Ребенок не любит когда читают. Пять простых советов, если ребенок не любит читать. «Как быть с покупкой новых гаджетов?»

Если родители заставляли ребёнка читать, то в 100% случаев он делал это с большой неохотой и сопротивлением. Позже такие люди вообще не читают художественную литературу. В лучшем случае им однажды попадается интересная книга, и они все-таки начинают читать.

Читающие и не читающие дети

Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению , в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба. Такие дети взахлёб проглатывают одну книгу за другой, что способствует развитию их фантазии, расширению кругозора и ускоренному становлению личности.

Если копнуть ещё глубже, то читающих можно разделить на две категории. Первая категория – это люди, родители которых принуждали читать, но со временем они все-таки полюбили книги. Вторая категория, соответственно, это люди-книголюбы, которых никогда не заставляли читать.

Оказывается, количество прочитанных книг людьми из второй категории, в 93% случаев, значительно превышает количество книг у людей из первой категории. Собственно, этого и следовало ожидать.

Существуют причины, вызывающие нелюбовь к чтению у детей, которых заставляли читать “из-под палки”. Они же помогут разобраться с нежеланием детей учиться в школе и с тем, как этого избежать.

Реакция подсознания на принуждения

Совет родителям: если вы хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят интересным делом.

Что происходит на уровне подсознания? Подсознание видит взаимосвязь: чтение = страдания. Это правило быстро “прошивается” на неосознанном уровне. А подсознание, как известно, всегда управляет нашими поступками. И его не интересует, что по этому поводу думает наше сознание.

Родители свято верят, что если ребенка не заставлять читать, то он никогда и не начнет. Ошибка сводится к ложному пониманию первопричины. Дети не любят читать, потому что их заставляют. Можно ли заставить человека полюбить кого-либо или что-либо через принуждение? Ответ очевиден.

Как заинтересовать ребёнка?

Во-первых, не заставлять. Уже слышны возмущенные возгласы родителей: “Ага, как же! Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать”

Если ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, вы уже успели “постараться”.

Что же необходимо ребёнку, чтобы он САМ садился за чтение и уроки, делая это охотно. Прежде всего стоит ответить на вопрос: “А что необходимо ВАМ, чтобы вы захотели делать что-либо, не связанное с заработком денег?” Интерес? Любопытство? Удовольствие от процесса? Осознание радости от достижения конечной цели? Потребность в новых впечатлениях? Что-нибудь еще?

Если у вас нет времени на ребёнка и нет охоты с ним заниматься, можете дальше не читать. Лучше наказывайте его и насильно принуждайте читать, а сами идите смотреть телек. В итоге, мир пополнится еще одним лентяем и неудачником.

Остальным, кому не безразлична судьба собственных детей, предлагается ознакомиться с эффективными способами.

Воспитание интереса к чтению

Существуют методы, которые неоднократно проверены на практике и хорошо себя зарекомендовали.

Вадим Левин – детский писатель и поэт, а так же кандидат психологических наук хорошо разбирается в этом вопросе, его советы:

“1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет).

10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.”

Заключение

Советы вроде “Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать” хороши, если ваш ребёнок недавно начал говорить. Что делать, если отпрыску уже 15 лет и всё, что его интересует – это компьютерные игры?

Вопрос сложный и решать его нужно для каждого случая индивидуальным подходом. Общая рекомендация звучит так: перестаньте принуждать читать раз и навсегда. Так же, в вашем доме просто обязана быть библиотека с интересными книгами: приключенческие романы, детективы, фантастика, фэнтэзи и т.д. Одним словом – беллетристика.

Что делать, если ребенок не любит читать? Условие одно - не заставляйте их! Сегодня слишком многие родители, с тревогой обсуждают своих детей.

tanix.by

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал!

Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему - не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили, наконец, в покое.

  • Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?
  • Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.
  • Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.
  • Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.
  • Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.


vitaguiki.com.ua

  1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди - к взаимному удовольствию.
  2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
  3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
  4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
  5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
  6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
  7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
  8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
  9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
  10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.
  11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.

