Календарный план по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию (старший дошкольный возраст) календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему Планиру

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

План работы по духовно нравственному воспитанию на 2016-2017 учебный год с воспитанниками подготовительной группы МБДОУ «Детский сад№4» г.Вилючинск разработан в соответствии с требованиями:

· Федерального закона от 21.12.2012г. №273 ФЗ «Об образовании В Российской Федерации»»

· Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2016г.;

· Парциальной программы О.М. Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», включенной в основную общеобразовательную программу ДОУ;

Структура плана формируется на основании приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое развитие), и учитывает духовно-нравственные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, а также ориентирована на возможности педагогов подготовительной группы.

Построение воспитательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы учитывает контингент воспитанников, оснащенность дошкольного учреждения, культурные и региональные особенности, а также опыт и творческий подход педагога.

В план включены шесть направлений, обеспечивающих духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое, физическое и трудовое воспитание детей:

1. «Азбука поведения»

2. «У истоков родной культуры»

3. «Воспитать человека»

4. «Поговорим об этике»

5. «Моя семья»

6. «Россия - родина моя»

В соответствии с планом духовно-нравственного воспитания дошкольников воспитательные моменты планируются как в первую, так и во вторую половину дня и включают в себя: непосредственную образовательную деятельность детей, ситуативные беседы, наблюдения и познавательную деятельность во время прогулок, музыкальные и спортивные развлечения, утренники, участие в конкурсах различных уровней и направлений. При этом мероприятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируются в первую половину дня. Продолжительность мероприятий соответствует санитарным нормам.

План позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»,

В.А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать « духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т.е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать первые представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье;
  • Формировать духовно-нравственные качества;
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства;
  • Воспитывать любовь к родной природе.
  • Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности, творчеству;
  • Воспитывать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
  • Возродить традиции семейного воспитания.

Подходы воспитательной системы

  • содержательный компонент - овладение детьми,доступных возрасту,объёмов представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

  • принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);
  • принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);
  • принцип систематичности , последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;
  • принцип результативности . Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;
  • принцип развития самоценных форм активност и. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Направления воспитательной работы:

  1. «Азбука поведения»
  2. «У истоков родной культуры»
  3. «Воспитать человека»
  4. «Поговорим об этике»
  5. «Моя семья»
  6. «Россия - родина моя»

Здесь образовательный процесс строится с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

  • беседы (с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо),
  • чтение и анализ художественных произведений (Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.),
  • игры (дидактические, коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые).

Взаимодействие с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • посещения педагогом семей своих воспитанников;
  • дни открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями праздники;
  • анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов)
  • использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей, стремления его к добру.

Направления работы:

Методические приемы

Сентябрь

«Азбука поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение: В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

«Что летом родится, - зимой пригодится».

«Восенушка - осень – сноп последний косим». «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина.

«Воспитать человека»

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

Л. Толстой «Два товарища».

«Поговорим об этике»

Дружба, товарищество.

«Моя семья»

Моя семья.

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Россия - родина моя»

Моя улица, домашний адрес.

Презентация Экскурсия по улицам.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

Октябрь

«Азбука поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение: А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры: «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Поселок Рыбачий – моя малая Родина»

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

Рассказ воспитателя об истории поселка. Просмотр и осуждение презентации «Моя малая Родина

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Совместный с родителями «Праздник урожая»

«Воспитать человека»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение: р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Поговорим об этике»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

Приложение 1

«Моя семья»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Россия - родина моя»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

Памятник памяти гибели подводной лодки Л-16

Экскурсия в СОК «Океан» и Ледовый дворец

Ноябрь

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Виртуальная экскурсия по памятным местам поселка «Почему так названы улицы?»

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Воспитать человека»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

«Формирование положительных привычек, здорового образа жизни»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

Участие в Акции:

«Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Приложение 2

«Поговорим об этике»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Моя семья»

«Моя родословная».

День матери

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Праздник-сюрприз для мам. Изготовление подарков «Цветы настроения»

Приложение 3

«Россия - родина моя»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Декабрь

«Азбука поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Готовимся к Рождеству

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Разучивание калядок

Мастер-класс для мам и детей по изготовлению рождественских украшений.

«Воспитать человека»»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

Участие во всероссийской акции «Покорми птиц» изготовление кормушек и открытие птичьих столовых

Приложение 4

«Поговорим об этике»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Моя семья»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

Проект «Герб моей семьи»

Приложение 5

«Россия - родина моя»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

Январь

«Азбука поведения»

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

«Воспитать человека»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Поговорим об этике»

«Скромность- положительная черта характера».

