Секреты красоты гетер. Секреты красоты в разные эпохи. Аспазия - величайшая гетера Афин

© Getty Images О них придумывали много легенд. Их называли то содержанками, то самыми прогрессивными женщинами своего времени. Так чем же на самом деле занимались гетеры и почему их нельзя считать дамами легкого поведения?

Свободные женщины

В переводе с греческого hetaira означает «подруга», «компаньон». Эти женщины появились в VII-IV веках до нашей эры в Греции. Знаменитый оратор Демосфен называл их спутницами радости и служительницами муз. Гетерой могла стать любая обладающая достаточной красотой и талантом афинянка, если один из ее родителей не являлся гражданином Афин. Происхождение и социальный статус не имели значения, гетерами становились девушки не только из бедных семей, но из богатых. Потому что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение жены было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, девушки выбирали другой образ жизни – с правом выбора любовника по душе.

Но гетеры не считались падшими женщинами, наоборот, они были очень уважаемы обществом и имели высокий социальный статус. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили. А для плотских утех мужчин в Древней Греции существовали рабыни, которые не занимали высокого положения в обществе.

Гетеры же не всегда торговали телом, они скорее щедро обогащали мужчин знаниями. Они становились для них настоящими музами и могли выходить замуж за своих поклонников. Афинский полководец Перикл был настолько очарован гетерой Аспасией, что даже женился на ней. Аспасия не только помогала мужу готовить речи для выступлений, но и давала советы по решению государственных проблем. Одна из самых знаменитых гетер – Таис Афинская была подругой Александра Македонского, а после смерти возлюбленного она стала женой египетского царя Птолемея І.

Богини любви

В афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники гетер высекали предложения о свидании и сумму. Если женщине нравился поклонник, то она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели готовы были платить огромные деньги. Но «спутницы радости» выбирали только тех, кто им действительно нравился.

Однако были у гетер и противники. Кратет считал, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, и высмеивал любовь девушки к золоту. Известен даже случай, когда Фрину обвинили в кощунстве, за то, что она стала натурщицей для Праксителя, ваявшего статую Афродиты. Девушка обнажилась перед вынесением приговора.

Ее тело было настолько прекрасным, что судьям ничего не оставалось, кроме как оправдать гетеру. Так что поклонников у красавицы прибавилось

Например, царь Лидии так сильно желал Фрину, что ему пришлось согласиться на ее условия и выплатить ей баснословный «гонорар». Из-за этого ему даже пришлось поднять налоги в стране, чтобы восполнить бюджет государства. А вот Диогену близость с прекрасной гетерой ничего не стоила. Фрина восхищалась его умом.

© Getty Images

Сходства гетер и куртизанок

В переводе с французского слово courtisane означает «придворная». Так называли знатных дам, которые проживали во дворцах вельмож и королевских особ. Куртизанки должны были следить за этикетом и нарядно выглядеть, а во время приемов в честь иностранных послов – развлекать гостей приятными беседами.

Многие из них жили в роскоши, благодаря богатым покровителям, которые оплачивали их расходы. Нередко такие дамы были хозяйками салонов, в которых представители богемы, дипломаты, политики и военные могли отдохнуть, хорошо провести время, послушать музыку, побеседовать с умными и образованными женщинами. В отличии от гетер они не считались приличными женщинами.

Примечательно, что существовало две категории куртизанок: oneste – честные дамы и di lume – оказывающие сексуальные услуги своим покровителям.

Представительницы первой категории были умными, талантливыми и образованными женщинами. Мужчины часто советовались с ними при принятии важных решений. Сочетание интеллекта, интереса к искусству и общественной жизни делало их настоящими музами и вдохновительницами в глазах кавалеров. В этом они очень схожи с гетерами.

Честные куртизанки нередко состояли на государственном жалованье за то, что передавали секретную информацию, полученную в задушевных беседах с иностранными послами, дипломатами, политиками и военачальниками.