Сегодня у нас «на повестке дня» еще один интересный вопрос из апрельского опроса.

Да отвечаю медленно, но стараюсь. Сейчас мы с дочкой отдыхаем в деревне. Горячее солнышко, зеленая травка, пруд и бассейн, плюс овощи-фрукты из своего огорода — это просто Божий подарок для нас! :)) Надеюсь, вы тоже классно проводите время с ребенком в последние дни уходящего лета! :))

Итак, вопрос:

Ребенку 7 лет, и ему мало что интересно, мало читает, да и не особо хочет. А я испытываю внутренний страх — способна ли я подготовить ребенка к жизни, и какой? Спасибо! Мария Трофимова.

Здравствуйте, Мария!

К сожалению, в ваших двух предложениях мало информации, чтобы рекомендовать что-то конкретное. Поэтому я расскажу в общем плане, какие могут быть причины, исходя из моих наблюдений.

«Мало читает» — в этом факте могут быть сокрыты самые разные условия, которые могли привести к такому результату. Например:

  1. Определенные традиции в семье.
  2. Тип характера и мышления ребенка.
  3. Нейропсихологические нарушения чтения.
  4. Жизнь в бешеном темпе техногенного века.

1) Традиции в семье

Как формируется культура чтения?

Прежде всего, из наблюдений за родителями и их действиями.

Когда родители сами обожают читать, в их доме богатая библиотека (имеется в виду бумажная, т.к. электронную на руки не возьмешь, не пощупаешь, не поставишь на полку) и в семье приветствуется обсуждение прочитанных книг, есть добрые традиции, связанные с семейным чтением — с большей вероятностью ребенок смоделирует любовь к книгам.

Вырастая, такой ребенок частенько будет с любовью вспоминать о самых задушевных минутах и часах, проведенных в кругу семьи с увлекательной книжкой. Он будет с улыбкой помнить, как смеялся вместе со всеми над комичными ситуациями и рыдал над грустной историей. Это — сильный фактор сближения с родными, который может помочь ему в жизни.

Но разве это 100% фактор?

Конечно нет. Есть читающие запоем семьи, в которых ребенок, как ни парадоксально, все же отказывается читать, хотя и видит, как родители любят чтение и даже может с удовольствием слушать книги.

И в этом случае роль играют другие причины. О них ниже.

2) Тип характера и мышления ребенка

В этом случае здесь исходной предпосылкой становится сам характер ребенка и его склонность к гуманитарному или техническому мышлению, т.е. какой тип полушария у него является ведущим.

Если брать характер. На мой взгляд, легче всего дается чтение детям (по убывающей) флегматического, меланхолического, сангвинического и холерического типа характера. Тонким, чувствительным, эмоционально живым натурам.

Чем это обусловлено?

Чтение предполагает определенный набор действий и умение выдерживать их продолжительность в заданный промежуток времени (дочитать до конца главы, до конца первой части, до конца всей книги).

В детских книгах содержится много сюжетных действий и проживаемых эмоций главными героями, которые нужно уметь отслеживать и понимать причинно-следственные связи. Это требует определенной усидчивости и терпения, в отличие от мультиков, в которых информация сильно упрощена и подается в «разжеванном» виде.

Труднее всего это дается детям, которые по своей натуре не могут долго усидеть на одном месте. Поэтому, начиная читать с ребенком, заранее учитывайте его особенности и подбирайте соответствующую его интересам книжки.

Если брать тип мышления. Как известно, мы все имеем склонность к техническому или к гуманитарному складу ума. Но встречаются и смешанные типы, т.е. это люди как бы являющиеся амбидекстрами (термин взят из нейропсихологической диагностики).

«Гуманитарии» часто обожают рисовать, заниматься созданием прекрасного (вышивать, вязать, плести что-либо), т.е. создавать вещи, радующие глаз, являющиеся воплощением их образов. И чтение для них — как способ перенестись в удивительные образы, увидеть внутренними глазами происходящее, проживать его вместе с главными героями, испытать их чувства, переживания и стремления. Т.е. их легко захватывает сюжет, разворачивающийся на страницах книг, плюс острое любопытство и желание «закончить созданный образ» как раз и побуждает дочитать до конца книги.