«Моя семья»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Россия - родина моя»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

Февраль

«Азбука поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Культура поведения на природе

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Творческо-исследовательский проект «Берегите природу»

Конкурс «Зеленая планета»

Приложение 6

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

Совместно с родителями Праздник «Проводы зимы»

Приложение 7

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

«Поговорим об этике»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Моя семья»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение: М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

Акция «Посылка другу в Армию»

«Россия - родина моя»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

Праздник совместно с родителями и военнослужащими «День защитника Отечества»

Приложение 8

Продуктивная деятельность

Изготовление подарков папам

Приложение 9

Март

«Азбука поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Рассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Воспитать человека»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Поговорим об этике»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение: Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Россия - родина моя»

«Международный женский день»

День подводника

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику «Мамин день».

Продуктивная деятельность:

подарки мамам и бабушкам

Мастер-класс для детей «Готовим винегрет и печенье для мам и бабушек»

Приложение 10

Праздничный концерт ко Дню подводника

Приложение 11

Апрель.

«Азбука поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения: «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Проект «Моя пасха»

Приложение 12

«Воспитать человека»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение: А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Поговорим об этике»

«Справедливость».

«Моя семья»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Россия - родина моя»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

Май.

«Азбука поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Камчатского края.

Экологические акции: «Наш город должен быть чистым», «Памятка выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Поговорим об этике»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Моя семья»

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Приложение 13

«Россия - родина моя»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад»

Участие в праздновании годовщины со Дня Победы. Возложение цветов к мемориалу «Л-16» (Дети и родители)

Приложение 14

Список используемой литературы:

  1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2013.
  2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 изд., испр. и доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2014
  7. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2016

План по нравственному воспитанию

Тема, цель занятия

Материал

Виды и формы совместной деятельности педагога с детьми

сентябрь

Тема: Достопримечательности моего

города.

Цель: Уточнить и обобщить знания детей

о родном городе, его

достопримечательностях, о героях

города. Воспитывать гордость за

город, в котором живешь.

Рисунки.

Фотографии зданий.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Мой город».

Экскурсии по городу.

Экскурсия в музей Нечитайло.

Организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему:

«Мой город», «Сальск сегодня и вчера».

Д/И «Кто живет в краю родном».

Фотографирование социально – значимых объектов и административных

Зданий.

Составление макета «Главная улица нашего города».

Д/И «Что было бы, если бы? »

октябрь

Тема: Дом, в котором я живу.

Цель: Обобщить, систематизировать знания

о различных видах жилья человека;

развивать речь; расширять знания по

теме «Семья»; закрепить понятия о

родственных отношениях в семье.

Воспитывать уважение к старшим.

Демонстрационно – наглядный

материал серии «Семья».

Литературные произведения по

данной теме,

Диск с мультфильмами.

Д/И «Семья».

Строительная игра «Дом для кукл».

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Д/И «Как мы помогаем родным».

Чтение литературных произведений В. Осеева «Хорошее».

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Просмотр мультфильмов «НЕ послушный медвежонок», «Мама для мамонтенка».

Ноябрь

Тема: Наша страна Россия.

Цель: Закрепить знание детей о символике

страны: флаг, герб, гимн. Воспитывать

у детей интерес к истории своей страны,

чувство любви и гордости за свою страну.

Карта мира.

Глобус.

Стилизованная карта России.

Фотографии предметов одежды

людей разных национальностей.

Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных

Национальностей.

Д/И «Русский костюм».

Рассматривание карты мира и глобуса.

Чтения стихотворений, пословиц и поговорок о родине.

Игра – путешествие по стилизованной карте «Россия – необъятная страна».

декабрь

Тема: Культура народов нашего города.

Цель: Сформировать представление о

культуре народов населяющих наш

город. Воспитывать уважение к

традициям культуре и обычаям

народов нашего города.

Фотографии национальных

костюмов.

Диск с песнями.

П/И народов нашего города.

Рассматривание фотографий национальных костюмов народов нашего города.

Беседа «Национальные праздники».

Просмотр презентации «Национальные блюда народов нашего города».

Слушание песен разных национальностей живущих в г. Сальске.

Организация выставки рисунков на тему «Народы нашего города».

январь

Тема: Законы, по которым мы живем.

Цель: Уточнить знание детей о гражданских

правах. Развивать правовое

мировоззрение и нравственные

представления. Воспитывать чувства

уважения к другим видам.

Конституция РФ.

Анкета.

Оформление альбома «Ты имеешь право».

Детско – родительская викторина «Поговорим о наших правах».

Беседа о Конституции РФ.

Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения

Чиполлино» (о справедливости сказочного государства).

февраль

Тема: Что такое героизм?

Цель: Формировать представление о героизме.

Воспитывать у детей положительное,

действенное отношение к воинам,

которое выражалось бы в стремлении

быть похожими на них. Уточнять и

расширять представления о защитниках

страны.

Фотографии земляков – героев,

памятников.