Например, француженка Марион Делорм была возлюбленной поэтов, министров, принцев, а в ее парижском салоне собирались представители оппозиции, так называемой Фронды, инициировавшие несколько антиправительственных восстаний. Во время одной из таких смут дом куртизанки превратился в своеобразный штаб лидеров этого политического движения, противостоявшего кардиналу Мазарини.

Отличия

Что же касается второй категории куртизанок, то к ней относились красавицы и модницы. Они тоже были хорошо образованны, но не блистали особым шармом. Эти дамы ценились обществом гораздо меньше, чем честные куртизанки, хотя и стоили своим поклонникам больших денег. Иногда, опасаясь сплетен и пересудов со стороны поборников христианской морали, представительницы этой категории выходили замуж за мужчин, которые были ниже по социальному статусу, чем их покровители. Часто такие браки были фиктивными. Гетерам же не приходилось выходить замуж, для того чтобы маскировать свое положение в обществе.

Нередко куртизанками становились образованные девушки из обедневших аристократических семей, которые быстро находили себе покровителей, а искусству обольщения их могли обучать родные матери. А вот «служительницы муз» получали необходимое для их профессии образование при храмах. Самая знаменитая школа находилась в Коринфе при храме Афродиты, который был известен во всей Греции тысячами служительниц богини. Гетер не только обучали искусству любви, ораторскому мастерству, философии и музыке, но и посвящали в тайные мистерии богини.

Главное отличие гетер от куртизанок заключалось в том, что они были служительницами культа богини Афродиты и жертвовали ее храму часть заработанных денег. Куртизанки же никогда не связывали свою деятельность с религией, стараясь держаться как можно дальше от ратующих за веру фанатиков.

Microsoft может получить партнерскую комиссию, если вы совершите покупку после перехода по ссылкам.

Многие женщины из высших слоев тратили дни и ночи на составление косметических средств. К примеру византийская императрица Зоя приказала соорудить в своих апартаментах императорского дворца в Константинополе косметологическую лабораторию, оснащенную по последнему слову науки XI века. Клеопатра Мед, оливковое масло в равных долях растирают в фаянсовой емкости, подогревают на медленном огне. Тщательно размешивают, смачивают ткань и накладывают на кожу лица. Через 15-20 мин. ткань снимают, а кожу протирают льняной влажной салфеткой. Существует и другой вариант этого рецепта. Чашка меда, подогретая в водяной бане, смешивается с 1л теплого молока и 2 ложками миндального или розового масла. Рецептам Клеопатры стоит верить. Современные исследователи говорят, что царица была некрасива, поэтому, возможно, искала компенсацию в косметике. Поппея Сабина Жена Нерона , первая красавица Рима. В ее маску входили ржаная мука, мед, листья вербены. Они тщательно перетирались и размешивались с добавлением молока ослицы. Ювенал называл эту маску «лицо для мужа». Зная ядовитый язык сатирика, можно засомневаться в рецепте. Вот, напиши он «для любовника»… Так что ищите молоко ослицы и проверяйте. Читаем далее.

Мария Стюарт Крем используют для рук и кожи лица. Пропорция такова: 10 г квасцов, два белка из куриных свежих яиц, 3г борной кислоты, 40 капель бензойной настойки, 40 капель деревянного масла, 5 капель желатина, 2 ст.л. рисового крахмала, 20 капель эфирного масла, несколько капель розовой воды. Процесс составления крема проходил следующим образом: брался глиняный горшочек, в котором растворяли в яичном желтке квасцы. Массу выпаливали на медленном огне, слабо нагревая и помешивая деревянной лопаточкой. Получать густоту массы необходимо осторожно, чтобы белок не свернулся. По истечении времени (после полного загустения массы) перекладывают в емкость для охлаждения, а затем в фарфоровую ступку. Все компоненты смешивают до однородной массы. Луиза де Лавальер Любимая женщина молодого Людовика XIV Луиза Лавальер для белизны кожи использовала специальные притирания из отрубей, замешанных на молоке. Нинон де Ланкло Знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, подруга супруги «короля Солнце» мадам де Ментенон, сумела сохранить привлекательность до весьма преклонного возраста. Ей приписывают простой рецепт ухода за кожей: ежедневно протирать лицо кусочком замши, смоченном кипяченной водой. Маркиза де Помпадур Фаворитка Людовика XV Помпадур для блеска глаз проглатывала чайную ложку меда и запивала ее морковным соком.