Поэтому так популярны серии книг с продолжением сюжета. Для гуманитариев это как наркотик. :)) Вырастая, такие люди часто переключаются с приключенских детских книг с главными героями-сверстниками на книги, описывающие жизненные перипетии взрослых, различные драмы, детективы, ужасы, экшн и фантастику.

Кстати, таким деткам, начинающим осваивать самостоятельное чтение, вполне можно начать читать книгу вслух, затем на самом интересном месте прерваться с обещанием почитать потом. Ребенок, побуждаемый здоровым любопытством, скорее всего, попытается продолжить чтение, не дожидаясь свободного времени у мамы или бабушки:).

«Технари» обычно любят конкретность и точность. Они тяготятся длиннейшими описаниями в книгах, откровенно скучают на уроках литературы, зато с удовольствием любят возиться с какими-то деталями. В детстве они обожают игрушки, построенные на основе «разбери и собери».

Любят модели машин, самолетов, военной техники. С интересом присматриваются, как папа что-то делает, начиная с починки утюга, замены перегоревшей лампочки и заканчивая серьезным крупным строительством. Их тянет к папиным инструментам: гвоздям, молотку, паяльнику, пиле, кусачкам и т.д. Они обожают собирать различный «хлам». И мамы, преимущественно мальчиков, часто бывают недовольны такому мусору, подобранному в самых неожиданных местах.

Что такое для них чтение? Это необходимость, но не развлечение. Их конкретное логическое мышление любит брать ситуацию и выстраивать алгоритм решения возникшей проблемы. Поговорка «краткость — сестра таланта» — это их жизненное кредо.

Приведу пример из жизни взрослых. Не случайно на этой почве, когда муж — «технарь», а жена «гуманитарий», у них могут возникнуть разногласия.

Допустим, у жены неприятности на работе, она расстроена и ей хочется, чтобы с ней посидели за чашкой ароматного чая, обсудили сложности «от и до», причем чем дольше, тем ей все легче и легче становится.
А муж что предлагает? «Дорогая, ты должна сделать вот это — раз, вот это — два, и вот это — три!» И никакого рассусоливания проблемы. Жене обидно, ей кажется, что муж издевается, нарочно не хочет ее понять, отмахивается от ее проблем. А муж искренне не понимает, почему жена надулась: он же предложил ей ясный и кратчайший алгоритм выхода из неприятностей!

Но я отвлеклась 🙂 Таким деткам «технарям» можно подбирать книги на основе их увлечений. Вам в помощь станут красочно иллюстрированные тематические энциклопедии, где содержатся краткие описания и полезная познавательная информация по каждой детали. Поверьте, ваш ребенок будет рад такой классной книжке и она может стать его любимой на многие года.

3) Нейропсихологические нарушения чтения

Следующей причиной «нелюбви к чтению» может быть трудность, с которой ребенок столкнулся, начиная осваивать буквы.
Нейропсихологические нарушения обширны и это отдельная целая наука.

Если у ребенка есть проблемы со слухом и/или зрением — чтение является серьезной преградой. Ребенку приходится прикладывать больше усилий, чтобы понять текст, а за ним — и его смысл.

Родители таких деток должны начать коррекционные занятия как можно раньше, т.к. время в этом случае является для них как хорошим союзником при вовремя начатых занятиях, так и неумолимым противником, когда упускается благоприятный сенситивный период развития высших психических функций. И обучение в более позднем возрасте может быть мало эффективным. В каждом конкретном случае нужна индивидуальная консультация родителей с психологом и дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом).