Диск музыкальных

произведений на тему «Песни

военных лет».

Рассматривание фото земляков – героев, памятников.

Чтение рассказов, стихотворений С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»,

В. Сосюра «Советская Армия», Л, Барбас «Имя героя».

Слушание музыкальных произведений военных лет.

Выставка «Военной техники».

Посещение воинской части города Сальска.

Изготовление подарков папам и дедушкам.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города

Берет», «Тот герой, кто за родину горой» и другие.

март

Тема: Славные женщины.

Цель: Воспитывать доброе, чуткое отношение

к маме, женщине, девочке.

Музыкальные произведения

по данной теме.

Фотографии мам, бабушек.

Оформление альбома «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Рассматривание фото мам, бабушек.

Беседа «Наши славные женщины».

Прослушивание музыкального произведения Прокофьева «Мама».

Составление рассказа из опыта «Что делает мама».

Изготовление подарков для мам, бабушек.

Игровое упражнение «Мама расстроилась, утешь ее».

Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет стол».

Аппликация «Букет для мамы».

апрель

Тема: Земля на которой мы живем.

Цель: Формировать любовь к родному краю,

к миру, в котором живем.

Карты – схемы.

Д/И «Сохраним чистую воду на Земле».

Развивающая игра «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы) .

Загадывание загадок о крае в котором мы живем.

«Сейчас узнаем» - познавательный вечер посвященный Дню защите Земли.

Познавательное сообщение «Знаете ли вы, что… »

Беседа «Степь да степь кругом».

Рисование «Степные просторы».

май

Тема: Новенький (скоро в школу) .

Цель: Подготовить детей к переходу в

новый коллектив, по упражнять в

различных формах знакомств.

Предметы – заместители для

сюжетно – ролевых игр.

Фотографии детей разных

лет.

С/Р «Школа».

Д/И «Что лишнее? »

Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.

Выставка фото детей разных лет, детских работ и т. д.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Чтение пословиц о дружбе.

С/Р игра «Как побороть страх».

Сочинение для родителей «Мой ребенок ученик».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка –

детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск. »

Перспективный план работы

по нравственно – патриотическому воспитанию

группы общеразвивающей направленности

(6 – 7 лет)

Гайворонская О. Н.

воспитатель

первой категории

г. Сальск,

2014г.

Организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

Актуальность темы вызвана резким падением духовности во всем мире. Это и диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей духовно-нравственного сознания и культуры.

Духовно-нравственное развитие личности дошкольника - целенаправленный процесс развития и становления личности ребёнка под влиянием воспитания, обучения и социальной сферы, направленной на развитие духовно-нравственной личности, выступающих мотивацией к дальнейшему познанию самого себя, отношений с окружающим миром на основе духовно-нравственных ценностей.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина своей Родины.

Особенности развития наших детей, снижение у них эмоционально-чувствительного восприятия не дают возможности своевременно усвоить знания, представления о духовности и патриотизме. Наши дети с трудом понимают объяснения взрослых, если это проходит в обычной традиционной форме: беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдения. Появилось необходимость выбора наиболее эффективных методов организации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса.

Цель

Создание организационно–педагогических условий формирования у детей духовно–нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому и семье, родной земле и родному краю.

Задачи

  1. Социализация детей;
  2. Воспитание толерантности;
  3. Формирование этических норм поведения, таких как выдержка, уважение к старшим, терпимое отношение к младшим сверстникам;
  4. Расширение и углубление знаний детей о городе, его истории, достопримечательностях, о людях-героях родного города;
  5. Формирование у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
  6. Развитие у детей речи, мышления, воображения, умения анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений;
  7. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.

Календарно-тематическое планирование на первую декаду учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь).

I Блок: Осень

Сентябрь - Первый месяц осени. Усиливается поток холодного воздуха. По утрам густые туманы, ранние сумерки, хмурое небо. Народ прозвал этот месяц «хмурень». Ночи становятся темнее и длиннее. В первой половине сентября на юг улетают ласточки, а в конце месяца – жаворонки, журавли, скворцы. Лес становится – золотым. Сентябрь- время сбора запасов на зиму у ежей, белок, бобров, барсуков и других зимующих животных. В воздухе летают паутинки - первый признак осени. Сентябрь славен урожаем семян, плодов, овощей – свеклы, картофеля, моркови, репы, редьки и т.д.

Октябрь – середина осени, период листопада. День убавился на два часа. Средняя температура +7. Улетают последние птицы: скворцы и грачи. Октябрь последний месяц сбора урожая, подготовка растений к зиме. Белка стала голубо- белая, посветлели зайцы- беляки. Золотая осень царствует в роще у речки. На березе еще на прошлой неделе весели зеленые листья, а сегодня она вся в золотой одежде. В природе это время года всё изменяется. Только красавец дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Какое обилие красок.