Кому как ни гречанкам - потомкам богинь и гетер, суждено было стать хранительницами самых древних секретов красоты. С легкостью разбивать мужские сердца, считают гречанки, можно в любом возрасте - главное быть ближе к истокам и правильно использовать дары могущественной природы.

Греческое оливковое масло

Когда думаешь о Греции, первое, что приходи на ум - оливковое масло. И действительно, масло в нескончаемом запасе есть в любом греческом доме. Жительницы средиземноморского побережья и готовят на оливковом масле, и заливают им национальные салаты, и максимально используют его в рецептах красоты.

Особенно жаркий климат губительно сказывается на тонкой коже лица, а чтобы избежать мимических морщин, гречанки на ночь смазывают лицо, шею и зону декольте оливковым маслом. Оно разглаживает, питает и удерживает необходимую коже влагу.

Подарок богов

В национальном кладезе секретов, которые мамы передают дочкам, лежат два самых важных рецепта масок - считается, что они сохранились со времен Древней Греции.

Рецепт 1. Две столовые ложки гороховой муки, полученной из смолотого в кофеварке гороха, смешайте с молочной сывороткой до образования кашицы и нанесите на лицо на 15-20 минут. Смойте отваром из трав или тоником.

Рецепт 2. Смешайте по чайной ложке оливкового масла и творога, добавьте сок петрушки и нанесите смесь на лицо на стандартные 15-20 минут. Такая маска способна быстро увлажнить лицо - кожа станет мягкой и упругой в одно мгновение.

Дела мыльные

В отличие от остальных европеек, кроме, пожалуй, испанок и итальянок, гречанки - обладательницы густых и толстых волос. Благодаря постоянному контакту с соленым морем, волосы красавиц со временем становятся еще более жесткими, но при этом именно такой шевелюрой гречанки и гордятся.

Большинство современных жительниц Греции отдают предпочтение в уходовой косметике специальному оливковому мылу, а не шампуню. Чудесный брусок отлично смывает жиры, но при этом сохраняет определенную жесткость волос - мягкие локоны здесь особенно не любят. А лучшей маской для волос, естественно, считается масло - розовое или оливковое, которое гречанки наносят на голову, избегая прикорневой зоны.

Защита от солнца

Все гречанки с детства усваивают, что открытое солнце - причина преждевременного старения. Поэтому в сумке каждой красотки будет лежать как минимум два средства c SPF-защитой. Кстати, во время сиесты (в разгар самого опасного, раскаленного солнца) гречанки стараются на улице не появляться, защищая свою даже настолько подготовленную кожу от возможных ожогов. В последнее время женщины стали отдавать предпочтение современным BB- и CC-кремам, тем самым справляясь сразу с несколькими бьюти-потребностями.

Ни дня без воды!

Еще один секрет красоты, которые гречанки чтят издревле - это неоспоримая польза от ванн. Если посмотреть фильмы о древнегреческих богах, то можно заметить, что уже тогда в каждом дворце и доме находился целый банный комплекс. Ванна для греческой красавицы - это целый ритуал: ее никогда не принимают на бегу. Чаще всего женщины здесь готовят травяные концентрированные отвары, которые добавляют в воду. Наиболее целебными считаются череда и ромашка. А если необходимо вернуть упругость телу, то в отвар добавляют еще и мёд с розовым маслом. Кстати, гречанки никогда не умываются просто водой, считая, что вода из-под крана вредит коже. Поэтому макияж здесь смывается только отваром из трав.