Приведу пример из своей личной жизни. Я потеряла слух еще до года после осложненного отита. Понятно, что благоприятное время для формирования речи, мышления и др. психических процессов ни в коем случае нельзя было упускать. Со мной активно занимались родители и бабушка в паре с логопедом. Я достаточно рано научилась читать, в 3 года складывала слоги, в 4 года уже читала сама. Мне привили любовь к книжкам и я перечитала практически всё в родительском доме, была записана в несколько библиотек города и таскала книжки у знакомых.

Благодаря такому объему чтения мне очень легко давался русский и украинский в школе (т.к. развивалась зрительная память на слова), а литература на этих же языках была обожаемой На втором месте был английский. Потом математика и все остальное. Хотя речь осталась «с особенностями» произношения, это не помешало мне закончить массовую школу на 4 и 5, и университет с красным дипломом. Чтобы стать педагогом-психологом:)))

И это не единичный пример. Вы, скорее всего, тоже сможете вспомнить, как кто из ваших знакомых имел какие-то физические проблемы, но успешно их преодолел. Ребенок может практически все! Главное — его поддержать и направить вовремя!

У ребенка может быть дислексия , т.е. специфические нарушения чтения, которая раньше никак не замечалась, а с началом школьного обучения явилась неприятным сюрпризом. Это состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития при нормальном слухе и зрении и наличие оптимальных условий обучения. Он не может плавно перейти от чтения слогов к автоматизированному чтению целых слов. А это приводит к недостаточному пониманию прочитанного.

При дислексии любить книжки и правда очень сложно, т.к. ребенок постоянно убеждается, что он «неумеха». Что в свою очередь, снижает познавательный интерес при чтении. Часто дислекция сопровождается и дисграфией — проблемой неграмотного и корявого письма.
Эту проблему нужно серьезно решать на уровне регулярных занятий с логопедом.

4) Жизнь в бешеном темпе техногенного века

В наш век компьютеризации, обилия технических игрушек, смартфонов, планшетов и иже с ними гаджетов, старая добрая бумажная книга постепенно вытесняется электронной. В один только смартфон или планшет можно, например, загрузить целую библиотеку Максима Мошкова 🙂 И это действительно удобно.

Можно иметь мгновенный доступ к любой книге, прочитать ее, «листая» на экране и «поставить» на виртуальную полку. Это экономично, практично и высвобождает время на поиски. Не надо уже скапливать книжки в своей домашней библиотеке, часами ища завалявшийся томик. Электронные книги не пылятся...

К сожалению, несмотря на такое обилие, дети не горят желанием читать книжки запоем.

На первый план выходит элементарный перегруз информацией.

Наши ребята получают очень много входящей информации. Гораздо больше, чем сто лет тому назад их ровесники! Они меньше проводят времени на улице в подвижных играх, меньше общаются со сверстниками и взрослыми. Изменился менталитет жизни. Сейчас отпустить семилетнего ребенка в собственный двор многоквартирного дома без сопровождения решается далеко не каждая мама, в то время как раньше во дворе гуляли и четырех-пятилетки без присмотра родителей (помню свое детство).

Входящая информация стала больше «электронной» (плазменный телевизор, смартфоны, компьютер, планшет в каждом доме), чем реальной «бумажной». В очередях, в поликлинике, на вокзалах в комнатах ожидания, в школах на переменках уже не редкость увидеть ребенка, склонившегося над планшетом.

Электронная информация усваивается быстрее, чем бумажная, при этом ребенок затрачивает меньше усилий. Особенно это показательно при многочасовом просмотре мультиков. Он застывает у экрана, картинки быстро мелькают. Сюжет прошел, хочется еще, а мозг уже «зациклился» и вывести из этого телевизионного транса бывает не так легко.

Именно та легкость, с которой дети получают электронную информацию и снижает желание прикладывать усилия, когда ребенок видит бумажную книгу, которую нужно прочитать, «потому что мама хочет» или «это задано школьной программой».
Об этом можно рассуждать много. Но я остановлюсь на этом, так как статья получилась и так длинной:)).

Какой из этого можно сделать вывод?

Все хорошо — но в меру и соответственно возрасту вашего ребенка, его склонностям, типу характера, мышления и его физическим и психическим возможностям.