Ноябрь - последний месяц осени. Средняя месячная температура ниже нуля. День убавился на 2 часа. Погода часто пасмурная, низко повисают облака, часто идет дождь, холодно. Во дворе появляется много воробьев, галки. Деревья стоят голые и только на дубе кое-где висят засохшие листья. Для земледельцев наступает отдых. У домашних животных обрастает шерсть к зиме.

месяц

Тема недели

Сентябрь -1неделя

Диагностика знаний “Расскажем друг другу о лете…”

Цель: создать эмоциональный настрой, развитие связного высказывания.

Занятие «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

Выставки фотографий

“Скоро в школу” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.

Беседы: «Мои летние впечатления”, “Где мы были, что видели”, “Летние месяцы”. Развитие продуктивной деятельности: рисование, аппликация тема: «Где мы были, что видели”.Развивающие игры: “Школа”, “Детский сад”, “Семья”.

Чтение В. Драгунский “Денискины рассказы”, Н. Носова “Мишкина каша”.

Наблюдения за изменениями в природе (лето-осень), поведением птиц.

2неделя

“Город чудный, город древний…”

Цель: расширять знания о Москве, воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, её истории. Знакомство с достопримечательностями города. Закрепить знания о ПДД.

Образовательная деятельность:

“Москва-город в котором мы живём.” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Игры путешествия:“Театр”, “Музей”.

Беседы “Улицы Москвы”, “Чем замечательна Москва?” Чтение: Глинка “Москва”, С.Дрожжин “Привет”.

Презентация “Дорогая моя столица – дорогая моя Москва”.

Игры: “ В путешествие по Москве”.

“Ты сегодня-пешеход”-ПДД. безопасность, познание, социализация, коммуникация. Коллаж: “Движение в городе”.

Развитие продуктивной деятельности: тема «Улицы города” рисование, лепка, конструирование. Коллаж. Проигрывание социальных педагогических ситуаций: “Автомобиль и пешеход”, “Где должны играть дети”

Чтение стихотворения С. Михалкова “Шагая осторожно”.

3неделя

“Листопад, листопад листья жёлтые летят…”

Цель: расширение знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

Образовательная деятельность:

Рассказывание по картине И.Левитана “Золотая осень”.

“12 МЕСЯЦЕВ” - художественное творчество, познание, коммуникация.

Заучивание наизусть стихотворений об осени. И.Демьянов "Летят дождинки".К.Бальмонт “Осень”. Чтение: Н.Сладков “Осень на пороге”, рассказ К.Ушинского “Четыре желания”. А.Плещеев “Осень”.

Развитие продуктивной деятельности: тема “Я – художник и рисую осень” рисование, лепка.

Беседы: “Прогулки в осеннем лесу”, “Периоды осени”, сбор листьев для гербария. Игры – путешествие: “В гостях у Лесовичка”, “Угадай по листику”.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание – общее, по группам, решение групповых вопросов. 2.Консультация на тему « Ребенок мой родной». 3. Анкета с родителями « Ценности семьи».

4неделя

1.“Урожай собирай и на зиму запасай…”

Цель: расширение и представление знаний об урожае. Закрепление знаний о сельскохозяйственных профессиях и о профессиях в детском саду.

2. “День дошкольного работника”

Цель: расширение и представление знаний о профессиях в детском саду.

Образовательная деятельность:

“Путешествие к бабушке Агафье”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Заготовки на зиму”- объёмное рисование, аппликация. Коллаж. Чтение художественной литературы. Н. Носов “Огурцы”, “Огородники” - чтение и обсуждение. Пересказ текста по И.Соколову-Микитову. Беседа: “Труд взрослых в садах”, “Труд взрослых на полях и в огородах”. Игры: “ Магазин”, “Овощи-фрукты”.

27 сентября – День дошкольного работника. Тема: “Профессии в детском саду"- познание, коммуникация, социализация. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Наш любимый детский сад” – рисование.

Беседа: “Кто о нас заботиться в детском саду”.

Наблюдение за работой повара, воспитателя, помощника воспитателя, логопеда-дефектолога, медицинской сестры детского сада – обсуждение.

Октябрь- 1неделя

“Лесные дары осеннего леса”.

Цель: расширение и закрепление о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, о ягодах.

Образовательная деятельность:

“В гостях у Гриба-Боровика”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Гостинцы для лесных зверят”, “Съедобное - несъедобное» - рисование, лепка, конструирование. Коллаж тема: “Угощение Гриба-Боровика”. Чтение стихов Е. Благининой, Н. Саконской, Е.Серовой, А.Прокофьевой, В.Степанова, В.Орлова.

4 октября -“День животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, безопасность. Развитие продуктивной деятельности.

Беседа: “Правила поведения в природе”, “Какой гриб и с каким деревом дружит”, “Что мы приготовим из ягод”.