Греческая диета

Гречанки известны своим пристрастием к еде и достаточно пышными фигурами. Но для того, чтобы силуэт был именно соблазнительным, похожим на форму песочных часов, гречанки тщательно следят за своим меню. В Греции женщины много и вкусно готовят, но среди национальных блюд можно отметить большое количество рецептов из овощей, рыбы и мяса. Диетологи всего мира уже не раз отмечали, что греческая кухня - это эталон раздельного питания: здесь сыры едят с помидорами, баклажаны запекают с картофелем, а рыбу и мясо едят отдельно друг от друга, да еще и без привычного для Европы гарнира.

Чтобы не было невыносимо тяжело соблюдать строгий режим в питании, гречанки придумали правило субботы. Только в этот день они разрешают себе есть хлеб в неограниченном количестве, с удовольствием поглощать сладкое и смешивать продукты в меню.

Греческая косметика от онлайн-бутика :

6 августа 2011, 11:28

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок. "Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени. Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии). Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины. По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары. Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом. Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии. Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»). Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование. Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей. Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны. И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом. В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц). Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал. Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать. В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры. Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены) По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях. Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги. Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников. К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности. «Афродита Книдская» (копия) Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём. Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность. Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его. И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!» За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества». На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот. Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова: – Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую. 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом. Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы. Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская , чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам». Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро… Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины. Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец. – И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий. После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его. Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы. Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль. Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство. – Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором. Другие известные гетеры, о которых мало информации: Археанасса - подруга философа Платона Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына Гликерия - сожительница комедиографа Менандра Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты Летала - любовница Ламалиона Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию Мегалострата - муза поэта Алкмана Менатеира - подруга оратора Лисия Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести Источники.

Известные во всем мире, прелестные и вечно юные "жрицы любви" - они были готовы на любые жертвы, чтобы сохранить свою красоту вечно. Некоторые из средств, которыми они пользовались, сегодня несовместимы с требованиями современной косметики, но кто сказал, что современная женщина не готова на "безумства" во имя красоты?

Аспазия - величайшая гетера Афин

По утрам ее лицо выглядело странно, напоминая старую потрескавшуюся театральную маску, ведь знаменитая гетера перед сном накладывала на лицо специальную маску, приготовленную по собственному рецепту красоты. Аспазия в совершенстве владела не только риторикой и философией, но и искусством красоты. Ее "Трактат о сохранении красоты" раскрывает богатый опыт женщины, знающей все о том, что полезно для омолаживания.

Аспазия спала допоздна. А затем рабыни вели ее к огромному сосуду в форме чаши. Они мыли гетеру, тщательно вытирали и губкой наносили на кожу благовонные масла. Аспазия, сидя на мраморном стуле, внимательно рассматривала свое отражение в зеркале. На нее смотрела 40-летняя женщина, все еще красивая, несмотря на двойной подбородок и слегка выступающие жилы на шее. Бурная жизнь и ночные бдения не могли не оставить следов на лице. Затем специально обученная рабыня накручивала еще влажные волосы, придавая им форму локонов с помощью золотых игл. Косметичка тончайшей иголкой наносила на морщины рыбий клейстер, покрывала лицо слоем свинцовых белил, а на щеки накладывала румяна. Губы и грудь раскрашивались кармином...

Куртизанки обязаны были красить волосы в желтый цвет. Но Аспазия не любила использовать сок шафрана. Она предпочитала носить парик. Рабыни внимательно закрепляли на ее голове парик соломенного цвета. Аспазия величественно поднималась со стула и облачалась в тунику, украшенную по азиатской моде. Не забывала она и о свежих цветах. В такой момент она была женщиной без возраста или, точнее, в возрасте любви. Приближался час, когда приходил с поздравлениями ее любовник Перикл...