Основное направление задают мама и папа.

Формируют вектор развития психики тоже родители, а социальное окружение лишь усиливает то, что в ребенке уже заложено. Поэтому я обращаюсь к тем родителям, которые еще растят дошкольников и школьников начальных классов.

Всегда обращайте внимание на то, чем именно занят ваш сынок или дочка ! Если они маются, не зная, чем заняться или как в случае с детьми старшего школьного возраста, которые «убивают время» однотипной игрой на гаджете (а это один из признаков, когда ребенок утрачивает реальные цели в жизни и теряет способность выбирать и эффективно планировать свое время ) — помогите ему выбрать конкретные и интересные занятия по его способностям и душе!

Не получится просто дать игрушку и уйти готовить, оставить один на один с каким-то развивающим материалом — важно показать, как можно играть с этой игрушкой, какие сюжеты выстроить, как организовать увлекательную игру. Ну а если вы даете сыну или дочке книжку — позаботьтесь о том, чтобы у них были подходящие условия и сформирована внутренняя готовность ее принять и полюбить.

Умение ставить правильные цели, выбирать занятия, планировать и выполнять их — это те базовые навыки, необходимые ребенку, чтобы он был действительно подготовлен к взрослой жизни.

Ведь бесцельный человек — это катастрофа, причем во всех сферах.

Дорогие родители, поделитесь, пожалуйста, как вы прививаете любовь к чтению? Что делали для этого? С какого возраста начали своим детям читать книжки? Когда они сами начали читать по своему желанию? Буду очень рада вашим комментариям! :))

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети ведь во все времена дети, а ваш ребенок — это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная — адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в "казаки-разбойники", нынешние дети предпочитают бегать пассивно — сидя за компьютером. И с не меньшим увлечением играют в "Дум", "Сталкер" и т.д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало!

Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет — самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: "Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!"

А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило — никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не-друзей — это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой "Сталкер" (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры.

Нет, нет, нет — не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов и далеко не самый худший.

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги — это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов.

На вопрос "Чё эт ты вдруг "Сталкера" читаешь?" можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло "быть в теме".

Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: "А в игре тоже есть такой персонаж?", "А что такое артефакт "душа"?". Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях!

Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: "Ну, естественно — в игру ж невозможно поместить все. Игра — это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить". И снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте — пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание — это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со "Сталкером", скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как "Гарри Поттер", "Властелин колец".

Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме — это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне — чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется — это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно — поможет наладить ваши отношения.

Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги — это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые робкие шаги уже сделаны и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете "правильную" книгу, привлеките внимание ребенка — зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача — заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните — капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим!

Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные!

Удачи вам, терпения, самообладания!

P.S. Все эти рекомендации — не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье.

Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Дерзайте, и у вас все получится!

Обсуждение

Хорошая, на мой взгляд книга в этом отношении, Шамиля Ахмадуллина, Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное, вот ]
Содержание, именно то, что ожидаешь от книги с таким названиям: немного теории, текст написан просто и понятно, автор дает простые для исполнения советы, как приучить ребенка к чтению.

А мне что делать?? У нас все читают, в любую свободную минутку не телек включается, а книга берется (электронная, бумажная- не важно). Дочка сама почти научилась (к сентябрю явно будет почти бегло читать), младший (2 года) изображает, что читает. А старший-первоклассник НЕ ЧИТАЕТ категорически:(. Ничего. Ему НЕ ИНТЕРЕСНО. Сам так сказал. :(. И не слушает толком:(. Посидит-посидит и побредет в середине повествования. И всегда так было,сколько помню наш опыт чтения:(

05.04.2012 21:56:10, manyusha

Мне кажется предложение в статье правильное. Но оно направлено больше не на привитие любви к чтению, а на нахождение общего языка со своим чадом, а без этого нет никакого общения. Это касается не только чтения, но и моды, поведения, отношения к учебе и т.д.. Ведь чтобы ребенок брал с Вас пример, нужно быть таким примером. У Жан-Поля Сартра (он по мимо всего прочего именитый педагог) спрашивали, как привить ребенку любовь к чтению, самое первое, что он сказал: - "...создать ребенку "книжную" атмосферу..." В доме все должны читать и с трепетом относиться к книгам. [ссылка-1]

Хорошая статья, жизненная, как и во всем, личный пример самое действенное, а ругать и упрекать действительно бесполезно, и к противодействию только может побудить, мужу это не могу объяснить никак.

Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность.

Комментировать статью "Ваш ребенок не любит читать? Я знаю, что делать!"

Еще по теме "Ваш ребенок не любит читать? Я знаю, что делать!":

Мне 34 года, и сколько я себя помню, я читала всегда и везде. Когда мне было 6 лет, меня отвезли к бабушке в деревню. Когда я приехала к ней, то к своему ужасу обнаружила, что у книг у нее нет совсем. Привезенные с собой я прочитала очень быстро и у меня началась настоящая «ломка», я просто не могла без чтения. Хорошо, что у соседки нашлась подписка на журнал «здоровье» за несколько лет. Осилив ее за пару месяцев, я стала ставить родственникам диагнозы, пугала их названиями болезней...

Она обожает, когда ей читаю я. Перечитали с ней кучу книг еще и не по одному разу. А сама - нет. Любовь к чтению не прививают насильно, гоняя ребенка по скорости чтения или заставляя читать книгу вместо пяти лет за пять часов (утрирую).

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится...

Всё больше людей усыновляют детей или становятся приёмными родителями. Я не исключение. И всё больше людей испытывают трудности с детьми, разочарования, крах надежд, выгорают... Мне повезло, у меня замечальный сыночек, здоровый, красивый, умненький, любимый роднюлечка. Но как любить детей, если они не такие, как хотелось и мечталось? Несмотря на то, мой любимый малыш ещё очень маленький, я знаю, что буду любить его всегда, какие бы трудности нас не ждали. Хотя я знаю, что всё у нас будет и...

читаю и убеждаюсь, что приёмность тут дело десятое. вас от наличия ребёнка корёжит, точно так же корёжило бы от наличия У них одна пластинка: "больше внимания", "показывать свою любовь ". А нет любви, одно раздражение. И "видеть в них хорошее" не получается.

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Вот и отдали мы своего мальчика... Как-то не так я это себе представляла. Я представляла себе счастливое фото на перроне: улыбающийся мальчик счастливо прижимается к своему папе, довольный папа обнимает сына, шумная толпа детей радостно машет вслед уходящему поезду... Который уносит Али в светлое будущее, к своим, к родным, в настоящую жизнь. Ведь по сути жизнь в приемной семье не была для Али настоящей. Он был для него непосильным, этот образ жизни, навязанный нашей семьей. Интенсивный...

Писала я не так давно про "мягкое" и "строгое" воспитание (кому интересно - вот эта тема [ссылка-1]). Часть ответивших мне пытались доказать, что дело не в "жесткости" или "мягкости" как таковых. Я хотела было ответить, что все не нравящиеся, неприятные мне дети - результат "мягкого" воспитания. Но не ответила, потому что покопалась в памяти и поняла, что это неправда. Стало интересно. Стала думать дальше, на тему, что же общего в воспитании детей, которые мне не нравятся. И знаете...

" Любовь не лечится Почему сироты из России становятся героями плохих новостей из Америки". Я многое из этих проблем знаю, есть опыт, и читала много. Но вот технологии по тому как работать с ребенком, у которого мозг был поражен алкоголем, не нашла.

Периодически думаю о том, как сделать так, чтобы моя дочь любила читать книги. Нельзя сказать, что у меня есть такая цель, но сама я очень люблю читать и читаю постоянно, не могу без книг. И при этом знаю многих людей разного возраста, которые не читают вообще. Так вот, один мой товарищ подал интересную мысль. Он прочёл модную нынче книгу "После трех уже поздно". Там есть несколько глав про влияние ранних детских впечатлений на развитие мозга и формирование наклонностей ребенка. И вот он...