Игры: “Грибная поляна”, “Угадай по листику”, “Ягоды лесные и садовые”.

2неделя

“ Лес, точно терем расписной…”

Цель: з акрепление названий деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам.

«Посиделки на Покров»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения и разновидностями рукотворной игрушки.

Закрепить знания фольклорной тематики

Образовательная деятельность:

“Путешествие муравья через лес ” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Где был муравей, что видел”- рисование, ""части дерева”- аппликация, оригами. Беседа: “О деревьях. Какие деревья растут у нас в саду”. “Какие изменения в природе с наступлением осени”, “Строение дерева”. Чтение художественной литературы: рассказ о берёзке. Загадки про деревья. Для чего нужны деревья, польза от деревьев . Игры: “Собери картинку”, “С какого дерева лист”.

Образовательная деятельность:

“Зимним холодом пахнуло на поля и на леса»- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Распиши барышню ”- рисование, ""Синие узоры”- аппликация, оригами. Беседа: “Русские народные традиции ”. Чтение художественной литературы. Досуг «Покровская ярмарка»

3неделя

“Животные леса”

Цель: закрепить представления об особенностях жизнедеятельности диких животных в осенний период.

Образовательная деятельность:

“В осеннем сказочном лесу”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Загадывание загадок. Развитие продуктивной деятельности. Тема: “Лесные жители” рисование, аппликация, конструирование: “Терем-теремок”. Совместная работа родителей и детей: выставка поделок из природного материала “Животные леса”.

“Подготовка животных к зиме”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение русских народных сказок о животных

Познавательные игры: “Кто, как зимует”, “Зайка беленький сидит”, "У медведя во бору". Беседа: “ Повадки животных в осенний период”. Чтение художественной литературы: М.Пришвин “Ёж”, Е.Чарушин “Волчишко”.

4неделя

“Стаи птиц улетают, прочь за синие море…”

Цель: расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах, о частях тела и образе жизни птиц Познакомить детей с понятиями: «лететь клином», «лететь цепочкой, стайкой».

Образовательная деятельность:

“Улетают птицы в дальние края... ”, “Части тела птиц”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Соловушка”- оригами из бумаги, рисование, лепка. Наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах. Стихи: А.Плещеев “Скучная картина, тучи без конца…” Е.Благинина “ Стрижи”. М-Сибиряк “Серая Шейка”.

Игры: “Кто у кого?”, ”Кто лишний”, ” Кто с кем улетает осенью на юг”. Беседа: “Почему улетают птицы”, “Что происходит с насекомыми”, ” Как улетают птицы”.

Ноябрь- 1неделя

“Моя Родина – Россия. Москва - столица”.

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине. Закрепление знаний о флаге, гербе и Гимне России. Воспитание уважения к людям разных национальностей.

Образовательная деятельность:

“Наши богатыри”, “Памятник Минину и Пожарскому”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Презентация, посвящённая ко дню народного единства.

Развитие продуктивной деятельности: тема: “Когда мы едины, мы не победимы”, “Наши богатыри” - оригами из бумаги, рисование “Флаг России” коллаж, аппликация, конструирование т. “Старинная крепость”.

Чтение “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, пословицы, поговорки. К. Ушинский: “Наше Отечество” (отрывок), М. Исаковский: “Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: “Родина”. Обсуждение, рассматривание картины Васнецова “Богатыри” сравнение их с описанием в былинах. Беседа на тему: “Мой дом, моя семья, моя Родина”, “Широка страна моя родная”,

“Наша страна и ее соседи”.

Досуг: “Прощание с Осенью”, разучивание песни: “Я люблю по Москве погулять…”

Игры: “Защитники”, “Путешествие в Москву”.

2неделя

“Нам в деревню хочется погостить…”

Цель: закрепление представления о домашних животных, уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Образовательная деятельность:

“В гости к дедушке и к бабушке”, “В мире животных”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними животными. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Кто мурлычет под рукой…” -рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки. В.Г.Сутеев: “Кто сказал Мяу?”, Б.Житков “Рассказы о животных”. Беседа на тему о роли домашних животных в жизни человека. Игры: “Кто спрятался?”, “Чудесное животное”, “Пастушки”.

Чтение повести-сказки: “Карлсон, который живёт на крыше”. Беседа о прочитанном произведении.

3неделя

“На птичьем дворе…”

Цель: расширение и закрепление знаний о домашних птицах и птенцах.

«О здоровье всерьез!»