Последний туалет царицы Клеопатры

Клеопатра - утонченный продукт загнивающей династии, существовавшей благодаря Риму. Последняя представительница Птолемеев говорила мелодичным голосом, владела многими языками и искусством быть красивой, унаследовав его от своих греческих предков. Туалет был ритуалом, а Египет в изобилии предлагал продукты для омолаживания тела и лица. Бороться с морщинами помогали алебастровая пудра или соль в смеси с медом. Для укрепления волос использовали касторовое масло. Бальзам "для превращения старика в юношу" изготавливался трудно, но действительно уничтожал следы прожитых лет.

Клеопатра владела всеми этими тайнами, древнейшими тайнами мира, и открывала другие. К сожалению, написанный царицей "Трактат о красоте" утерян.

Одеваясь в последний раз, царица остановилась на комбинации синего, зеленого и золотистого цветов, что должно было придать оттенок святости ее мифической красоте. Она выкупалась в ослином молоке, смягченном медом. Верные рабыни Шармион и Ирас втерли в кожу бальзам, в состав которого входил экстракт из семян тикового дерева и акации. Внимательно разглаживали едва заметные морщины - Клеопатре исполнилось 40 лет - и покрывали их кашицей из свежих персиков. Наконец, все тело, согласно обычаю фараонов, умастили благовониями. На туалетном столике стояли флакон с духами в форме ястреба с митрой, ложечка для нанесения грима - обнаженная плывущая девушка, подталкивающая утку. Царица держала в руке серебряный диск - зеркало, чтобы наблюдать за действиями рабынь. В Египте при гримировании особое внимание уделялось глазам. Черная или зеленая черта не только удлиняла их, но и защищала от болезней, придавала особую выразительность. Цвет кожи подчеркивался бледно-розовыми румянами.

Последний туалет царицы Клеопатры был завершен. Она надела прозрачное платье, собранное в складки под левой грудью, при этом правая грудь осталась обнаженной. Легла на низкое ложе, протянув руку в том направлении, откуда приближался враг. Выбор яда не имел значения. Важным был лишь жест, "достойной" царицы.

Ослиное молоко для Поппеи

Нерон действительно был влюблен в Поппею. Чтобы жениться на ней, он убил ее мать Агриппину и свою супругу Октавию. Поппея, которая была старше мужа, по словам Тацита, обладала "всем, кроме честности". Русые волосы с медным оттенком, гладкая матовая кожа, белая, как батист. Поппея имела собственную маску для сохранения красоты, в состав которой входила рожь, сваренная в оливковом масле. Она дала ей свое имя, но злые языки предпочитали называть ее "маской для супруга".

Очень важной была для Поппеи церемония купания. Она ложилась в мраморную ванну, наполненную молоком ослиц. Стадо из 500 Ослиц сопровождало Поппею во всех ее поездках. В маленьких алебастровых вазах имелось все, необходимое для питания и отбеливания кожи. Особенно эффективной была паста из навоза вола, подсолнечного масла и растительного клея. Рабыня втирала грим слюной. Другая рабыня пинцетом осторожно наносила черные тени на веки госпожи. А на брови накладывалась сложная смесь из... мертвых муравьев. Согласно тогдашней моде, брови почти соединялись в одну линию. Парикмахерша умело причесывала волосы Поппеи. И в конце на лицо накладывались маленькие пластыри из кожи в форме полумесяца - прародители знаменитых мушек...

Мадам де Помпадур "делает" свое лицо

Болезненно бледная Помпадур употребляла очень много румян. Вечером она очищала лицо смесью сахара с белком яйца, что придавало коже белизну и особый блеск. На щеки накладывались телячьи отбивные или бальзам из пчелиного воска, огуречного сока и спермацета. По утрам на "омоложенное" таким образом лицо накладывался грим, обеспечивающий необходимый эффект на несколько часов. Мадам Помпадур раскрашивала в синий цвет вены на шее, чтобы подчеркнуть белизну и нежность кожи. Ни один туалет не обходился без мушек.