И про все с самого начала: секс - переводиться как пол, отношения мужчин и женщин, дело это интимное и по большой любви, когда детей хотят И про интернет попутно - иногда можно наткнуться на страшную мусорку для мозгов, такое лучше и не читать, и не смотреть, потом...

У нас с мужем нет детей, хотя женаты 12 лет. Постоянно читаю ваш форум, атмосфера здесь особая - атмосфера любви, тепла и понимания. На данный момент для нас с мужем 2 варианта: либо суррогатное материнство, либо усыновление.

знаете, что на ум пришло? почитайте Л. Хей "Исцеляющая сила мысли": там и о безусловном принятии себя, и о безусловной любви к детям, и о том, как избавиться от комплексов и стереотипов, навязанных родителями. Популярная, легко читаемая книжка.

Если ребенок кричит из-за поцарапанной коленки - утешить святое дело, но если не могут поделить игрушку и орут, то разговор состоится Я стараюсь сосуществовать, но мне тяжело, буду читать языки любви и ваше руководство, может поможет еще немного просуществовать.

Ребенок все время признается в любви. Отношения с детьми. Детская психология. Я напрягалась - все время думала, что ребенку не хватает нашего внимания, или она не чувствует в полной мере нашей любви.

Я читаю ему книжки, складываем вместе пирамидки, гуляем, играем, я не обижаю его – но во мне живет только в лучшем случае равнодушие. Понимаю,потому что тоже взяла первого предложенного ребенка.И не было любви,да и сейчас ее нет,но появились теплые чувства к...

Я никого не люблю, т.к. они не достойны этой любви, они плохие». Задача РАД ребенка на всю оставшуюся жизнь – НЕ СМЕТЬ ЛЮБИТЬ. Я читаю здесь на форуме 3 года и только в этом году пошли разговоры о сложностях у детей адаптироваться в семье.

Поче
му дети не читают?
Почему наши дети не читают?
Консультация для родителей.
(Советы для родителей)
Наши дети читают всё меньше и меньше. Эта печальная реальность должна
заставить нас взрослых задуматься и, попытаться как- то изменить такое
положение вещей.
Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и ума. Читая,
наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление,
учит выражать свои мысли четко и ясно.
Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать
необходимостью.
Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста для своих чад
находили время каждый день читать им сказки, потешки,стихотворения
детских писателей.
Чтение книг создает единение между родителем и ребенком. Ласковый,
мелодичный,спокойный тон родителей, читающих книгу, успокаивает
малыша, учит его слушать, понимать речь, а красивые иллюстрации в книгах
с детства развивают вкус к красоте и искусству.
Чтение - «диалог» между родителями и детьми, потому что малыш, услышав
напевные слова, отвечает, двигая ногами и руками, эти движения указывают
на заинтересованность к чтению и хорошее настроение. Когда ребенок
подрастет, у него должны появиться книги о птицах, животных, о детях своей
эпохи, с которыми он мог бы себя отождествлять.
Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы
ванш ребенок смог себя почувствовать вовлеченным в процесс чтения и
слушал чтение с удовольствием. Во время чтения, родители и дети могут
начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге.
Если эти аспекты перенесены на свой или ребенка опыт, то это заинтригует
и дальнейшее чтение будет более интересно для малыша.
В конце чтения можно обсудить впечатлениЯ, извлеченные уроки и новую
информацию, совместно с ребенком нарисовать, слепит ь и з пластилина
понравившихся героев или продолжение прочитанной истории.