Цель: сформировать у детей понятие «здоровый образ жизни»

Образовательная деятельность:

“Возле птичника забор, за забором птичий двор…”- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных на ферме. Составление описательных рассказов по картине, наблюдение за домашними птицами. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Это кто пищит пи-пи, из яичной скорлупы…” - рисование, лепка. Чтение художественной литературы, сказки о домашних птицах, загадки, стихи: “Петушок”, “Курица и цыплёнок”, Г.Х.Андерсена: “Гадкий утёнок”, Беседа на тему о роли домашних птиц, какую пользу они приносят человеку. Объяснение значений выражений: “клевать носом”, “как с гуся вода”, “как курица лапой”. Подвижные игры: ”Гуси-гуси”.

Беседа «Почему люди болеют»

Продуктивная деятельность – лепка «Подарок для заболевшего друга».

Рисование «Поддержу больного друга»

Аппликация «Украсим носовой платок».

Игра «раз, два, три свой платочек сбереги»

Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений Б. Сулимова «Про носы»

4неделя

“Мамин праздник”

Цели: формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать уважение и заботливое отношение к маме.

Образовательная деятельность:

“Мамочка любимая моя”, “Профессия моей мамы”- познание,

коммуникация, чтение художественной литературы, социализация. Развитие продуктивной деятельности: тема: “Портрет мамы”, “Подарок маме”- рисование, аппликация. Беседа: ”Помощь маме”, “Кем работает моя мама”, анализ бытовых ситуаций: "Почему мама расстраивается, огорчается", "Как сказать маме о плохом поступке", "Чем я порадовал маму". Чтение пословиц о маме. Чтение стихов Е. Благинина. ”Посидим в тишине”, Г. Виеру. “Мамин день”, Я. Аким. “Мама”, Е. Благинина. “Вот какая мама”и др.)

Игры: ”Ласковые фанты”, игра-путешествие на работу к маме.

II Блок: Зима

Декабрь - начальный месяц зимы. В эту пору холода всё больше и больше усиливаются, а 25декабря начинается время сильнейших морозов. Деревья стоят без единого листочка, а у многих животных началась спячка.

Январь - середина зимы и начало нового года. В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы. Но за последние годы его становится мало, климат меняется. Продолжительность дня увеличивается почти на 3 часа. В начале месяца подготавливают для зимних посадок овощей. В середине месяца можно посадить зелень.

Февраль- 15 февраля Сретенье. День первой встречи весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Зима с весной встретились.

Декабрь- 1неделя

День воинской славы России.

Цель: познакомить с очередным днем воинской славы России (5 декабря 1941 года) битвой под Москвой и подвигом наших земляков-героев И.В.Панфилова и В. Г. Клочкова. Формирование эмоционально-положительного отношения к защитникам Отчизны.

Образовательная деятельность:

5декабря-День воинской славы России “ Дни воинской славы. Битва за Москву и о подвиге 28 героев-панфиловцев ”.

“Защитники”,- познание, коммуникация, чтение художественной литературы А. Платонов “Маленький солдат” , социализация. Беседа к иллюстрации по теме “Великая Отечественная война”, “Защитники Отечества” , “Москва военная”, “Танковая атака”.Развитие продуктивной деятельности тема: “военная техника” рисование, лепка.

6декабря-День защитника Руси Александра Невского. Победа армии русского полководца Александра Ярославича над шведскими войсками на реке Неве, за что его стали величать Невским. Презентация.

2неделя

“Путешествие в ателье, в обувную мастерскую”

Цель: Познакомить детей с национальной одеждой, с видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов, провести связь одежды с временами года.

“Откуда берется одежда, кто их шьет?”

Цель: Познакомить детей с трудом швеи, сапожника, вязальщицы, ознакомить с инструментами, используемыми при шитье. Расширять знание детей об этих профессиях и ее значимости.

Образовательная деятельность:

“ Одежда народов мира”, “Как заботиться о своей одежде” - познание, коммуникация, чтение художественной литературы. Чтение сказки К.И.Чуковского “Мойдодыр”, Ш. Галиев “Пляшут наши сапожки”, рассматривание журналов мод. Развитие продуктивной деятельности тема: “Одежды для кукол”, коллективная работа (стирка кукольной одежды) . Оригами “Рубашка. Свитер”, рисование “Мы рисуем праздничный наряд”

Беседа “”Подводим порядок в шкафу для одежды”. “Где надо покупать обувь?” “Почему мы одеваем чешки на зарядку и на физ. занятия?”, “Почему нужна спортивная форма. Чем она отличается от других одежд?” - Рассматривание иллюстраций к сказке “Золушка”.

Дидактическая игры “Классификация одежды и обуви”,”Зимняя или летняя”, “Что носят мальчики и девочки”,“Из чего сделано?”. Спортивная эстафета “Сапоги- скороходы”.Сюжетная игры “Магазин одежды”, “Подбери пуговицу к одежде”. “Зашнуруем ботинки”.

Домашнее задание для родителей «Шьем вещи для куклы»

3неделя

“Зимующие птицы в нашем городе”

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города. Познакомить детей с умением определять погоду по поведению птиц. Продолжить экологическое воспитание- забота о птицах в зимнее время года.

