.


Однако если понятие всесторонности не проецировать на отдельного индивида (понимая под всесторонностью его развития набор всех видов человеческой деятельно­сти), а рассматривать ее в историческом плане как сово­купную деятельность человечества, а в индивидуальном плане-как общественную активность индивида, как превращение им своих возможностей в действительность, то это противоречие превращается в свою противополож­ность: всесторонность развития способностей рода совпа­дает с индивидуальностью развития способностей инди­вида.

Однако социальный подход к проблеме не ограничи­вается проблемой всестороннего развития. Последняя представляет собой конкретно-историческую проблему и перспективу развития личности при определенных усло­виях (социализме и коммунизме). Социальный же под­ход в целом должен объяснить проблему формирования индивидуальности и при других конкретно-исторических условиях, например при капитализме. И в современных условиях, и в предшествующих общественно-исторических формациях существовали индивидуальности, выражая степень, направление развития индивидами своих воз­можностей. Какой же социальный смысл вкладывается в понятие индивидуальности?

Капиталистическое общество также создает общест­венную потребность в индивидуальном вкладе, в разви­тии индивидуальности, однако здесь выступает принци­пиально иное социальное содержание понятия индивиду­альности: при капитализме создается общественная по­требность в развитии индивидуальности лишь некоторых индивидов, но не большинства, а тем более не всех.

При коммунизме же индивидуальностями станут все индивиды. При социализме, как известно, действует фор­мула «От каждого по способностям», которая также предполагает определенное социальное содержание- общественную потребность в использовании (включен­ности) способностей каждого индивида. Однако эта фор­мула фиксирует наличный уровень способностей инди­видов, создавая лишь общественные предпосылки для их всестороннего развития.

Таким образом, понятие индивидуальности непосред­ственно связано с характеристикой конкретно-историче­ских этапов общественного развития.

Конечно, неверно было бы думать, что для индиви­дуальности не имеют значения психические свойства и особенности индивида и степень их развития. Наоборот. индивидуальность предполагает развитие психических свойств индивида в социальных интересах.

Иными словами, индивид и индивидуальность далеко не равнозначные понятия. Индивид-предпосылка инди­видуальности, но не сама индивидуальность; причем отнюдь не при всяких условиях, как психологических, так и социальных, индивид может стать индивидуаль­ностью.

Итак, между понятиями «индивид» и «индивидуаль­ность» имеются существенные различия. Вместе с тем и между понятиями «личность» и «индивидуальность» так­же нет тождества.

В чем же заключается их единство и различие?

По нашему мнению, понятие личности определяется прежде всего характером общественных условий и отно­шений, в которые она попадает. Иными словами, лич­ность - продукт определенных общественных условий. Индивидуальность же связана прежде всего с внутрен­ними качествами личности п означает направление, ха­рактер, способ развития индивидом своих возможностей степень этого развития. Индивидуальность характери­зует прежде всего внутренние потенции человека и сте­пень их реализации в данных социальных условиях.

Само собой разумеется, что характер личности зави­сит не только от внешних условий, но во многом опреде­ляется ее внутренними качествами. Вместе с тем и ха­рактер индивидуальности не целиком обусловлен лишь внутренними качествами личности, а зависит также и от характера окружающих условий. Однако при наличии этой зависимости следует проводить различие между тем, что определяет развитие человека со стороны его социальных условий, и тем, что исходит от самой лично­сти и определяется ее внутренними качествами и свой­ствами. Ведь в одних и тех же условиях различные люди могут поступать по-разному. Эти различия определяются прежде всего их внутренней уникальностью и своеобра­зием.

И если характер личности связан прежде всего с ха­рактером данных социальных условий, то индивидуаль­ность в основном характеризуется степенью концентра-


ции и мобилизации психологических качеств человека на решение тех или иных социальных задач. Однако, включая в себя различные психологические качества, она

отнюдь не сводится к ним.

Высказывания К. Маркса дают возможность предпо­ложить, что продуктом, результатом общественного раз­вития различных индивидов являются различные инди­видуальности. При наличии индивидуальности выполне­ние социальной деятельности индивидами будет харак­теризоваться типичными лля каждой индивидуальности приемами и способами решения встающих перед ними задач и проблем; общественным результатом их деятель­ности будет реальный вклад в общественное развитие.

Но если на протяжении всего исторического развития человечества формирование индивидуальности происхо­дило за счет, говоря словами Маркса, «большинства че­ловеческих индивидов», то коммунизм будет представ­лять собой общество, состоящее из индивидуальностей.

Индивидуальность связана с наличием определенных способностей, однако не всегда обладание таковыми по­рождает индивидуальность. Конечно, чтобы развилась индивидуальность, необходим определенный уровень развития способностей. Но индивидуальность связана с умением проявить и использовать эти способности, с умением превратить потенциальные способности в акту­альные.

Второй уровень личности, зависящий как от врожденных качеств, так и от их тренировки, развития и совершенствования, и влияющий на успешность выполнения деятельности человеком, рассматривают при помощи понятия «способности». Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в различных областях практики, наличие в психологической литературе многих его определений, неоднозначен.

Значительный вклад в раз работку общей теории способностей внес русский ученый Б. М. Теплов. Согласно ему, понятие способности включает следующие идеи:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже отработаны у данного человека.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения деятельности (ряда деятельностей), обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности, однако не сводимые к знаниям умениям и навыкам.

В психологии принято выделять:

- общие способности - способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);

- специальные способности - способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).

Наличие у человека общих способностей не исключает раз вития специальных и наоборот, причем они взаимно дополняют друг друга. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способами.

Способности существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки - морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве задатков могут вы ступать: общая активность нервной системы и ее уравновешенность, повышенная чувствительность нервных структур, специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению временных связей и отношений, к обобщениям и т.д.



Наличие определенных задатков у человека не означает присутствия соответствующих способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностям и развития общества.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для раз вития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Потенциальные способности - это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности - это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Одаренность - уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.

Отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом одаренности, даже если она ярко выражена и достигла высокого уровня развития.

В результате изучения одаренных детей (Н.С.Лейтес) удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности:

1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;

2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду);

3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и синтеза, систематичность ума).

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Характеризуя специальные способности человека, выделяют такой уровень их развития, как мастерство - совершенство в конкретном виде деятельности ; следующий уровень развития и сочетания способностей человека - талант . Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода .

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

1) обогащенная внешняя среда;

2) высокий эмоциональный тон (положительный);

3)сензитивные периоды (лат.sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики;

4)собственная активность, увлеченность, мотивация.

Мешают развитию способностей:

1) обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений);

2) частые психические травмы.

3) неправильное обращение с мотивацией (принуждение).

Развитие способностей (С.Л.Рубинштейн) совершается по спирали : реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего раз вития.