Так родители не только прививают навык любви к чтению,но и учат детей
правильному поведению в той или иной ситуации, развивают воображение,
логическое мышление, творчество детей.
Главное – ребенок будет с мамой и папой, а это так необхоимо малышу.
Как заинтересовать ребенка чтением
- Родители считаются образцом поведения для детей, поэтому для них
важен личный пример. Дети должны видеть родителей читающими. В
читающей семье дети будут читать.
- Мы можем начать с чтения газет вслух, комментируя прочитанное, и
ребенок может принять участие в разговоре о том, что происходит
вокруг него и в мире. Ребенок мал, но он личность и у него есть свое
мнение, не забывайте об этом.
- Когда вы ходите по магазинам, вы должны читать ярлыки и
инструкции вместе с ребёнком на продукты, вещи, которые вы
покупаете, даже спросить его мнение. Это правило вырабатывает
хорошую привычку у ребенка - он будет чувствовать себя важным и
ответственным, а также ребенок совершенствует разговорную речь
Выбирайте тщательно, с учетом возраста, различные издания книг и
журналов для детей.
Хорошо начинать с журналов, в которых много иллюстраций, красочных
фотографий, а герои известны, возможно они из популярных
мультфильмов. Позже ваш ребенок будет читать этот журнал с
удовольствием, быстро и легко идентифицировать себя с персонажами
и содержанием рубрик журнала. Хорошо известны следующие
журналы: «Трамвай», «Мамино солнышко », «Веселые картинки»,
«Лунтик», «Смешарики», «Винни и его друзья», «Маша и медведь».
- Важно знать увлечения, предпочтения своего ребенка. Наблюдайте за
его увлечениями, чтобы поощрить его, увеличить свою базу знаний, в
областях, которые привлекают ребенка. Помогайте его создавать
коллекции журналов, брошюр и других материалов в интересующих его
предпочтениях. Ваш ребенок позже пойдет в книжные магазины или
библиотеки искать новую информацию.
- Мы, взрослые, можем больше привлечь детей, соседей и друзей в
обсуждении прочитанных книг. Дети очень чувствительны к
увлечениям своих друзей, интересы детей «заразительны», и с
течением времени, между ними будет происходить бурный обмен
книгами, журналами.
Неоценимую помощь в увлечении чтением могут оказать дедушки и
бабушки. Дети будут слушать, затаив дыхание истории бабушек и

дедушек, истории о приключениях знаменитых героев, созданных
известными писателями. Такие писатели, как Джек Лондон, Марк
Твен, Пушкин, Вальтер Скот, Александр Дюма и другие классики
мировой литературы навсегда остаются в памяти. Истории из книг этих
писателей вызовут интерес детей, они сами захотят прочитать
продолжения этих книг.
Почему дети не читают
В отличие от нынешней действительности в прошлом столетии у детей
не было вокруг них больших искушений. Можно сказать, что телевизор,
компьютер, Интернет являются наиболее распространенными
отвлекающими компонентами. Это первые «враги» чтения, особенно
для малышей. Потому что они вызывают привыкание, нездоровую
зависимость для физического и психического развития детей.
Крайне важно, чтобы мы, родители, контролировали программу
просмотра передач детей, а после посещаемые сайты детьми. Да, это
требует времени, которого у нас крайне мало. Но главное - развитие
детей.
Не надо забывать, что сейчас нередки(к большому нашему
сожалению)показ сцен насилия, секса, пропаганда алкоголя,
наркотиков на голубых экранах и просторах Интернета. Родители
должны хорошо знать, что смотрит их чадо. С другой стороны, следует
воспользоваться привлечением этих двух «врагов» на свою сторону.
Так дети любят смотреть сказки про Белоснежку, Золушку, Машу и
Медведя, которые всегда были любимцами детей. Во время просмотра
фильма расскажите детям о книгах с другими знаменитыми историями.
Есть также комиксы, вдохновленными известными мультфильмами. Так
дети сопоставляют изображения на экране и текстом в журнале или
книге. Во всех наших усилиях, попытках заинтересовать детей
чтением родители всегда должны оставаться спокойными, улыбаться,
словом, проявлять радость от чтения книг и журналов.
Никогда ребенка насильно не заставляйте читать, иначе мы этим
вызовем реакцию отторжения. Чтение для детей должно
ассоциироваться с веселым и интересным времяпровождением. Книги
и журналы – входом в увлекательный мир чтения.