Образовательная деятельность

“Здравствуй, милый зимний гость! “ познание, коммуникация, чтение художественной литературы Е.Благинина “Морозы”С. Городетский “Первый снег” ,загадки, стихи. социализация.

Развитие продуктивной деятельности тема: “кормушка для птиц”аппликация, рисование тема: ”Сел на ветку снегирёк”, конструирование “Сложи птичку”.

Беседа тема: “Покормите птиц зимой”.

Игра “Скворушки”, “Что перепутал художник”,”Каких птиц много на дереве?”

4неделя

“Новогодние традиции”

Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно учавствовать в его подготовке.

“Новогодний праздник у детей” - в гости пришел дед мороз, зима, снегурочка, и звери. Они показывают свои концертные номера.

Детское творчество: “Украшение елки игрушками”. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения “ Морозные узоры”. Конструирование игрушек из объемных геометрических фигур. Декоративно-оформительская деятельность “Новогодние игрушки”.

Лепка из солёного теста “ Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки”.

Основы праздничной культуры, участие детей в подготовке к новогоднему празднику и его проведению. Беседы: “История празднования нового года в России традиции, сложившиеся в народе при его праздновании”, “История обычая украшения ёлки; новогодняя символика”, “Обычаи встречи нового года у разных народов мира”, “Соблюдение мер предосторожности при обращении с атрибутами новогодних развлечений”.

Январь- 1неделя,2неделя

“Поёт зима – аукает”

Рождество

Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Промежуточная диагностика знаний. Конкурс чтецов стихотворений ко дню 14 января – старый новый год. Происхождение и назначение древних русских праздников - рождества, святок; святочная неделя (после нового года и рождеством) и связанные с ней три народных обычая: гадание, ряжение, калядование.

Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».

Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления

3неделя

Рождественские калядки

Музыкально- дидактические хороводные игры.

  1. « Как на тоненький ледок»
  2. «К нам приходит новый год» хоровод, муз. В. Герчик, сл. З.Петровой.
  3. Игра « Ищи» - закрепить умение детей выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

4неделя

Цель: С помощью современных технологий расширять знания о Великой Отечественной войне. Воспитать патриотизм уважение к памяти воинам, павшим на войне. Дать представление о Ленинградской блокаде

Образовательная деятельность

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Развитие продуктивной деятельности Эксперимент с водой и льдом

Цель: Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Февраль- 1неделя

Мы поедем, мы помчимся…

2неделя

Моя квартира

10февраля – День памяти А.С.Пушкина. Творчество великого русского поэта А. С. Пушкина, биографические сведения из жизни поэта.

3неделя

День защитника Отечества

Цель : Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у девочек уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Познакомить детей с традициями народного праздника Масленицы. Продолжать знакомство с русским устным народным творчеством.

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.

КВН-“Наша славная армия”, “Аты-баты, мы солдаты!” знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Российская армия – надежный защитник нашей родины. Трудная, но почетная обязанность военных защищать родину, охранять её спокойствие и безопасность, различные рода войск – сухопутные, военно - морские, воздушные (пехота, танковые, артиллерийские, пограничные, ракетные); названия военных специальностей. Современная военная техника на страже рубежей родины.

Выставка детского творчества

Беседы: о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

Рассматривание иллюстраций, беседа

Средняя группа

Сентябрь.

Тема: «Здравствуйте, это я!».

Цель: формировать у детей элементарные правила поведения, этику общения и приветствия; воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Задачи: побуждать детей быть приветливыми при общении в д/саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова», раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость»; развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.

  1. Дид.игра «Как тебя зовут, и где ты живешь?».
  2. Игровая ситуация «Учимся правильно разговаривать».
  3. Занятие «Будь всегда вежлив».
  4. Игровой этюд «Скажи соседу доброе слово».
  5. Беседа «Что значит быть вежливым?».

Тема: «Наша дружная семья».

Цель: формировать представление детей о семье и семейном клане, о доброжелательных отношениях родных людей.

  1. Беседа «Что такое семья».
  2. Знакомство с пословицами и поговорками о семье и родном доме.
  3. Занятие «Кто мы в нашей семье?».
  4. Дид.игра «Как нас можно назвать по-другому?».
  5. С/ролевые игры «Дочки-матери», «Семья».
  6. Худ.-творческая деятельность: рисование «Мама, папа и я- дружная семья».

Тема: «Дружба».

Цель: формировать представления о дружбе, друге.

Задачи: развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать друзей, сочувствовать им; учить находить себе друзей; анализировать ситуацию и находить выход из нее, приемлемый для всех.

  1. Беседы: «Ссора», «Как помириться?».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Занятие «Мы не будем ссориться».
  4. Беседа «Дружба начинается с улыбки».
  5. Игровые ситуации: «Не забывай о друге», «Помоги другу», «Как развеселить друга».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Открытка для друга».
  7. Дид. игра «Найди друзей».

Тема: «Доставляй людям радость добрыми делами».

Цель: воспитание заботливого отношения к окружающим людям.

Задачи: закреплять понятие «доброта, добрый, милосердный», развивать эмпатию (вчуствование во внутренний мир другого человека) , чувствовать отзывчивость, внимание, формировать культуру общения; желание совершать добрые дела и поступки.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровая ситуация: «Я выполню поручение», «За что бы я сегодня себя похвалил?», «Как бы ты поступил?».
  3. Занятие «Наши добрые поступки».
  4. Дид. игра «Хорошо-плохо».
  5. Худ. - творческая деятельность: лепка «Поможем лесным зверюшкам».

Тема: «Сказочные персонажи».

Цель: помочь детям усвоить понятие «добро» и «зло», учить различать их.

Задачи: учить детей анализировать поступки на примере сказочных персонажей; закреплять понятия доброты, зла на конкретных примерах; учить определять эмоции по условным графическим изображениям; воспитывать у детей желание быть добрым, помогать окружающим.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Игровые ситуации: «Красная шапочка», «Подарки от Деда Мороза».
  3. Занятие «Путешествие к Незнайке».
  4. Худ. - творческая деятельность: рисование «Мой любимый сказочный герой».
  5. Беседы: «Почему я не люблю Бабу Ягу?».
  6. Настольный театр. (показ детям знакомых сказок).

Тема: «Папа, дедушка- солдаты».

Цель: дать доступные детскому пониманию представления государственных праздниках, о труде военных.

Задачи: познакомить детей с государственным праздником «День защитника Отечества»; формировать понятия «военный, воздушный, сухопутный и морской транспорт»; дифференцировать профессии по родам воск; приобщать детей к русской праздничной культуре. Воспитывать доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «хочу быть похожим на папу», «Кто защищает нашу Родину?».
  3. Занятие «Я бы в летчики пошел».
  4. Развлечение «День защитника Отечества».
  5. Дид. игра «Что нужно пограничнику?».
  6. Дид. игра «Как наши деды этот мир отстояли?».
  7. Худ. - творческая деятельность: рисование «Летят самолеты, сквозь облака»; аппликация «Праздничная открытка для папы».
  8. С/ролевые игры «Пограничники».
  9. Игровое упражнение «Кто дедушка моему папе?».

Тема: «Моя мама лучше всех».

Цель: углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку- маме.

Задачи: продолжать формировать у детей представление о семье, умение называть членов семьи; дифференцировать понятие: мама моей мамы. Побуждать детей проявлять заботу и любовь к родным людям. Воспитывать чувство благодарности за ее заботу об окружающих ее людях.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Хочу быть похожей на маму», «Чем можно порадовать маму?».
  3. С/ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья».
  4. Занятие «Моя мама лучше всех».
  5. Игровые ситуации: «Помогу маме приготовить обед», «Выбираем подарки для мамы».
  6. Худ. - творческая деятельность: аппликация «Цветы для мамы»,; рисование «Портрет моей мамы».
  7. Д.игры: «Какая моя мама?».
  8. Развлечение «Мамин праздник».

Тема: «Эмоциональное состояние детей и взрослых.

Цель: способствовать совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер, дошкольников, развивать нравственные мотивы поведения.

Задачи: развивать мышление и эмоционально-волевые процессы; помочь детям почувствовать и научиться понимать эмоции; анализировать поступки героев, находить творческие решения; формировать с помощью игры моральные представления.

  1. Занятие «Кривляки, хвастунишки и дразнилки».
  2. Чтение литературных произведений.
  3. Беседы: «Что чувствует твой друг», «Настроение», «Каким я себя вижу».
  4. Игровые ситуации: «Я дарю тебе улыбку», «Радостная встреча», «Кто веселый, грустный, сердитый».
  5. Рассматривание фотографий, рисунков с различными изображениями эмоционального состояния человека.
  6. Дид.игры. «Хорошо-плохо», «Веселый- грустный».

Тема: «Я никого не обижаю и всем помогаю».

Цель: формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.

Задачи: формировать привычку откликаться на просьбу родных, друзей и знакомых; учить защищать слабых, выражать сочувствие, выражать стремление помогать им, радовать их, не огорчать.

  1. Чтение литературных произведений.
  2. Беседы: «Почему нужно помогать малышам и защищать их», «Сила не право», «Как мы заботимся о своих близких».
  3. Игровые ситуации: «Кто поможет девочкам?», «Как бы ты поступил?», «Письма доброго сказочника».
  4. Беседа «Когда я вырасту».
  5. Занятие «Если добрый ты».